Концепция устойчивого развития
Фундаментальное определение понятия устойчивого развития было дано в 1989 году в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) во главе с тогдашним премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд. Имея единое содержание, это определение в докладе дано в нескольких формулировках. Наиболее образное из них следующее: «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» (8). Это определение содержит в себе необходимость экономического развития, которое будет способствовать повышению уровня жизни людей и накоплению денег, за счет чего и можно будет обеспечить охрану окружающей среды.
Концепция устойчивого развития была принята на Международном экологическом Форуме, проходившем в Бразилии, в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Она легла в основу глобального документа «Повестка дня на ХХI век», который был подписан практически всеми главами стран и правительств. В этом документе тщательно расписаны мероприятия по внедрению концепции в жизнь, причем для разных слоев населения планеты.
Ровно через 10 лет, в 2002 году, в ЮАР был проведен еще один Глобальный Форум под символичным названием «РИО + 10», на котором были подведены итоги прошедшего десятилетия по реализации концепции устойчивого развития. Результаты оказались плачевны. Практически ни в одной стране мира не был осуществлен переход от слов к делу. Скептики и злые языки окрестили последний Форум «РИО – 10», подчеркивая затянувшийся процесс бездействия.
Россия также участвовала в Форуме 1992 года и подписала основополагающий документ. Более того, по указанию Президента Б.Н. Ельцина к 1996 году была сформулирована концепция устойчивого развития России, однако большинство россиян вряд ли представляют себе, что уже живут в новых взаимоотношениях с окружающей их природной средой.
Существует и иное толкование концепции устойчивого развития. С точки зрения альтернативных экономистов и мыслителей, устойчивое развитие – это создание устойчивой экономики, удовлетворяющей потребности человека, но исключающей добычу ресурсов или производство отходов в том объеме, который превышает регенеративную способность окружающей среды; социальных институтов, способных гарантировать безопасность и возможность социального, интеллектуального и духовного роста.
По мнению тех, кто придерживается альтернативного взгляда, потребление ресурсов окружающей среды уже превышает разумные пределы, поэтому центральная задача развития заключается в перераспределении использования этих ресурсов. Это потребует значительного сокращения потребления ресурсов крупными пользователями, для чего необходима реформа системы производства, включающей максимальную переработку отходов, минимальную зависимость от новых вложений и минимальное загрязнение окружающей среды отходами. «Альтернативисты» считают также, что экономика должна базироваться не на глобальных транснациональных корпорациях, а на малом и среднем внутреннем бизнесе.
Все большее число политиков, экономистов, мыслителей пытаются доработать и внедрить альтернативный подход к проблеме устойчивого развития с тем, чтобы он стал основой для формирования политики стран. Они верят, что этот научно, социально и экологически обоснованный подход себя оправдает. Экологическая литература полна предостережений о гибели всего живого на планете Земля, гибели вследствие нашей с вами глупости и жадности. Этот сценарий развития более чем вероятен. Парадокс заключается в том, что пока мы спорим и рассуждаем, мы уже входим, вошли в новую цивилизацию, которая с неизбежностью приведет нас к созиданию, со-зодчеству ноосферы (9).
Концепция устойчивого развития предполагает совместное решение проблем экономики, экологии, социологии, а также выработки новой международной политики. Конечно, самый важный при этом инструмент – законодательство. При всем его несовершенстве, многие его положения могут помочь разобраться в правомерности тех или иных действий.
Один из главных для журналистов вопросов – это право доступа к экологической информации, которое предусмотрено Конституцией РФ (10). Статья 24 Конституции гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Из этой констатации естественно вытекает часть 2 этой же статьи: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». И далее, часть 4 данной статьи: «Каждый имеет право свободно искать, получать и распространять информацию любым законным способом».
Однако журналистам не всегда легко и просто получить экологические данные, так как многие министерства, ведомства, учреждения и организации отказываются предоставлять информацию под предлогом сохранения государственной и коммерческой тайны. Закон РФ «О государственной тайне» (11), казалось бы, вносит ясность в этот вопрос. Вот как звучит статья 7 этого закона: «Не подлежат засекречиванию сведения: …о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности». Однако закон законом, но многие чиновники на местах руководствуются собственной, а не государственной мотивацией, что, во многом, осложняет работу журналистов.