I. Словарно-орфографическая работа
(1)[11] Орфография. О́рфос — ‘правильный’,
гра́фо — ‘пищу’ (греч.)
Орфограмма. О́рфос — ‘правильный’
гра́мма — ‘письмо’ (греч.)
II. Исправление орфографических ошибок, которые были допущены в словосочетаниях, написанных на доске.
Иду по лесу, со мною брат, весенние посадки, на траве росинки, грибы у тропинки, их много, маленький бельчонок.
III. Понятие об орфограмме. Анализируются примеры (они записаны на доске и в тетрадях учащихся).
(Со) мною — со мною (предлог и местоимение). В словах брат, их орфограммы нет.
IV. Ознакомление учащихся с основным правилом русской орфографии: гласные и согласные в одних и тех же частях слова пишутся одинаково, независимо от их произношения. Используется следующая таблица:
Проверяемая орфограмма | |||
в приставке | в корне | в суффиксе | в окончании |
записа́ть за́пись надколо́ть надломи́ть сбро́сить списа́ть | роско́шный ро́скошь че́стный честь про́сьба проси́ть | высота́ высо́ты берёзовый дубо́вый гли́нистый золоти́стый | на вера́нде на земле́ в лазу́ри в степи́ наря́дным золоты́м |
В каждой паре слов второе — проверочное для соответствующей морфемы.
V. Выборочный диктант. З а д а н и е: выбрать слова с орфограммами; обозначить, в каких частях слова они находятся; указать проверочные слова.
Прорубить, наш, лес, дрожат, он, известный, липовый, стол, живет, в избушке.
VI. Орфографический разбор. З а д а н и е: указать и объяснить орфограммы в предложении Молодая трава на земле от росы поседела. (В. Ковалев.)
VII. Объяснительный диктант. З а д а н и е: указать и объяснить орфограммы в корне слов; назвать слова без орфограмм.
Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
(И. С о к о л о в-М и к и т о в.)
Домашнее задание: § 5, 6; упр. 24, 27.
Урок 2. Безударные гласные в корне слова
I. Словарно-орфографическая работа.
1. Наблюдения с использованием таблицы.
Слова с корнем –един- | |
един (устар.) единица единичный единичность единство единственный | единить (устар.) соединить соединение соединитель соединительный объединить объединение |
2. Устное упражнение с лексическим заданием: заменить выражение или слово другим словом из таблицы, близким по смыслу.
Крайне редко встречающийся случай (единичный). Цельность, неразделенность (единство). Только один факт (единственный). И т. д.
3. Составление и запись в словарях трудных слов с корнем -един- и приставкой об-.
(2) Еди́ный. Еди́н — ‘один’ (слав.)
Объедини́ть.
Объедине́ние.
II. Повторение правила о проверке безударных гласных в корне слова.
— Какая буква пишется после д во всех словах, которые даны в приведенной выше таблице? Почему? Какое правило действует в этих словах?
Чтение и запоминание точной формулировки правила № 1 по учебнику (с. 15).
III. Применение правила.
1. Устное выполнение упр. 29.
2. Зрительный диктант. Анализируется предложение Труд людей объединяет.
3. Осложненное списывание с обоснованием. Перед списыванием учитель говорит о необходимости различать корни слов, вдумываться в их смысл.
(Пи́шут) сп..ши стихи; (спе́шка) не сп..ши, не торопись; (ла́ска) пол..скать собачку; (поло́щут) пол..скать белье; (петь) зап..вать песню; (пить) зап..вать лекарство; (си́дя) пос..деть на крыльце; (сед) пос..деть от горя.
4. Объяснительный диктант с орфографическими заданиями: найти однокоренные слова, объяснить их правописание. Найти другие слова на изучаемое правило, объяснить их написание. Подчеркнуть главные члены в первом предложении, объяснить, почему перед союзом и запятая не нужна.
Одуванчик золотой
постарел и стал седой.
А как только поседел,
вместе с ветром улетел.
5. Упр. 30 (у с т н о).
Домашнее задание: правила № 1 и 2; упр. 33.
Урок 3. Правописание согласных в корне слова