Создание ситуаций занимательности

Этот прием реализуется введением в ходе занятия занима­тельных примеров, интересных или парадоксальных фактов, за­поминающихся аналогий и т.д. Все это при умелой подаче повы­шает интерес у обучаемых, способствует лучшему усвоению ма­териала. При этом важно, чтобы это служило основной цели - познавательной, а не являлось развлекательным фактором, по­бочными подробностями и деталями.

Эмоциональная завязка занятия

У многих преподавателей, особенно у начинающих, извест­ную трудность вызывает начальный этап учебного занятия, от которого во многом зависит отношение обучаемых к занятию в целом: интерес, эмоциональный настрой и т.д. Многие препода­ватели часто используют прием, получивший название "эмоцио­нальная завязка", заключающийся в том, что начало основной части занятия делается необычным, ярким, интересным, сразу вызывающим повышенное внимание обучаемых. В качестве такой завязки могут выступать интересный исторический факт, яркий пример из области современной науки и техники, данные экспе­римента, интересная ситуация и т.д. Эта завязка должна быть обязательно тесно связана с содержанием занятия, стать его неотъемлемой частью.

Эмоциональная разрядка

Из психологии умственного труда известно, что в процес­се занятия могут наступать периоды снижения активности обу­чаемых, обусловленные их утомлением, снижением внимания, дискомфортными условиями. Опытные преподаватели легко улав­ливают эти моменты. Для снятия наступившего состояния целе­сообразно в качестве разрядки привести остроумный пример, анекдотический случай, каламбур (кстати, именно его исполь­зовал чеховский герой из приведенного выше рассказа). Как правило, внимание после этого восстанавливается.

Однако этот простой и распространенный прием необходимо использовать осторожно и умело. Вот что показал следующий эксперимент. В специально запланированные места вводились заранее запланированные интермедии. Реакция аудитории вполне согласовывалась с теорией: здоровый смех, явное оживление, все внимание сосредоточено на преподавателе. А через нес­колько дней был проведен опрос по пройденному материалу, ко­торый показал, что моменты, следовавшие непосредственно за интермедиями, усвоены обучаемыми хуже всего. Объясняется это, видимо, тем, что учащиеся старались запомнить "смеш­ное", вспоминали аналогичные истории, то есть повышенное внима­ние маскировалось лишь внешним поведением. Таким образом, рассматриваемый прием принесет успех, если руководствоваться чувством меры, или когда "смешное и остроумное" связано с содержанием занятия, или при постепенном усложнении материа­ла после разрядки.

20. Поощрять вопросы

На занятиях у обучаемых возникает множество вопросов. Эти вопросы и ответы на них играют немаловажную роль в поис­ке и установлении истины. Как сказал один из педагогов прош­лого (Томас Фуллер), "Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится".

Все преподаватели по реакции на вопросы обучаемых де­лятся на две категории: меньшая часть отводит на ответы спе­циальное время в конце занятия и не поощряет вопросы в ходе занятия (это обычно характерно для лекционных занятий), большинство же преподавателей разрешает вопросы в любое вре­мя. Опытные педагоги даже поощряют такие вопросы. В самом деле, при ответах на вопросы в конце занятия, они, во-пер­вых, теряют свою остроту и актуальность, во-вторых, это мо­жет привести к слабому усвоению последующего материала, в-третьих, можно "отбить охоту" задавать вопросы, что приве­дет к снижению активности обучаемых. И, наконец, вопросы мо­гут служить дополнительным средством активизации обучаемых: привлечение к ответам самих обучаемых, проведение микродис­куссий и т.д.

Более того, некоторые преподаватели учитывают "вопрос­ную активность" обучаемых при оценке их знаний. Остроумно высказался по этому поводу другой педагог прошлого (Левис): "Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам". В самом деле, ответ на вопрос можно "вызубрить", угадать наконец, а вот "хороший вопрос" не всякий может за­дать.

Некоторые преподаватели применяют такой прием. Вопрос, заданный в ходе занятия, они записывают на доске, указав, что ответ на него дадут несколько позже. Через некоторое время, если из последующих рассуждений вопрос не прояснит­ся, они на него отвечают. Часто же необходимость в ответе не отпадает.

21. Правильно отвечать на вопросы

От преподавателя требуется большое умение правильно от­вечать на вопросы обучаемых. Это не только важно само по се­бе, но и с точки зрения обучения этому слушателей, которым в своей учебной и будущей профессиональной деятельности при­дется отвечать на множество вопросов. Ниже приводятся неко­торые советы.

Отвечайте кратко и однозначно. При ответе сразу прехо­дите к существу вопроса. Часто на заданный вопрос достаточно ответить просто "да" или "нет".

Не отвечайте на вопрос, который вы не поняли. Потребуй­те от спрашивающего ясно объяснить, что он имеет в виду, и только тогда приступайте к ответу.

Старайтесь быть точным: вместо слова "много" лучше наз­вать хотя бы примерное количество, вместо слова "большой" - конкретные размеры и т.д.

Если вы сразу не можете ответить на вопрос, не пытай­тесь ввести собеседника в заблуждение. Скажите прямо, что для полного ответа Вы должны навести дополнительные справки или проконсультироваться. Не забудьте при этом указать, ког­да сможете ответить на вопрос.

Когда необходимо дать конкретный ответ на конкретный вопрос, старайтесь избегать слов "может быть", "иногда" и т.д.

Высказывайте свое мнение ясно: не заставляйте собесед­ника самого догадываться об окончательном мнении на основе самостоятельного анализа ряда "за" и "против", "с одной сто­роны" и "с другой стороны" и т.д.

22. Умело задавать вопросы

В ходе учебных занятий, при текущем и итоговом контро­лировании знаний преподавателю приходится ставить вопросы обучаемым. Практика показала, что от того, как задается воп­рос, зависит не только содержание ответа, но и активность аудитории. При этом могут быть полезными следующие рекомен­дации.

Не задавайте вопросы, требующие простых и односложных ответов типа "да" или "нет", "больше", "меньше" и т.п.

Формулировать вопросы необходимо не так, как они пос­тавлены при изложении учебного материала, в учебнике или по­собии, т.к. это приведет к стандартному, часто заученному ответу, не требующему дополнительной мыслительной деятель­ности.

Вопросы должны быть такими, на которые нет прямого от­вета в конспекте, учебнике, но которые требуют знания изу­ченного материала.

Практиковать вопросы, которые требуют известных знаний материала смежных учебных дисциплин.

Эффективны вопросы, для ответа на которые требуются ло­гические рассуждения, смекалка, интуиция (так называемые "хитрые вопросы"). Такие вопросы целесообразно ставить перед всей аудиторией (группой обучаемых), особенно при использо­вании проблемных, дискуссионных, игровых методов обучения с целью активизации деятельности обучаемых.

Эффект Зейгарник

Оказывается, что если изложение материала таково, что все абсолютно ясно, не вызывает сомнений и вопросов, усвое­ние оказывается хуже, чем при таком способе изложения, когда что-то сознательно не вполне завершено, оставлено для допол­нительного додумывания: таким образом повышается интерес слушателей и стимулируется их активность.

24. "Летучки" по материалу текущего занятия

Иногда в конце занятия преподаватели проводят контроль усвоения материала кратким устным опросом 2-4 человек. С целью повышения эффективности усвоения материала целесооб­разно провести "летучку" со всей аудиторией (письменная ра­бота в пределах 5-10 минут). Об этом обучаемые предупрежда­ются в начале занятия. Это заставляет их более серьезно, внимательно и активно работать на занятии, особенно если они узнают, что оценки будут выставлены в классный журнал, рабочую тетрадь преподавателя, учитываться на экзамене, за­чете. Такие "летучки" желательно проводить не часто, по наи­более важным темам, чтобы не пропали их острота и необыч­ность.

Быть готовым к экспромтам

Довольно часто в процессе проведения занятий возникает такая ситуация, когда необходимо отступить от заранее наме­ченного содержания. Чаще всего это происходит при потере внимания обучаемых, нежелательной реакции аудитории, необхо­димости ответить на неожиданный вопрос, нарушении порядка в аудитории и т.д. На это преподавателю необходимо как-то среагировать. Обычно в этих случаях приходится прибе­гать к экспромтам. Говорят, что "лучший экспромт тот, кото­рый заранее готовится". У хорошего преподавателя всегда име­ется в арсенале большой набор таких "экспромтов", почти "на все случаи жизни", и он всегда успешно выходит из создавшей­ся критической ситуации. К начинающему преподавателю это умение обычно приходит с накоплением педагогического опыта, однако он должен не дать застать себя врасплох.

Наши рекомендации