Особенности экономического прогнозирования

Экономическое прогнозирование занимает особое место в социальном прогнозировании, и от него во многом зависят прогнозы в других сферах общественной жизни. Оно является частью структуры экономического предвидения[26] (рис. 4.1).

Особенности экономического прогнозирования - student2.ru

Рис. 4.1

Прогноз и план как производные экономического предвидения имеют в своей природе много общего, хотя план рассматривается как более сложная категория. Выделяются три особенности прогноза и плана:

1. Прогноз связан с объективным течением жизни и исходит из ее диалектического понимания, когда необходимость пробивает себе дорогу среди случайности; в плане же отражено решение, воля и ответственность лиц, его принявших с целью преобразования действительности.

2. Для прогноза характерно вероятностное наступление события; план рассматривает событие как цель деятельности.

З. Для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события; для плана характерно решение о системе мер,

предусматривающих последовательность, порядок, сроки к средства достижения нужного события.

Существует и иная взаимосвязь прогноза и плана. Дело в том, что для обоснования плана используются, как правило, такие способы, как; анализ, т.е. исследование и описание явления; объяснение или диагноз; предсказание, в частности прогноз. Это значит, что прогноз часто используется в процессе планирования. Присутствие в плане прогноза, в котором рассматриваются прошлые тенденции, обычно повышает точность принимаемого решения, т.е. прогноз становится как бы частью плана, начальным этапом его обоснования. Прогноз и план, имея много общего, имеют и различия. Последние заключаются, во-первых, в способе оперирования информацией о будущем; прогноз - это вероятность, план — это решение; во-вторых, в количественной оценке будущего: прогноз - это диапазон (интервал) значения, план — конкретная величина; в-третьих, в отношении к свободе: прогноз — это необязательность действий, план - это обязательность исполнения.

Экономическое прогнозирование следует рассматривать как систему исследований количественного и качественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений и поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития. Экономическое прогнозирование имеет больше общего с природой плана, чем с прогнозом вообще. Экономический прогноз не просто интерпретирует закономерности и внешние условия развития, а используется для поиска нужных решений. Он может рассматриваться как начальная стадия планирования, определяющая выбор путей достижения целей этого плана.

Соответственно экономический прогноз — это итог экономического прогнозирования. Хотя он и носит вероятностный характер, но все же обладает определенной степенью достоверности. На практике экономический прогноз — документ, фиксирующий возможную степень достижения тех или иных целей субъекта хозяйствования в зависимости от способа будущих действий. В дополнение к ранее указанным характеристикам прогноза отметим, что экономический прогноз позволяет:

— оценить состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений;

— определить очертания области и возможности для изменения будущих событий;

- выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем;

- осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего;

- моделировать варианты событий при учете ведущих факторов.

Назначение экономического прогноза поражается в его функциях. К основным функциям экономического прогноза относят:

1) анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выявление проблем хозяйственного развития;

2) оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономических условий и проблем, требующих разрешения;

3) выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации и расчетов для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения, так же как и в плане.

Экономический прогноз представляет собой средство достижения наставленных целей хозяйствования в рамках экономических отношений. Он не является самоцелью, а служит задачам достижения эффективного хозяйствования, которое осуществляется по законам экономики. Экономические законы изучаются теорией, названной «экономике». Поэтому по отношению к. экономической теории экономическое прогнозирование носит вспомогательный характер.

В прогнозировании выделяют понятия «объект» и «прогнозный фон». К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза. Сложилась определенная классификация экономических прогнозов, т.е. система их деления на классы согласно определенным признакам. Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом следующих критериев:

1. В соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковой и нормативный. Этот критерий дает ответ на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?» Поисковой

прогноз (или исследовательский, трендовый, генетический) - это прогноз определения возможных состояний экономики в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранении действующих тенденций. Нормативный прогноз (или программный, целевой) составляется для определения путей и сроков достижении возможных состояний прогнозирования экономики в будущем, принимаемых в качестве цели.

2. По критерию времени выделяют экономические прогнозы; оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные.

3. По критерию сложности различают экономические прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный. Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе — взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции, близким к 1).

4. По степени детерминированности экономики прогнозы могут быть: детерминированными, т.е. без существенных потерь информации в описании условий; стохастическими, в которых требуется учет случайных величин; смешанными, сочетающими характеристики двух вышеуказанных прогнозов.

5. По критерию характера развития экономики во времени различаются прогнозы: дискретные, для которых характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени; апериодические, для которых характерна непериодическая функция времени, циклические, для которых характерна периодическая функция времени.

6. По критерию количественной оценки различаются экономические прогнозы: интервальные, точечные. Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный прогноз представлен результатом в виде единственного значения характеристики объекта в будущем.

7. По критерию масштабности объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные (субглобальные), глобальные. Понятно, что для отдельной фирмы или объединения предприятий речь, как правило, может идти о первых трех видах, а для региона или страны (нескольких стран) более характерны три последних вида прогноза.

Основы организации прогнозирования и планирования

В условиях директивного планирования главным был принцип демократического централизма, заключающийся в сочетании централизованного установления заданий по развитию важнейших экономических и социальных процессов и явлений с предоставлением предприятиям и организациям определенных прав в разработке и обеспечении выполнения детализированных планов. Планы экономического и социального развития предприятий разрабатывались на основе доведенных сверху контрольных цифр. При переходе к рыночным отношениям существенные изменения претерпевают как система планирования, так и принципы его организации. В современных условиях важнейшими принципами организации планирования являются:

1) децентрализация и демократизация;

2) демонополизация;

3) экономически выгодное участие страны в интеграционных процессах;

4) приоритетное решение социальных и экологических проблем.

Практическое проведение в жизнь указанных принципов предполагает:

· совершенствование системы органов планирования и коренное изменение их функций;,

· качественное изменение планирования, повышение роли прогнозирования, разработку многовариантных прогнозов с целью принятия наиболее эффективных управленческих решений;

· концентрацию всех функций хозяйственного управления на уровне предприятий и организаций;

· четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления и планирования, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий для самоуправления;

· формирование механизма взаимодействия макро- и микроуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов;

· децентрализацию внешнеэкономической деятельности предприятий;

· планирование развития конкуренции и предпринимательства.

Органы государственного планирования и управления призваны создавать условия для эффективной деятельности всех предприятий и организаций независимо от формы собственности. На всех уровнях управления и планировании особое значение должна иметь аналитическая работа с целью выявления тенденций, условий и факторов, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие. Структура органов прогнозирования и планирования, их функции должны быть адекватными существующим условиям социально-экономического развития. Рыночный режим формирует новый тип экономических отношений, создает относительно независимые субъекты общественного производства. Основными принципами их создания являются: во-первых, соблюдение многообразия организационных форм, добровольности и взаимной выгоды в развитии; во-вторых, создание горизонтальных хозяйственных объединений, средних и малых предприятий; в-третьих, обособление экономических интересов производственных и инфраструктурных элементов в основном эвене, проявляющееся в разукрупнении и дезинтеграции предприятий.

На макроуровне государственные органы планирования должны заниматься анализом текущей экономической ситуации, прогнозированием темпов и важнейших пропорций развития экономики, формированием структуры экономики.

На микроуровне плановые органы совместно с другими органами управления должны определять цели, разрабатывать прогнозы и планы для их достижения, организовывать выполнение планов. Основой экономической системы страны в переходный период являются хозяйствующие субъекты в виде самостоятельных государственных, коллективных, совместных предприятий, организаций, фирм, а также индивидуальные производители и коммерсанты.

В процессе формирования органов прогнозирования и планирования необходимо учитывать существующие и возможные новые экономические отношения с другими государствами. Эти связи должны: ориентировать народное хозяйство на общее экономическое пространство, что обусловлено интеграцией экономик государств; упреждать негативные последствия, осуществлять систематический анализ и прогноз экономической среды и уточнять на этой основе свою стратегию.

Организация прогнозирования включает в себя следующие элементы:

1) организацию системы (проекта);

2) порядок и последовательность работы;

3) систему привлекаемой информации;

4)исполнителей.

В зависимости от масштаба и целей прогнозирования различаются следующие системы (проекты):

· мирохозяйственная;

· государственная;

· отраслевая;

· региональная;

· внутрифирменная;

· межфирменная;

· прогнозирование отдельной сферы деятельности, явления, процессов развития, параметра или показателя.

Деятельность самой системы связана с периодической разработкой прогнозов и их корректировками. Конечно, прогнозирование масштабной системы отличается от прогнозирования на уровне фирмы, а прогнозирование системы — от прогнозирования проекта, когда определяется не система взаимосвязанных показателей, а только один определенный показатель или, может быть, несколько. Организация системы включает в себя следующие составляющие, от которых зависит эффективность прогнозирования;

1) коллектив специалистов отдельного учреждения, фирмы, лаборатории, отдела, службы;

2) технические и математические средства;

3) методы, алгоритмы и эвристические программы;

4) организационные мероприятия[27].

Прогноз экономического развития России в 1997—1999 гг. был составлен по следующим направлениям: валовой внутренний продукт, государственные финансы; государственный долг; неплатежи; кредиты и банки; реальные процентные ставки; цены; промышленные производства; инвестиции; социальная дифференциация; внешняя

торговля; валовый рынок к паритет покупательной способности; официальные международные резервы; развитие средств связи. Основная цель этою прогнозирования - определение тенденций экономического развитии для эффективности регулирования данным процессом или структурной перестройки экономики, реформирования ее и т.п. Эти показатели характерны для прогнозирования макроэкономических процессов.

На микроэкономическом уровне прогнозирование наиболее показательно в рамках фирмы.

Наши рекомендации