I. Словарно-орфографическая работа. Задание: вспомнить и правильно написать как можно больше таких слов

Задание: вспомнить и правильно написать как можно больше таких слов, которые являются назван спортивных игр и в своем составе имеют элемент бол — ‘мяч’ (англ.).

I. Словарно-орфографическая работа. Задание: вспомнить и правильно написать как можно больше таких слов - student2.ru Кроме слов, над которыми проводилась работа на предыдущих уроках, дети называют и другие: бейсбол (бейс — ‘база, площадка’) — командная игра с мячом и битами на травяной площадке; гандбол (ханд — ‘рука’) — ручной мяч; стритбол (стрит — ‘улица’) — уличный баскетбол. Составление спортивной «ромашки»: середина — бол; лепестки — первые элементы в названии спортивных игр: баскет-, бейс-, волей-, ганд-, стрит-, фут-. (Разумеется, элементы «ромашки оформлены заблаговременно.)

II. Словарный диктант с грамматическим заданием: диктуемые глаголы записать в неопределенной форме, подчеркнуть орфограммы. Перед диктантом повторяется методический совет: сначала определить вид данного глагола, затем найти его неопределенную форму, сохранив вид.

Берегут, сберегли, уберегся, помогли, зажигает, зажглись, увлекся, остригся.

(Беречь, сберечь, уберечься, помочь, зажигать, зажечься, увлечься, остричься.)

III. Сравнение двух написанных на доске предложений.

1. Родниковою водицей

Хочет каждый наслади..ся.

2. Родниковою водицей

Теперь каждый наслади..ся.

Повторение орфографического правила № 23. Выборочное списывание:

Хочет (что сделать?) насладиться (н. ф.);

каждый (что сделает?) насладится (3-е л., ед. ч.).

IV. Составление предложений с глаголами, написанными на доске.

Ложиться, кружиться; ложится, кружится; серебрится; садиться; струится.

1. Длинно тень будет ложиться, долго лист будет кружиться. 2. Длинно тень ложится, долго лист кружится. 3. Гладь реки серебрится. 4. Скоро солнцу садиться. 5. Речка тихо струится.

V. Синтаксический разбор предложения.

Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода. (Н. Браун.)

VI. Пунктуационный разбор предложения.

Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,

Тихо внимаю, как плачет болотная выпь.

(Н. Гумилев.)

V. Творческий диктант. Задание: к данной придаточной части сложноподчиненного предложения присоединить главную.

1. Если погода не испортится, ... (то мы пойдем в поход). 2. Если поход удастся, то ... (мы напишем о нем в газету).

Домашнее задание:§ 33, 112, 119 (повторить); упр. 691, 692.

Урок 32. Глагол. Закрепление изученного

I. Словарно-орфографическая работа.

Диктант с опорой на этимологию. Задание: написать глагол, учитывая, что он происходит: 1) от той же славянской основы си-, что и прилагательное синий; 2) от славянского слова стремя — ‘быстрое течение’; 3) от славянского слова сеть — ‘гость’ 4) от русского слова ко́лышень — ‘мелкая зыбь на море’; 5) от русского слова то́роп — ‘поспешность’. Запись в тетрадях учащихся: сиять; стремиться; посетить; колыхаться; торопиться.

II. Зрительный диктант.

Занимается свет.

Умирает роса.

И росинки блестят,

Словно чьи-то глаза.

(А. Жигулин.)

При подготовке к диктанту повторяется орфографическое правило № 24 (с. 245); отмечается, что союз и может соединять самостоятельные предложения в тексте, что перед сравнительным оборотом ставится запятая.

III. Объяснительный диктант.

1. И тает, тает старый снег, стекает снег в долины рек. (Э. Межелайтис.) 2. Солнышко всходит, и звездочки тают. (В. Фирсов.) 3. Ласточки кружат и тают за далью лесной. (А. Жигулин.)

Задание: объяснить правописание безударных личных окончаний глаголов и постановку знаков препинания; указать лексическое значение глагола таять в каждом предложении.

IV. Пунктуационный разбор предложений. Элемент занимательности — «Подскажи словечко!».

1. Летели птицы стаями и в вышине ... (растаяли). 2. Посерели небеса, и заплакала ... (роса). 3. Вышло солнце из-за леса, поредел туман ... (белесый).

(Из стихов А. Барто, Д. Самойлова, В. Солоухина.)

Дополнительное задание: орфографический разбор глагола растаяли.

V. Свободный диктант. Задание: обязательно употребить сложноподчиненное предложение с придаточным перед главным.

Никогда еще я не видел таких старых лип. Ночью их вершины терялись в небе. Если начинался ветер, то звезды перелетали среди веток, как светляки.

(К. Паустовский.)

Домашнее задание: упр. 629, 699.

Урок 33. Контрольный диктант

Вечер в лесу

Бысро наступает вечер в глухом лесу.

Темные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели.

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Еще не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел — желна. Он звонко долбит сухое дерево.

Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зорю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.

Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова зайчишка беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям.

Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.

(И. Соколов-Микитов.)

Домашнее задание: упр. 709, 710.

ПОВТОРЕНИЕ

1. Словарная работа. Словарная работа на уроках повторения ведется в основном так же, как и в течение всего учебного года. Однако задания, рассчитанные на повторение изученных слов, предлагаются по всему словарику.

Примеры заданий:

1. Выписать из словарика имена существительные, имеющие в своем составе элемент -логия (от греч. логос — ‘слово’, ‘учение’).

Запись в тетрадях учащихся: этимология, экология, морфология, валеология, психология.

2. Выписать из словарика имена прилагательные с непроизносимыми согласными.

Запись в тетрадях учащихся: гигантский, окрестный, счастливый, праздничный, чувствительный, областной.

3. Выписать из словарика имена существительные женского рода, имеющие в своем составе суффиксы -ист-, -к(а), т. е. существительные с непроизносимыми согласными.

Запись в тетрадях учащихся:

парашютистка велосипедистка шахматистка

телеграфистка футболистка пианистка

аквалангистка баскетболистка волейболистка

гитаристка гимназистка пейзажистка

4. Выписать из словарика имена прилагательные, образованные от существительных, корень которых заканчивается на -н, при помощи суффикса -н-.

Запись в тетрадях учащихся:

витаминный телефонный долинный

рябинный фонтанный пельменная

апельсинный балконный ветчинный

лимонный смородинный макаронный

Выполняя подобные задания, ученики многократно и внимательно перечитывают записи в своих словариках, что способствует прочному усвоению изученного.

Конкретное содержание уроков повторения, разумеется, каждый учитель строит по-своему в зависимости от того, что и как усвоили ученики именно данного класса, однако реализация излагаемых ниже рекомендаций будет полезной в работе с любым классом.

2. Систематизация знаний с опорой на таблицу «Единицы языка и речи» (От низшей единицы языка — к высшей.) Чем мы занимались в текущем учебном году? Что изучали и изучили?

I. Словарно-орфографическая работа. Задание: вспомнить и правильно написать как можно больше таких слов - student2.ru

Основная единица языка — слово: из тех единиц, которые в таблице ниже него (звук и морфема), слово строится; те единицы языка, которые в таблице выше него (словосочетание, предложение, текст), из слова строятся. Без слова нет языка. «Слово — Солнце языковой системы». (Л. Максимов.)

3. Устные сочинения (тоже с опорой на таблицу «Единицы языка и речи») на тему «Что я знаю о слове...» (например, заря).

Первое сочинение этого типа («Что я знаю о слове степь») проводится в форме коллективной работы, ему предпосылается необходимое вступление.

— Мы изучали пять разделов науки о языке, и каждый из них расширял и углублял наши представления обо всех словах, в том числе и о слове степь. Что мы узнали о слове степь, изучив разделы «Фонетика и графика»? «Лексика»? «Морфемика»? «Морфологиях «Синтаксис»? В ходе беседы оформляется запись, которая затем используется как примерная при подготовке к сочинениям данного типа.

Что я знаю о слове степь

I. [ст’эп’] — степь. II. Степь — ‘безлесое пространство, покрытое травянистой растительностью’. III. Степь — имя существительное, неодушевленное, нарицательное, женский род, 3-е склонение, изменяется по падежам и числам.

х х х

IV. Беспредельная + степь; растет + в степи; растение + степей. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Животный мир степей богат, разнообразен. Как хороши вы, степи!

Для сочинений подобного типа предлагаются слова разных частей речи (в соответствии с планом повторения их на уроке), причем для домашних заданий отбираются только такие слова, звуковой анализ которых доступен учащимся V класса, а толкование лексического значения можно найти в словаре учебника.

На последних уроках, после того как повторены грамматические признаки всех изученных частей речи, для устных сочинений предлагаются темы сопоставительного характера, например: почему слова синева и синий относятся к разным частям речи? (Для сопоставления берутся однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи: желтизна и желтый, желтый и желтеть, дружба и дружить и т. п.)

4. Письменные сочинения, рассчитанные на развитие образного и лингвистического мышления учащихся. Приведем примеры таких сочинений, написанных учащимися в связи с повторением морфемики.

Рассуждение на тему «Почему корень — главная значимая часть слова?».

… Коллективное составление плана сочинения «Корень — главная часть слова» (план примерный, но необязательный).

I. Корень — главная часть слова.

II. 1. Без корня слов не бывает.

2. Главное в слове — его смысл, его значение.

3. Общее значение всех однокоренных слов заключено в корне.

III. Корень — главная часть слова.

Некоторые конкретные рекомендации к работе над сочинением: вариантов начала сочинений — безграничное множество, постарайтесь найти каждый свое, не повторяя конкретные примеры для доказательства основных положений, о которых говорилось на уроке.

Пример сочинения

Наши рекомендации