Игры и игровые упражнения с элементами спорта

игры и игровые упражнения с элементами спорта - student2.ru вый игрок команды должен быстро поймать мяч и вернуть его обратно второму игроку. То же самое повторяют следующие игроки. Продолжают до тех пор, пока все дети выполнят за­дание. Побеждает команда, быстрее закончившая игру.

Эстафеты с элементами спортивной игры

«настольный теннис»

Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10—12 шагах лежат набивные мячи. Первые номера в командах получают по шарику. Подбрасывая шарик одной ру­кой и поймав его, они устремляются к мячам, огибают справа и передают вторым игрокам, третьим и т. д. Затем задание эстафеты можно усложнить (перебрасывание шарика ракеткой).

За мячом

Игра проводится у двух теннисных столов, которые ста­вятся параллельно друг другу на расстоянии 3—4 м. На сере­дине обоих столов укреплены сетки.

Дети образуют две команды, каждая делится пополам и становится в колонны: друг против друга по концам стола. Команда выбирает водящего. По сигналу он бросает теннис­ный мяч рукой стоящему первым в противоположной колонне (в другом конце стола) так, чтобы мяч ударился сначала об стол на его стороне, затем перелетел через сетку и ударился на другой стороне, а сам становится в конец своей колонны. Игрок противоположной колонны ловит мяч и таким же обра­зом отправляет его обратно.

Побеждает команда, быстрее вернувшая мяч водящему.

Уборка урожая после грозы

Игроки обеих команд произвольно располагаются по всей гандбольной площадке. Капитаны — в центре, у каждого в руках коробка с теннисными мячами по числу играющих в команде.

"I

Элементы спортивных игр в детском саду

игры и игровые упражнения с элементами спорта - student2.ru Половина мячей — белые, остальные окрашены в темный цвет. По сигналу судьи капитаны сильным броском разбрасывают мячи по всему залу. Игроки каждой команды бегут собирать «уро­жай» — мячи одного цвета, заранее оговоренного для коман­ды. Поднявший мяч занимает место на средней линии площад­ки. Побеждает команда, быстрее другой собравшая мячи одного цвета и выстроившаяся на средней линии площадки.

ГАНДБОЛ

* Борьба за мяч

Эта игра напоминает гандбол, но в ней нет бросков по воро­там. Мяч вводится в игру с центра, после чего овладевшая мя­чом команда старается, умело маневрируя и не отдавая мяч со­перникам, сделать между своими игроками 10 передач подряд.

Если цель достигнута, игра останавливается (победившей команде — очко) и мяч снова вводится в игру броском в цен­тре. Продолжительность — 10 мин. Выигрывает команда, на­бравшая большее количество очков. Усложнить игру можно, увеличив число передач до 15.

Правила

1. Если мяч перехвачен соперником, то набранное количе­
ство передач аннулируется и ведется новый счет.

2. Если мяч выбит за боковую линию соперников или пос­
ледний сыграл грубо, мяч вводится из-за боковой линии с
продолжением счета передач.

3. При нарушении правил команда теряет мяч и набран­
ное число передач.

Me дай мяч водящему

Играющие встают по кругу, в середине которого 2—3 во­дящих. Задача последних — коснуться рукой мяча, который

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА

игры и игровые упражнения с элементами спорта - student2.ru играющие перебрасывают друг другу. Если водящий дотронулся до мяча, на его место идет тот, кто не сумел точно передать мяч товарищу по кругу. Игру можно усложнить: в течение 3 с игрок должен перебросить мяч партнеру или делать передачи, на ходу передвигаясь по кругу.

Бросай сопернику

Две команды свободно располагаются на противоположных половинах площадки, разделенных сеткой (веревкой), подве­шенной на высоте 1 м. У каждого в руках — по мячу. После свистка каждая команда стремится перебросить мяч на проти­воположную сторону. Игра длится 1—2 мин. Побеждают те, на чьей стороне площадки после свистка об окончании ока­жется наименьшее количество мячей.

Сбей кегли

Игроки команд стоят за лицевыми линиями площадки. У каж­дого в руках мяч. В центре площадки расставлены кегли. После сигнала игроки первой команды стараются попасть в них. Затем броски выполняет другая команда. За сбитую кеглю она получает очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

*Руками — в ворота

Игра проводится на площадке 20x10 м, на лицевых лини­ях которой устанавливаются гандбольные ворота. В состав ко­манд входят по 4 игрока. Время игры — 2 периода по 8—10 мин. Игроки передают мяч друг другу только с помощью вбра­сывания из-за головы двумя руками, задача команд — забить как можно больше мячей в ворота соперников.

*Мяч — капитану

Игра ведется на обычной площадке, в командах по 7 иг­роков, в воротах стоят капитаны противоположных команд. Игра

Й2| Элементы спортивных игр в детском саду

игры и игровые упражнения с элементами спорта - student2.ru проводится по правилам ручного мяча. Атакующая команда стремится передать мяч капитану, находящемуся в чужих во­ротах. Навесные передачи (перекидки) капитану запрещены. Мяч можно передать ему не выше головы играющих. Защи­щающаяся команда стремится поставить блок на пути мяча, а при возможности и перехватить его. Побеждает команда, су­мевшая большее число раз передать мяч капитану. Поймав, он передает его команде противника для очередной атаки.

*Отнять мяч

Соревнование парами. Одни из играющих двумя руками, вытянутыми перед грудью, держат набивной мяч. Второй пы­тается тоже двумя руками отнять мяч. Это же упражнение выполняется с гандбольным мячом.

*Кто сильнее

Перед началом игры команды (по 6 человек) становятся друг против друга парами. Каждая пара находится в кругу диаметром 1 м. По сигналу судьи играющие становятся на одну ногу и тол­чками раскрытой ладони в плечо соперника стараются вытолк­нуть его из круга. Побеждает команда, завоевавшая все круги.

Мяч — за черту

Команды из 6 человек становятся друг другу в затылок. Впередистоящий игрок вбрасывает набивной мяч. Задача иг­рока соперничающей команды — выполнить бросок лучше соперника. Таким же образом поочередно поступают осталь­ные игроки. За каждый удачный бросок команде начисляется очко.

Эстафета прыжками

Команда — 7 человек. Игроки располагаются на расстоя­нии 10—15 м. На первом этапе играющий продвигается впе~

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА

игры и игровые упражнения с элементами спорта - student2.ru ред прыжками на одной ноге. Достигнув второго этапа, пере­дает «эстафету» — набивной мяч. Второй этап — прыжки вперед на двух ногах. Третий — на одной ноге боком. Чет­вертый этап — прыжки на одной ноге боком. *Пятый — на двух ногах спиной вперед. Шестой — три прыжка на левой ноге, три на правой попеременно. Седьмой этап — три прыжка на одной ноге, три — на обеих ногах, три — на одной ноге спиной вперед, остальные до финиша — на одной ноге.

«Посадка картофеля»

Обе команды выстраиваются у лицевой линии гандбольной пло­щадки. У направляющих игроков в руках корзинка или картонная коробка, в которой лежит 10 гандбольных мячей или любых других предметов — «картофелин». По сигналу судьи игроки начинают бег, через каждые 3 м в заранее отмеченные «гнезда» откладывают по одной «картофелине». «Посадка» завершается у противоположной лицевой линии, добежав до которой игроки бегут обратно, по дороге собирая «урожай». Игрок должен финишировать, имея в коробе все 10 мячей. Теперь бег начинает его товарищ.

«Кошки» и «воробьи»

Перед началом игры начертить круг диаметром 6 м. В центре на четвереньках сидит «кошка», за внешней чертой круга — «во­робьи», тоже на четвереньках. По сигналу судьи «воробьи» вып­рыгивают в круг. «Кошка» начинает охотиться за «воробьями», которых должна коснуться. «Воробьи» имеют право прыжком или кувырком уходить от нее. Передвижения «кошки» — только в пределах круга, «воробьи» могут двигаться везде. Задача «кош­ки» — «скушать» «воробья». Такой «воробей» выбывает из игры.

Мяч — в цель

Две команды выстраиваются друг напротив друга на рас­стоянии 5 м. У каждого в руке — теннисный мяч. По коман-

tfu ' Элементы спортивных игр в детском саду

игры и игровые упражнения с элементами спорта - student2.ru де судьи игроки обеих команд одновременно бросают мяч в соперника, стоящего напротив. Задача — попасть мячом в ногу ниже колена. Побеждает команда, «выбившая одним залпом» большее число игроков. В момент броска им разрешается под­прыгивать кверху, тем самым уклоняясь от мяча.

^Эстафета с мячами

Команды выстраиваются в затылок друг другу у лицевой линии гандбольной площадки. Впереди — капитан. У него в ногах 3 мяча: гандбольный, набивной, теннисный. По сигналу судьи оба капитана при помощи ног и рук начинают гнать все мячи к сред­ней линии площадки и обратно. Во время гона руками можно лишь подталкивать мячи. Упражнение-эстафету выполняют все.

Не давай мяч водящему

Дети становятся по кругу, в середине размещаются водя­щие. Их задача — коснуться рукой мяча, который играющие перебрасывают друг другу. Если водящий коснется мяча, на его место идет тот, кто не мог точно передать его товарищу по кругу.

ЛАПТА

Попади лаптой

На площадке проводят линию кона. Играют двое. Один ребенок встает за линию кона, он подбрасывает мяч и отбива­ет его лаптой. Другой ловит его в поле. Если поймал, то идет за линию кона отбивать мяч. Игрок кона в случае промаха имеет право отбить мяч два раза. После двух промахов игрок кона меняется местом с игроком поля.

«Даровки»

Игра отличается от предыдущей только тем, что мяч в поле ловит не один игрок, а несколько. Тот, кто поймал мяч, идет на кон забивать его, «давать даровки».

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА

игры и игровые упражнения с элементами спорта - student2.ru «Зевака»

Играют втроем: двое встают за линию кона, третий идет в поле ловить мяч. Один из стоящих на кону подбрасывает мяч, второй отбивает его в поле. Тот, кто отбил мяч, оставля­ет лапту и бежит к линии в конце поля, забегает за нее и возвращается на кон. Полевой игрок старается запятнать бе­гущего. В случае промаха он быстро поднимает мяч и броса­ет его в бегущего еще раз. Если он запятнает бегущего, то идет на кон отбивать мяч, а запятнанный остается в поле. Если же полевой игрок не успеет запятнать бегущего, то пе­ребрасывает мяч на кон и игра продолжается. Игроки кона меняются местами: тот, кто отбивал мяч, подает его.

Игрок кона не должен задерживаться за линией в конце поля. Если он не смог вернуться за линию кона, то его место занимает игрок поля, а он остается в нем. Игроки кона меня­ются местами в случае двух промахов при отбивании мяча.

Расстояние от кона до линии в конце поля не должно превышать 10 м, иначе бегущий не сможет вернуться на кон. Играющим на кону нужно постараться отбить мяч как можно дальше, тогда бегущему безопаснее возвращаться к линии кона; во время бега он может резко менять направление, неожидан­но остановиться или присесть.

Круговая лапта

На земле чертят круг — это «город». Дети делятся на две равные группы: игроки одной идут в «город», а другой — ос­таются в «поле». Полевые игроки — водящие. Они с мячом отходят, и один из них его прячет. Затем они возвращаются к «городу», держа руки за спиной, в карманах, под рубашкой, чтобы нельзя было догадаться, у кого мяч. Все они бегают вокруг «города» и приговаривают: «Я кого-то ударю!», или: «Жигало, жигало!». Тот, у кого мяч, ждет удобного момента, чтобы коснуться одного из играющих «города». Если он бро­сил мяч и промахнулся, играющие «города» кричат: «Сгорел, сгорел!», — и он выходит из игры.

Элементы спортивных игр в детском саду

игры и игровые упражнения с элементами спорта - student2.ru Если удар удачный, то полевые игроки разбегаются, за­пятнанный берет мяч и бросает его в убегающих. Ему нужно отыграться, запятнать одного из полевых игроков, чтобы иг­роки «города» остались на месте. Если он не отыгрывается, играющие меняются местами. Полевые игроки вновь прячут мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока одна группа не поте­ряет всех игроков.

Игрок «города» бросает мяч в убегающих, не выходя из круга. Заходить за границу «города» нельзя, тот, кто пере­ступил черту, выходит из игры. Игроки водящей команды не должны задерживать мяч.

Свечи

На одной стороне площадки чертят линию длиной 4 м. Площадь впереди этой линии называется «полем». Играющие выбирают двух игроков: метальщика и подающего. Они ста­новятся у линии. Подающий берет мяч, а метальщик — лап­ту. Остальные размещаются произвольно на «поле», лицом к ним. Подающий подбрасывает невысоко мяч, а метальщик силь­но бьет по нему лаптой, стараясь послать его как можно выше и дальше в «поле».

Игроки, стоявшие в «поле», стремятся поймать мяч на лету, т.е. «поймать свечу». Кому это удастся, тот становится ме­тальщиком, а бывший метальщик бежит в «поле». Если пой­мать «свечу» не удалось, один из игроков «поля» поднимает мяч и бросает его подающему. Если тот поймает мяч, не за­ходя за линию, он становится метальщиком, а бросивший мяч бежит в «поле». Игру заканчивают по желанию.

Если метальщик промахнется два раза или отобьет мяч назад за линию, то он меняется местом с подающим. Если подающий три раза подряд плохо подал мяч (в сторону или далеко от метальщи­ка), то он идет в «поле», а на его место назначается новый. Не разрешается отбивать мяч в землю, он должен лететь по воздуху.

ЛИТЕРАТУРА

Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

Гришин В. Г., Осипов Н. Ф. Малыши открывают спорт. М., 1978.

Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.

Джан Сингх. Как играть в хоккей на траве. М., 1970.

Игры народов СССР / Сост. Былеева Л. В., Григорьев В. М. М., 1985.

Клусов Н. П., Цуркан А.А. Гандбол. М., 1977.

Кудриикий В. Н., Миронович С. П. Этот быстрый руч­ной мяч. Мн., 1988.

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

Орман Л. Современный настольный теннис. М., 1985.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. М., 1988.

«Пралеска». Воспитание и обучение детей в дошкольном уч­реждении // Баз. программа и методич. рекомендации. Мн., 2000.

Пугачев В. Ф. Городки. М., 1990.

Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детс­ком саду. М., 2000.

Савин В. П. Хоккей: Учеб. для ин-тов физич. культуры. М., 1990.

Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Портных Ю. И. М., 1986.

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического вос­питания и развития ребенка. М., 2001.

Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в шко­ле / Под ред. А. В. Кенеман и др. М., 1980.

Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дош­кольных учреждениях. М., 1984.

Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак Н. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Мн., 1998.

Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак Н. Н. Практи­кум по методике физического воспитания в дошкольных уч­реждениях. Мн., 1999.

Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. М., 1987.

Ягбрант В. Хоккей с мячом. М., 1970.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................ 3

ФУТБОЛ .......................................................................... 7

ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ ................................................... 20

ХОККЕЙ С МЯЧОМ....................................................... 25

БАСКЕТБОЛ....................................................................... 30

БАДМИНТОН ................................................................ 45

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС.............................................. 57

ГАНДБОЛ (РУЧНОЙ МЯЧ) ...................................... 64

НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ......................... 78

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА ........................................ 90

ЛИТЕРАТУРА ............................................................. 135




Наши рекомендации