I. Словарно-орфографическая работа. (70) Доли́на. Дол — ‘низ’ (слав.)

(70) Доли́на. Дол — ‘низ’ (слав.)

Доли́нный.

II. Наблюдения. Один из учащихся демонстрирует очень простой и широко известный опыт: зажигает свечу, подносит ее ко рту и произносит четко по слогам слово апельсин; пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет. Отсюда логический переход к беседе об ударении.

— Почему свеча погасла? Потому что последний слог ударный, он произносится с большей силой. Сделать ударение на том или другом слоге — значит произнести его с большей силой.

III. Словарный диктант с последующей самопроверкой и фонетическим заданием.

Синтаксис, приставка, диалог, суффикс, предлог.

Задание: обозначив ударение в слове, разделить его на слоги; указать, сколько слогов в каждом слове, какой из них является ударным.

После выполнения задания делаем вывод: в русском языке ударение разноместное — оно может падать на любой по счету слог в слове (доказательство — разобранные примеры.)

Разноместность ударения — один из отличительных признаков русского языка. Во многих других языках оно постоянное. Вспомним, например, во французском языке ударение на последнем слоге (жюри́, парашю́т).

IV. Словарный диктант с последующей самопроверкой по таблице.

Досуг, предмет, километр, магазин.

— Что общего в звучании этих слов? (Ударение — на последнем слоге.)

— Назовите как можно больше таких слов, в составе которых есть элемент метр-.

V. Хоровое проговаривание слов и словосочетаний.

Метр, миллиме́тр, сантиме́тр, дециме́тр, киломе́тр, 6 см, 8 см, 9 км, 10 км.

VI. Наблюдения за ударением в словах зи́мний, зима́, о́зимь, зимо́вка.

Вывод из наблюдений: в русском языке ударение подвижное, т. е. в однокоренных словах оно может падать на корень, окончание, приставку, суффикс. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные. (Повторяется правило № 1.)

VII. Повторение основного правила русской орфографии. Используется таблица.

VIII. Диктант с обоснованием. Задание: указать, с помощью каких слов можно проверить безударные гласные в приставке, корне, суффиксе, окончании следующих слов:

Прорубить (про́рубь), долина (дол), излучина (доли́на), идем к лодке (воде́), звучит в лазури (в степи́).

IХ. Зрительный диктант.

На солнце темный лес зардел,

в долине нар белеет тонкий,

и песню раннюю запел

в лазури жаворонок звонкий.

(В. Жуковский.)

Задание: подчеркнуть грамматические основы в частях предложений; начертить схему предложения; объяснить правописание безударных гласных в корне слов и в окончаниях существительных.

Домашнее задание: § 50; упр. 257, 259.

Урок 3. Твердые и мягкие согласные,

Не имеющие парных звуков

I. Словарно-орфографическая работа.

(71) Мото́р. Ср.: мо́то — ‘двигаю’ (лат.)

Мотори́ст.

Мотори́стка.

Мото́рный.

II. Устная работа: 1. Наблюдения с использованием рисунков, помещенных в учебнике. 2. Работа по таблице, на которой представлены твердые и мягкие согласные звуки (с. 108). В ходе наблюдений подчеркиваем: каждый из звуков, образующих пару, — отдельный самостоятельный звук. Звуки речи от всех других звуков отличаются тем, что они служат для образования слов (вспомним первый урок по фонетике). Если, заменяя один звук другим, мы получаем новое слово, значит, этот звук вполне самостоятельный (мел — мель, угол — уголь, галка — галька). 3. Запоминание непарных твердых и мягких звуков (по таблице, данной в учебнике).

III. Выборочный диктант с фонетическими заданиями. Задание 1. Из диктуемых слов выбрать такие, которые начинаются непарным твердым согласным звуком.

Квартал, жюри, магазин, шофер, планер, цыпленок.

Задание 2. Из диктуемых слов выбрать такие, в конце которых непарный мягкий согласный звук.

Модель, сберечь, ремень, помощь, корабль, богатырь, музей, дождь, лазурь.

IV. Прослушивание в грамзаписи текста упр. 271.

V. Словарный диктант с заданием по морфемике: восстановить пропущенное звено словообразовательной цепочки, обозначить суффиксы.

Парашют телефон мотор

Парашютистка телефонистка мотористка

VI. Диктант с последующей самопроверкой по учебнику. Используется текст упр. 147.

Домашнее задание: § 51, 53; упр. 272, 273.

Урок 4. Звонкие и глухие согласные,

Не имеющие парных звуков

I. Словарно-орфографическая работа.

(72) Кора́бль. Ср.: линко́р.

Кора́блик.

II. Работа с таблицей, данной в учебнике на с. 110. Запоминание непарных глухих и звонких согласных.

III. Выборочный диктант с фонетическими заданиями. Задание 1. Из диктуемых слов выбрать такие, в начале которых — непарный глухой согласный звук; указать его, пользуясь приемом выборочной транскрипции.

Характер, гордый, хирург, цельный, серьезный, чудесный, стойкий, щедрый.

Задание 2. Из диктуемых слов выбрать такие, в конце которых непарный звонкий согласный звук; указать его, пользуясь приемом выборочной транскрипции.

Герой, боец, успех, корабль, помощь, восемь, капитан, ремень, врач, апельсин, багрец, кипрей.

IV. Зрительный диктант с фонетическим заданием.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

(А. Пушкин.)

Задание: пользуясь приемом выборочной транскрипции, указать непарные звонкие согласные звуки.

Наши рекомендации