I. Словарно-орфографическая работа. 1. Аукцион «богатых» слов
1. Аукцион «богатых» слов. Задание: назвать как можно больше слов с историческим корнем -бог- в значении ‘достояние, счастье, доля, участь’.
Богатый, богатство, богато, богатеть, разбогатеть, обогатить, обогатиться, обогащать, обогащение, богач (редко употребляемые: богатенький, богачка, пребогатый).
Запись и морфемный разбор слов богатство, обогащение.
2. Народная этимология с этим же историческим корнем -бог- связывает происхождение и слова богатырь. Запись и морфемный разбор слов.
II. Синтаксический разбор предложения Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы вырос дуб-богатырь. (И. Соколов-Микитов.)
III. Объяснительный диктант.
У ручья стояла ива,
Год за годом зеленела.
Подрастала год от года,—
Не спеша растут деревья,
А какие вырастают!
(Б. Заходер.)
Задания: 1. Объяснить постановку первой занятой, написание слов с корнем -раст- — -рос-. 2. Обозначить неизменяемые приставки, назвать другие приставки этой группы.
IV. Предупредительный диктант с использованием графических схем предложений.
1. Наступила осень, тополь листья сбросил. (Д. Самойлов.) 2. Дождь пролетел и сгорел на лету. (В. Набоков.) 3. Сбегает вода, и шипит светло-пепельный гравий. (Саша Черный.) 4. Окончился фильм, сдвигается занавес. (Е. Евтушенко.)
Задание: произвести морфемный разбор существительного занавес и глаголов с приставкой с-.
V. Творческий диктант. Задание: заменить неизменяемые приставки приставками на з — с. Запомнить образованные слова и написать их по памяти (слова для запоминания делятся на две группы).
1. Поставить мебель, постелить скатерть, усадить по местам, посмотреть рисунки. 2. Неизвестный художник, неспокойный характер, непрерывный процесс, засмеяться от счастья.
(Расставить, расстелить, рассадить, рассмотреть; безвестный, беспокойный, беспрерывный, рассмеяться.)
VI. Зрительный диктант.
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы.
(А. Пушкин.)
Повторение правила о написании ы — и после ц.
Домашнее задание: предложения со словами на с. 166—I67.
Урок 25. Повторение
I. Словарно-орфографическая работа.
1. Вопрос на догадку. В латинском языке есть глагол кла́мо — ‘говорить’. Назовите как можно больше слов, в которых есть элемент клам от лат. глагола кламо.
(Реклама, рекламировать, прокламация, декламация, декламировать, декламатор.)
2. Составление и запись предложения со словом декламация.
(Декламация — это выразительное чтение наизусть стихов и прозы.)
3. Словарный диктант с последующей самопроверкой (по записи на доске или на пленке для кодоскопа).
Крыжовник, решетка, шепот, шорох, желудь, еще, рассвет, расцвет расчет, рассчитывать, расстояние, восстание, акация, декорация, декламация, традиция, дисциплина, ровесницы, сверстницы.
II. Выборочный диктант. Задание: выбрать существительные с беглым гласным о или е в суффиксе.
Загадки
1. Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. 2. На бору, на юру стоит мужичок, красный колпачок 3. В золотой клубочек спрятался дубочек.
Отгадки: яблоко, гриб, желудь.
III. Синтаксический разбор предложения Сосны тянутся к небу за солнечным светом, и цыплятами листья бегут по земле (Н. Беренгдоф.)
IV. Устное рисование. Представьте себе: вам поручено снять диафильм на тему «Одна буква содержание кадров должно пояснять значение слов, которые в написании различаются только одной буквой. Какие картины-кадры вы бы нарисовали, поясняя значение следующих слов: обижать, обежать; запивать, запевать; старожил, сторожил?
V. Зрительный диктант.
1. Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
2. Ежик ночью убежал...
Его никто не обижал.
(Ю. Могутин.)
Домашнее задание: контрольные вопросы и задания (с. 174); упр. 439, 443.
Урок 26. Контрольный диктант с грамматическим заданием