I. Словарно-орфографическая работа. Пала́точный (к/ч)
(135) Пала́тка.
Пала́точный (к/ч). Ср.: буква А похожа на палатку.
II. 1. Синтаксический разбор предложений.
1. Шумят потоки вешние и жгут снега последние. (А. Прокофьев.) 2. Затем и фиалка проснулась от сна, и льет аромат свой по роще она. (А. Плещеев.)
2. Морфологический разбор существительных аромат и (по) роще.
III. Орфографическая пятиминутка. Задание: используя прием подстановки, дописать надежные окончания существительных 2-го склонения.
1. Работал в селе́ (Полесь.., Закарпать.., Закавказь.., Среднем Поволжь.., Приураль.., Забайкаль.., Приморь..). 2. Жили под Орло́м (Хабаровск.., Владивосток.., Иркутск.., Ростов.., Челябинск..). 3. Отдыхали под Орло́м (Харьков.., Краснодар.., Кисловодск.., Пятигорск..).
Дети проговаривают существительные, а вызванный к доске ученик дописывает их окончания.
IV. Конструирование предложений по содержанию пиктографической таблицы. В центре таблицы нарисована палатка, а вокруг нее — обитатели леса. Слева написано: «Родительный падеж. Предлоги у, близ, около, с, из, от, без, для, до». Справа — «Дательный падеж. Предлоги к, по. Предложный падеж. Предлоги о, в, на». Задание: составить и записать предложения по образцу: Олень стоит (где? около чего? Р.п., 1-е скл.) около палатк . Устно составляется 7—8 предложений, записываются 3—4. Например: Медвежонок смотрит (откуда? из чего? Р. п., 1-е скл.) из палатк . Лисенок подбегает (куда? к чему? Д. п., 1-е скл.) к палатк . Белка сидит (где? на чем? П. п., 1-е скл.) на палатк .
V. Объяснительный диктант с элементами занимательности «Подскажи словечко!».
До того,
Когда с юга
Примчались гонцы,
Я скворечник приладил
На дереве...
Прилетели ... (скворцы),
Поселились ... (скворцы).
О, спасибо, скворцы,
За ... (доверие).
(В. Федоров.)
Задания: 1. Объяснить постановку знаков препинания (на известные правила). 2. Определить падеж существительного скворечник.
Домашнее задание: упр. 524, 526.
Урок 12. Правописание падежных окончаний существительных
I. Словарно-орфографическая работа.
(136) Навига́ция. На́ви — ‘корабль’ (лат.)
Навигацио́нный
Пересказ учеником статьи «Космонавт» (Л. Успенский. «Почему не иначе?»).
II. Тренировочные упражнения.
1. Осложненное списывание. Задание: данные в скобках существительные написать в форме соответствующего падежа; сверху обозначить их падеж и склонение.
1. Летом молодые гидронавты работали на Волхов.. (Дунай, Припять, Кубань, Енисей, Катунь, Хатанга). 2. В ноябре заканчивается навигация на реках Дальнего Востока: на Амур.. (Шилка, Аргунь, Амгунь, Зея, Бурея).
2. Объяснительный диктант. Задание: объяснить постановку знаков препинания и правописание надежных окончаний тех существительных, которыми выражены однородные члены предложения.