Научно-технического развития
В научно-техническом прогнозировании тесно переплетаются между собой прогнозы социально-экономических и научно-технических процессов. Сам по себе прогноз, допустим, технических характеристик работы проектируемой электростанции, станка, самолета не имеет непосредственного отношения к социальной проблематике; это область чисто технических прогнозов. Но перспективы развития энергетики, промышленности, транспорта (непостижимые без такого рода прогнозов) — это уже сфера жизнедеятельности человеческого общества, т.е. круг социальных явлений и процессов, тесно связанный с другими отраслями социального прогнозирования (особенно с прогнозами развития науки). И подобно тому, как социально-экономические аспекты различных отраслей общественного производства входят в область экономического прогнозирования, социально-технические аспекты энергетики, промышленности, транспорта и др. составляют особое направление социальных прогнозов, образующих имеете с прогнозами развития науки комплекс рассматриваемых нами направлений. Иначе говоря, главный объект исследования в обоих направлениях - перспективы научно-технического прогресса, составляющего неразрывное единство с прогрессом социальным.
Это направление включает в себя основные проблемы, лежащие в сферах исследования перспектив развития социально-технических аспектов топливно-энергетической базы, материально-сырьевой базы, промышленности, строительства, сельского хозяйства, домашнего хозяйства и быта, транспорта и связи. Кроме того, сюда следует отнести проблему информации, имеющую самостоятельное
значение в связи с критической ситуацией, которую создает так называемый информационный взрыв — лавинообразный рост объема информации. Понятно, что все эти проблемы тесно связаны с экономическими аспектами соответствующих отраслей общественного производства. Но мы коснемся здесь лишь научно-технической стороны дела.
Научно-техническое прогнозирование получило за последние годы большое развитие. Это одна из наиболее передовых отраслей социального прогнозирования. Давно отвергнуты как несостоятельные представления о том, что в недалеком будущем иссякнут, допустим, запасы угля, нефти, газа и энергетика сразу станет вся целиком какой-то качественно иной — атомной, термоядерной. Разработка прогнозов научно-технического характера показывает, что все отрасли общественного производства представляют собой сложные системы, компоненты которых развиваются в тесной взаимосвязи и по определенным закономерностям.
Здесь ничего не происходит вдруг, а качественные сдвиги обусловливаются постепенным накоплением количественных изменений, сравнительно легко поддающихся прогнозированию. Один компонент не «отменяет» другой, а прогрессирует или регрессирует в соответствии со своими потенциальными возможностями, конкурируя с другими компонентами соответствующей системы[30].
Конечно, возможность серьезных качественных сдвигов не исключена. Но вероятность их в масштабах ближайших десятилетий незначительна. При всех выдающихся научно-технических открытиях, которые наверняка будут сделаны в этот отрезок времени, потребуются годы и годы, прежде чем произойдут коренные сдвиги в материально-технической базе человеческого общества. И как раз именно на эти годы, как максимум, на два-три ближайших десятилетия, требуется особенно детальный прогноз.
Системный подход с использованием всего арсенала современных методик прогнозов открывает путь сравнительно эффективному прогностическому моделированию в этой области. Особенно многое может дать использование балансового метода, успешно применяющегося в конкретной экономике. Анализ динамики развития
топливно-энергетического, материально-сырьевого, межотраслевого, продовольственною, транспортного и прочих балансов позволяет разрабатывать прогностические модели этих балансов на определенную дату в будущем и тем самым давать количественную оценку перспективам развития соответствующих отраслей общественного производства.
Энергетика. Всего три-четыре десятилетия назад, когда речь шла о будущем мировой энергетики, говорили преимущественно о надвигающемся «энергетическом голоде» - истощении запасов угля, нефти, газа, которые якобы будут израсходованы к концу XX или, максимум, XXI в. и замены которым к этому времени не предвиделось. Теперь на смену умозрительным построениям пришли детально разработанные прогнозы, основанные на анализе динамики развития мирового топливно-энергетического баланса. Это лишь первые шаги в исследовании конкретных перспектив энергетики, лишь первая степень приближения в количественной оценке этих перспектив.
Материально-сырьевая база. Уровень прогностических исследований здесь пока еще низкий. И одна из причин этого - несоизмеримо большая сложность материально-сырьевого баланса, содержащего уже не десяток, а сотни основных компонентов, к тому же трудно сопоставимых. Действительно, структура материально-сырьевой базы в промышленности, например, существенно отличается от сферы строительства, а последняя в свою очередь — от сферы быта и т.д. В каких единицах сопоставлять металлы и сверхлегкие пластики, дерево и ткани?
Видимо, требуется еще большая предварительная работа. Сначала выявление различных «плоскостей» материально-сырьевого баланса и определение в каждой из них абсолютного и относительного количественного значения составных элементов. Допустим, в промышленности наибольшее значение имеют металлы. За ними следуют синтетические материалы, древесина, каучук, ткани, стекло и керамика, кожа, бумага, химические материалы (лаки, краски, масла) и т.д. В строительстве — цемент, за ним металл, песок и щебень, кирпич, древесина, камень, синтетические и искусственные материалы (асфальт, линолеум, рубероид, толь), стекло и керамика и т.д. В быту - ткани, кожа, синтетические материалы, металлы, древесина, бумага, стекло и керамика, резина,
меха и т.д. Затем необходима выработка условной единицы измерения, пригодной для всех перечисленных разнородных компонентов. Только на этой основе будет возможен, наконец, анализ динамики развития материально-сырьевого баланса и соответствующие прогнозы.
Промышленность. Все, что говорилось выше об энергетике и материально-сырьевой базе, относится и к прогнозированию перспектив развития промышленности в целом. Здесь многое способен дан. анализ динамики развития межотраслевого баланса, позволяющий строить прогнозы по отдельным отраслям, рассматривая их как компоненты единой системы. Кроме того, в этом отношении может оказаться весьма конструктивным анализ наблюдаемого процесса комплексной механизации, комплексной механизации-автоматизации, автоматизации и начавшейся кибернетизации (т.е. автоматизации процессов управления и некоторых видов умственного труда с помощью электронно-вычислительной техники) общественною производства.
Строительство. Как и остальные ведущие отрасли общественного производства, все более охватывается процессом механизации, автоматизации, кибернетизации. Это относится и к собственно городскому, и к промышленному, и к сельскохозяйственному, и к дорожному строительству. Всюду на смену традиционным приемам идет механизированный процесс сборки и укладки элементов, заготовленных заранее на промышленных предприятиях. Конечно, необходимо учитывать специфику строительства, и поэтому перспективы его развития требуют специальных исследований. Но в общем и целом прогнозирование здесь может вестись примерно так же, как и в сфере промышленности, транспорта, связи.
Сельское хозяйство. В изучении этой отрасли общественного производства сложилось своеобразное положение. С одной стороны, сравнительно хорошо изучена динамика развития мирового продовольственного баланса. Сельское хозяйство — наиболее отсталая отрасль общественного хозяйства (если говорить о мире в целом). Оно более других страдает от стихийных бедствий, зависит от множества случайных факторов. Во многих развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки темпы роста сельскохозяйственной продукции не поспевают за темпами роста народонаселения. Почти две трети людей в мире голодают, а огромные пространства
земли остаются невозделанными или дают крайне низкие урожаи, и все это по причинам прежде всего социально-экономического, а не технического характера. Вот почему на прогнозах аспектов развития сельского хозяйства сильнее, чем где бы то ни было, сказывается влияние социально-экономических факторов, а это очень затрудняет прогностические исследования.
Проблема заключается в том, чтобы разработать систему падежных прогнозов дальнейшего развития сельского хозяйства путем сопоставления поисковых и нормативных данных с максимальным учетом социально-экономических факторов. Другими словами, требуется разработка будущих проблем сельского хозяйства на базе тенденций развития его механизации, автоматизации и кибернетизации, организационных форм, тенденций дальнейшего освоения земной; поверхности, тенденций повышения продуктивности сельскохозяйственных культур и пород животных и т.д., вплоть до перспектив развития производства синтетических кормов и пиши.
Транспорт. Анализ динамики развития транспортного баланса опроверг примитивные представления о транспорте будущего, о неких универсальных грузопассажирских ракетах, якобы полностью «отменяющих» современные транспортные средства. Выяснилось, что каждый вид транспорта развивается по определенным закономерностям в рамках общей системы. К каждому виду предъявляются требования максимальной скорости, экономичности и удобства. А поскольку совместить все эти требования весьма непросто, то каждый вид транспорта имеет довольно далекую перспективу развития, располагая потенциальными возможностями, труднее дающимися его «конкурентам».
Общая тенденция сводится к тому, что доля железнодорожного транспорта, достигавшая недавно в некоторых странах 80-90% перевозок пассажиров и грузов, теперь резко идет на убыль. Заметно возрастает доля прежде всего автотранспорта и авиации (особенно в пассажирских перевозках), а также трубопроводного транспорта. Менее быстрыми темпами растет доля морского и речного транспорта. Все это нетрудно подсчитать в сопоставимых количественных показателях.
Вместе с тем ясноразличимые в будущем критические ситуации — особенно для автотранспорта (катастрофический рост числа несчастных случаев во многих странах, заторы уличного движения
в городах, загрязнение воздуха и др.) - делают неизбежными серьезные сдвиги качественного характера.. Например, развитие в городских центрах системы «движущихся тротуаров», автоматизация и кибернетизация автотранспорта (везде, кроме разве речного транспорта, этот процесс идет полным ходом), появление и распространение новых видов транспорта (индивидуальные средства передвижения типа «летающих скафандров», трубопроводы для доставки людей и грузов, грузопассажирские ракеты и др.) - все это обусловливает широкие возможности прогностического моделирования. Не удивительно, что прогнозы в данной области сравнительно развиты, но именно высокий уровень их развития предъявляет особенно большие требования к дальнейшим разработкам.
Связь. Сказанное в значительной мере относится и к области связи. Действительно, каждый вид связи, как и транспорта, обладает большими потенциальными возможностями, позволяющими ему успешно соревноваться с другими видами в нелегком, стремлении совместить требования скорости, экономичности и удобства.
Учет потенциальных возможностей каждого вида связи, увязка их с процессом механизации, автоматизации, кибернетизации этой отрасли общественного производства, разработка системы сопоставимых показателей для прогностического моделирования — таковы задачи, успешно решающиеся сейчас в данной области социального прогнозирования.
Проблема информации. Уже к 60-м гг. в мире насчитывалось примерно 100 млн. названий различных печатных работ, в том числе 30 млн. книг и 13 млн. патентов и авторских свидетельств. В 100 тыс. периодических изданий ежегодно публикуется около 4 млн. статей — каждый день в среднем около 100 печатных листов текста в расчете на одного специалиста. Объем научно-технической информации удваивается через каждые 10—15 лет. В 2000 г. он возрос по сравнению с 1950 г. более чем в 30 раз. А скорость нарастания общего информационного потока характеризуется удвоением его объема каждые 3—4 года. В некоторых же областях (например, в физике, математике, механике) удвоение происходит каждые 2—2,5 года.
Социально-космическое направление. Космическая техника уже многие годы эффективно используется в таких хозяйственных сферах, как дальняя связь, навигация, исследование природных ресурсов Земли. Доказана возможность ее применения для содействия
развитию сельского и лесного хозяйства, рыбопромысловой деятельности, а также в геологии, геодезии, картографии, океанологии и др. Не вызывает сомнения перспектива использования уникальных возможностей космической техники в производстве энергии, продуктов питания, сырья и материалов, в охране окружающей среды и здравоохранении. Изучаются возможности создания индустриального производства в космосе — «экзоиндустрии», которая может существенно расширить сферу человеческой деятельности. В этой области науки и техники возможна оценка направлений развития с позиций большого числа критериев, что делает актуальным прогнозирование направлений развития космонавтики на дальнюю перспективу[31].
Благодаря прогнозированию представилась возможность заранее знать о появлении новых идей и методов, устройств и приборов с новыми функциональными и параметрическими возможностями, заранее готовиться к будущим изменениям в науке и технике, так как прогнозирование дает возможность оценивать последствия принятых решений по наиболее важным компонентам проекта (стоимость, технические параметры, графики поставок и выполнение) и на этом основании строить процесс управления разработками. Современное научно-техническое прогнозирование с позиций его места в управлении представляет систему обоснованных оценок возможных целей исследований и разработок, доступных путей достижения этих целей и требуемых для этого ресурсов.
При прогнозировании научного развития следует различать объекты и уровни. Последние определяют границы прогнозирования данного объекта в соответствии с поставленными задачами.
Объекты научного прогнозирования различные по своей природе, но взаимосвязанные. Этими объектами являются: развитие науки как системы знаний и развитие науки как организации.
Уровни научного прогнозирования:
1) развитие науки во всемирном масштабе;
2) развитие науки в общегосударственном масштабе;
3) развитие межотраслевых проблем;
4) развитие отдельном отрасли науки в масштабах одной страны;
5) развитие научных исследовании в процессе выполнения какого-либо крупного проекта или системы;
6) развитие подсистемы или элемента какой-либо отрасли науки[32].
В прогнозировании развития науки большие возможности имеет исследование, перспектив развития структуры науки. Современное развитие науки характеризуется двумя тенденциями: дифференциацией и интеграцией. Этот процесс, свидетельствующий о том, что на стыках существующих научных дисциплин возникают новые перспективные научные направлении, имеет определенные закономерности и, следовательно, поддается прогнозированию. Предметом непосредственных исследований становятся:
· перспективность направлений научных исследований;
· структурный прогноз науки;
· перспективы информационного обеспечения в науке;
· перспективы роста, изменения структуры и качества научных кадров;
· перспективы развития научных учреждений (организационное и материально-техническое обеспечение).
Последнему сегодня уделяется все больше внимания. Процессы развития научных учреждений, роста и изменения структуры научных кадров обладают определенными закономерностями. К основным составляющим при этом относят: поставленную цель, созданную структуру и выполнение функций руководства.
Прогнозы развития техники, которые сегодня занимают лидирующее положение в научно-техническом прогнозировании, имеют дополнительную сложность в том, что приходится исследовать тесное переплетение социальных, технических и экономических процессов как по отдельным отраслям, так и всего народного хозяйства в целом. Односторонний подход резко снижает научный уровень прогноза.
Существуют как управляемые, так и неуправляемые процессы научно-технического развития. Это определяет и различие в прогнозах существующих объектов. Так, при прогнозировании процессов, не поддающихся управлению, задачей прогнозиста является
лишь ответ на вопрос о состоянии объекта в будущем. При прогнозировании управляемых процессов ответ на такой вопрос обусловливается решениями в области планировании, которые принимаются и реализуются, а поэтому характеристика состояния объекта в будущем складывается из ответов на комплекс взаимосвязанных вопросов. Целесообразно выделять следующие вопросы:
1. Каков желаемый уровень удовлетворения конкретных общественных потребностей, достижение которого связано е развитием объекта прогнозирования, т.е. развития науки и техники?
2. Какие результаты (из многих возможных) желательны и необходимы?
3. Каковы возможные последствия будущего развития науки и техники?
4. Какие научно-технические проблемы вытекают на несоответствия необходимых и возможных результатов будущего развития науки и техники?
5. Каковы возможные пути достижения желательных и необходимых результатов?
6. Какое время потребуется для прохождения каждого из возможных путей?
7. Какова степень уверенности в успешном достижении определенного результата на том или ином пути?
8. Какие кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы необходимы для прохождения каждого из возможных путей?
9. Какой комплекс организационных мер необходим для достижения определенного результата на том или ином пути?
10. Какие пути (из множества возможных) являются наиболее рациональными?
Важную роль играет непосредственный процесс разработки прогноза, в котором даются ответы на поставленные вопросы.
В настоящее время к самому процессу разработки прогноза существуют два подхода: генетический и целевой. Оба они находятся в динамическом единстве. Именно из принципа их динамического единства и исходит методика поэтапного прогнозирования[33]. В соответствии с ней процесс прогнозирования рассматривается как
последовательное методологическое единство аналитического, исследовательского {исследовательский прогноз), программного (программный прогноз) и организационного (организационный прогноз) этапов прогнозирования. На каждом из них решаются определенные задачи.
В современном научно-техническом прогнозировании можно выделить три типичных временных интервала прогнозирования:
· краткосрочные прогнозы сроком от 5 до 10 лет;
· среднесрочные прогнозы сроком от 10 до 15 лет;
· долгосрочные прогнозы сроком от 20 и более лет,
Обзор литературы, посвященной научно-техническому прогнозированию, позволяет установить три основные группы представлений, оказывающих определяющее влияние на степень реальности прогнозирования в указанные периоды:
1) научные представления о социально-экономической целесообразности и хозяйственной возможности реализации прогнозируемых научно-технических решений;
2) законы и принципы естествознания;
3) наиболее общие законы логики и диалектики (основы мировоззрения ученого).
В основном сегодня разрабатываются прогнозы на сроки 10,15, 20 и более лет, т.е. среднесрочные и особенно долгосрочные.
Научно-техническое прогнозирование позволяет сегодня решать следующие задачи:
1) выявлять устойчивые тенденции, влияющие на развитие отраслей и регионов, определять масштабы народно-хозяйственных мероприятий и их изменения во времени;
2) оценивать перспективные направления развития науки и техники, обеспечивая правильное планирование создания новой техники и необходимых государственных мер для этого;
3) определять прогрессивные научные направления и основные задачи исследований.
Основная задача научно-технического прогнозирования состоит в анализе и оценке научно-технических, социальных и экономических процессов и тенденций, выявлении основных проблем социально-экономического развития, оценке действия этих тенденций в будущем, предвидении новых экономических ситуаций
и новых проблем, выявлении возможных альтернатив развития в перспективе и обосновании выбора той или иной возможности в целях принятия наиболее рационального планового решения.
Дли повышения научного уровни разработки принципиально новой техники следует использовать метод прогнозирования, учитывающий непрерывные структурные изменения объекта прогнозирования.