Определение потребности в персонале.
Задача 1.1
Исходные данные и постановка задачи. На основе имеющихся данных необходимо рассчитать численность персонала.
Показатели | Вид работ А | Вид работ В |
Трудоемкость изделия (час) Изделие 1 Изделие 2 Производственная программа (шт.) Изделие 1 Изделие 2 Время для изменения остатка незавершенного производства (час) Изделие 1 Изделие 2 Планируемый процент выполнения ном Полезный фонд времени одного работника (час) | 0,8 0,3 432,5 | 0,5 0,4 432,5 |
Методические указания.
N= , где
– время, необходимое для выполнения производственной программы;
– полезный фонд времени одного работника.
,
Где n – количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе;
– количество изделий i-ой номенклатурной позиции;
– трудоемкость процесса изготовления изделия i-ой номенклатурной позиции;
– время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i-ой номенклатурной позиции;
– коэффициент выполнения норм времени.
Решение
Для работы «А»:
=1375 час.
=3,2 чел.; 3 чел
Для работы «В»:
= 1238,1 час.
= 2,86 чел.; 3 чел.
Ответ: 3 человека необходимо для выполнения работ «А» и 3 человека – для работ «В».
Задача 1.2
Исходные данные и постановка задачи. На основе имеющихся данных необходимо рассчитать численность персонала.
Показатели | Вид работ А | Вид работ В |
Трудоемкость изделия (час) Изделие 1 Изделие 2 Производственная программа (шт.) Изделие 1 Изделие 2 Время для изменения остатка незавершенного производства (час) Изделие 1 Изделие 2 Планируемый процент выполнения ном Полезный фонд времени одного работника (час) | 0,9 0,4 | 0,6 0,5 |
Задача 1.3
Исходные данные и постановка задачи. На основе имеющихся данных необходимо рассчитать численность персонала.
Показатели | Вид работ А | Вид работ В |
Трудоемкость изделия (час) Изделие 1 Изделие 2 Производственная программа (шт.) Изделие 1 Изделие 2 Время для изменения остатка незавершенного производства (час) Изделие 1 Изделие 2 Планируемый процент выполнения ном Полезный фонд времени одного работника (час) | 0,85 0,35 | 0,55 0,45 |
Задача 2. 1
На основе имеющихся данных необходимо рассчитать численность административно-управленческого персонала, используя метод Розенкранца.
№ | Организационно-управленческие виды работ | Количество действий по выполнению вида работ | Время, необходимое для выполнения действия (час) |
1. | Расчет денежной наличности | ||
2. | Учет доходов/расходов предприятия | 0,5 | |
3. | Расчет сводного финансового баланса |
Годовой фонд времени одного сотрудника согласно контракту – 1920 час.
Коэффициент, учитывающий затраты времени на дополнительные работы – 1,3;
Коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников – 1,12;
Коэффициент пересчета явочной численности в списочную – 1,1.
Методические указания. Метод Розенкранца:
,
Где n – количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку подразделения или группы сотрудников;
– среднее количество определенных действий в рамках i-ого вида работ за установленный промежуток времени;
– время, необходимое для выполнения одного действия в рамках i-ого вида организационно-управленческих работ;
– коэффициент необходимого распределения времени.
,
Где - коэффициент, учитывающий затраты времени на дополнительные работы;
- коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников;
- коэффициент пересчета явочной численности в списочную.
Решение
N= чел. ; 3 человека
Ответ: 3 человека.
Задача 2.2
На основе имеющихся данных необходимо рассчитать численность административно-управленческого персонала, используя метод Розенкранца.
№ | Организационно-управленческие виды работ | Количество действий по выполнению вида работ | Время, необходимое для выполнения действия (час) |
1. | Расчет денежной наличности | ||
2. | Учет доходов/расходов предприятия | 0,5 | |
3. | Расчет сводного финансового баланса |
Годовой фонд времени одного сотрудника согласно контракту – 1870 час.
Коэффициент, учитывающий затраты времени на дополнительные работы – 1,25;
Коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников – 1,13;
Коэффициент пересчета явочной численности в списочную – 1,1.
Задача 2.3
На основе имеющихся данных необходимо рассчитать численность административно-управленческого персонала, используя метод Розенкранца.
№ | Организационно-управленческие виды работ | Количество действий по выполнению вида работ | Время, необходимое для выполнения действия (час) |
1. | Расчет денежной наличности | ||
2. | Учет доходов/расходов предприятия | 0,5 | |
3. | Расчет сводного финансового баланса |
Годовой фонд времени одного сотрудника согласно контракту – 1870 час.
Коэффициент, учитывающий затраты времени на дополнительные работы – 1,2;
Коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников – 1,14;
Коэффициент пересчета явочной численности в списочную – 1,2
Задача 2.3
На основе имеющихся данных необходимо рассчитать численность административно-управленческого персонала, используя метод Розенкранца.
№ | Организационно-управленческие виды работ | Количество действий по выполнению вида работ | Время, необходимое для выполнения действия (час) |
1. | Расчет денежной наличности | 0,9 | |
2. | Учет доходов/расходов предприятия | 0,55 | |
3. | Расчет сводного финансового баланса |
Годовой фонд времени одного сотрудника согласно контракту – 1920 час.
Коэффициент, учитывающий затраты времени на дополнительные работы – 1,24;
Коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников – 1,13;
Коэффициент пересчета явочной численности в списочную – 1,15
Обучение персонала
Задача 1.1
Исходные данные.
Основные показатели организации за год
Объем реализации (руб) | (О) | |
Численность персонала предприятия (чел.), в том числе работники, прошедшие профессиональное обучение | Р | |
Объем издержек на рабочую силу (руб.), в том числе издержки на обучение: прямые косвенные | З | |
Отработанные часы, всего | В | |
Отработанные производственные часы | ||
Часы профессионального обучения |
Постановка задачи. Определить основные показатели статистики профессионального обучения: 1. Долю сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение года;
2. долю затрат времени на профессиональное обучение в общем балансе рабочего времени организации;
3. среднее число часов профессионального обучения на одного обученного;
4. общую величину издержек на профессиональное обучение в организации;
5. долю издержек на профессиональное обучение в объеме реализации;
6. величину издержек по обучению на одного сотрудника;
7. издержки на один час профессионального обучения.
Методические указания.
1. Доля сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение года ( ):
2. доля затрат времени на профессиональное обучение в общем балансе рабочего времени организации ( ):
3. среднее число часов профессионального обучения на одного обученного ( ):
4. общая величину издержек на профессиональное обучение в организации ( ):
Где – прямые издержки на обучение: затраты на подготовку учебных материалов, проведение занятий, компенсацию инструкторам, оплату посещения сотрудниками семинаров, курсов, средних и высших учебных заведений;
– косвенные издержки на обучение: транспортные и командировочные расходы, затраты на проживание и питание обучающихся сотрудников;
– потерянная производительность, связанная с отсутствием сотрудников на рабочем месте во время профессионального обучения.
Где - издержки на рабочую силу на один производственный час.
5. доля издержек на профессиональное обучение в объеме реализации ( ):
6. величина издержек по обучению на одного сотрудника ( :
7. издержки на один час профессионального обучения ( :
Решение.
1.
2.
3.
4.
5.
6. руб.
7. руб.
, руб., руб.
Задача 1.2
Исходные данные.
Основные показатели организации за год
Объем реализации (руб) | (О) | |
Численность персонала предприятия (чел.), в том числе работники, прошедшие профессиональное обучение | Р | |
Объем издержек на рабочую силу (руб.), в том числе издержки на обучение: прямые косвенные | З | |
Отработанные часы, всего | В | |
Отработанные производственные часы | ||
Часы профессионального обучения |
Постановка задачи. Определить основные показатели статистики профессионального обучения: 1. Долю сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение года;
2. долю затрат времени на профессиональное обучение в общем балансе рабочего времени организации;
3. среднее число часов профессионального обучения на одного обученного;
4. общую величину издержек на профессиональное обучение в организации;
5. долю издержек на профессиональное обучение в объеме реализации;
6. величину издержек по обучению на одного сотрудника;
7. издержки на один час профессионального обучения.
Задача 1.3
Исходные данные.
Основные показатели организации за год
Объем реализации (руб) | (О) | |
Численность персонала предприятия (чел.), в том числе работники, прошедшие профессиональное обучение | Р | |
Объем издержек на рабочую силу (руб.), в том числе издержки на обучение: прямые косвенные | З | |
Отработанные часы, всего | В | |
Отработанные производственные часы | ||
Часы профессионального обучения |
Постановка задачи. Определить основные показатели статистики профессионального обучения: 1. Долю сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение года;
2. долю затрат времени на профессиональное обучение в общем балансе рабочего времени организации;
3. среднее число часов профессионального обучения на одного обученного;
4. общую величину издержек на профессиональное обучение в организации;
5. долю издержек на профессиональное обучение в объеме реализации;
6. величину издержек по обучению на одного сотрудника;
7. издержки на один час профессионального обучения.
Задача 1.4
Исходные данные.
Основные показатели организации за год
Объем реализации (руб) | (О) | |
Численность персонала предприятия (чел.), в том числе работники, прошедшие профессиональное обучение | Р | |
Объем издержек на рабочую силу (руб.), в том числе издержки на обучение: прямые косвенные | З | |
Отработанные часы, всего | В | |
Отработанные производственные часы | ||
Часы профессионального обучения |
Постановка задачи. Определить основные показатели статистики профессионального обучения: 1. Долю сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение года;
2. долю затрат времени на профессиональное обучение в общем балансе рабочего времени организации;
3. среднее число часов профессионального обучения на одного обученного;
4. общую величину издержек на профессиональное обучение в организации;
5. долю издержек на профессиональное обучение в объеме реализации;
6. величину издержек по обучению на одного сотрудника;
7. издержки на один час профессионального обучения.
Задача 2.1
Исходные данные.
разряд | Тарифный коэффициент (К) | Удельный вес работников (в %) | |
Передовой бригады | Массовой бригады | ||
20,1 | |||
1,125 | 20,2 | 25,5 | |
1,267 | 21,8 | ||
1,427 | 19,2 | 15,4 | |
1,603 | 18,3 | 13,9 | |
1,8 | 8,3 | 3,3 | |
итого |
1% прироста квалификации дает 0,034% прироста производительности труда ( .
Постановка задачи.
Рассчитать прирост производительности труда в массовых бригадах за счет повышения квалификации рабочих.
Методические указания.
Где – рост квалификации массовой бригады до уровня передовой
Где – средний тарифный разряд передовой бригады;
- средний тарифный разряд массовой бригады;
и – тарифные коэффициенты, соответствующие меньшему и большему из двух смежных тарифных разрядов тарифной сетки;
– меньший тарифный разряд;
– средний тарифный коэффициент.
,
Где – тарифный коэффициент i-ого тарифного разряда рабочих;
– число рабочих, имеющих i-й тарифный разряд;
– количество разрядов в подразделении.
Решение.
Ответ: прирост производительности труда в массовых бригадах за счет повышения квалификации рабочих составит
Задача 2.2
Исходные данные.
разряд | Тарифный коэффициент (К) | Удельный вес работников (в %) | |
Передовой бригады | Массовой бригады | ||
20,2 | |||
1,13 | 20,7 | 25,4 | |
1,3 | 21,5 | 21,8 | |
1,45 | 19,2 | 15,3 | |
1,65 | 13,9 | ||
1,85 | 8,6 | 3,4 | |
итого |
1% прироста квалификации дает 0,034% прироста производительности труда ( .
Постановка задачи.
Рассчитать прирост производительности труда в массовых бригадах за счет повышения квалификации рабочих.
Задача 2.3
Исходные данные.
разряд | Тарифный коэффициент (К) | Удельный вес работников (в %) | |
Передовой бригады | Массовой бригады | ||
1,125 | 21,2 | 25,6 | |
1,267 | 21,7 | ||
1,427 | 20,2 | 15,5 | |
1,603 | 18,2 | ||
1,8 | 8,4 | 3,2 | |
итого |
1% прироста квалификации дает 0,035% прироста производительности труда ( .
Постановка задачи.
Рассчитать прирост производительности труда в массовых бригадах за счет повышения квалификации рабочих.
Задача.3.1
Исходные данные. В организации планируется использование программы обучения работников управленческого персонала, стоимость программы обучения (в расчете на одного работника) составляет 1000 руб. Программой планируется охватить 20 руководителей организации, стоимостная оценка различия в результативности труда которых при соотношении лучших и средних работников составляет 15000 рублей, эффект обучения предположительно составит этой величины и будет иметь место в течение двух лет.
Постановка задачи. Необходимо оценить эффект воздействия планируемой программы обучения на повышение результативности труда, используя методику, разработанную в американской компании «Хониуэлл».
Методические указания. Согласно методике, разработанную в американской компании «Хониуэлл» эффект воздействия программы определяется по следующей формуле:
Где P – продолжительность воздействия программы;
N – число обученных работников;
V - стоимостная оценка различия в результативности труда которых при соотношении лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу;
K – коэффициент, характеризующий эффект обучения работников;
Z – затраты на обучение одного работника.
Решение.
руб.
эффект воздействия планируемой программы обучения управленческих работников составит 430 тыс. руб.
Задача.3.2
Исходные данные. В организации планируется использование программы обучения работников управленческого персонала, стоимость программы обучения (в расчете на одного работника) составляет 2000 руб. Программой планируется охватить 15 руководителей организации, стоимостная оценка различия в результативности труда которых при соотношении лучших и средних работников составляет 16000 рублей, эффект обучения предположительно составит этой величины и будет иметь место в течение двух лет.
Постановка задачи. Необходимо оценить эффект воздействия планируемой программы обучения на повышение результативности труда, используя методику, разработанную в американской компании «Хониуэлл».
Задача.3.3
Исходные данные. В организации планируется использование программы обучения работников управленческого персонала, стоимость программы обучения (в расчете на одного работника) составляет 1500 руб. Программой планируется охватить 20 руководителей организации, стоимостная оценка различия в результативности труда которых при соотношении лучших и средних работников составляет 20000 рублей, эффект обучения предположительно составит этой величины и будет иметь место в течение двух лет.
Постановка задачи. Необходимо оценить эффект воздействия планируемой программы обучения на повышение результативности труда, используя методику, разработанную в американской компании «Хониуэлл».
Характеристика текучести кадров.
Задача 1.1
Исходные данные. В процессе анализа фактической и потенциальной текучести были получены следующие данные.
Причины текучести | Потенциальная текучесть | Фактическая текучесть |
1.Неполное использование квалификационных возможностей работника, отсутствие перспектив для должностного продвижения | ||
2.Неудовлетворенность оплатой труда | ||
3.Режим труда не позволяет работать по совместительству, подрабатывать | ||
4.Другин причины | ||
итого |
Средняя списочная численность всех работников – 340 чел.
Постановка задачи.
Рассчитать коэффициенты, характеризующие величину потенциальной и фактической текучести применительно к общей численности уволившихся (желающих уволиться), а также по каждой из причин в отдельности. Расчеты представить в виде следующей таблицы:
Причины текучести | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
итого |
Методические указания.
Коэффициент фактической текучести ( :
,
Где – численность рабочих, уволившихся по собственному желанию, а также уволенных за нарушение трудовой дисциплины;
- средняя списочная численность работников.
Коэффициент потенциальной текучести ( :
,
Где – численность работников, не удовлетворенных своей работой на предприятии и желающих уволиться.
Коэффициент действительности (реализации желаний) ( ):
Решение.
Причины текучести | |||
1. | 0,053 | 0,026 | 0,49 |
2. | 0,1 | 0,047 | 0,47 |
3. | 0,056 | 0,015 | 0,27 |
4. | 0,035 | 0,006 | 0,17 |
итого | 0,244 | 0,094 | 0,39 |
Характеристика текучести кадров.
Задача 1.2
Исходные данные. В процессе анализа фактической и потенциальной текучести были получены следующие данные.
Причины текучести | Потенциальная текучесть | Фактическая текучесть |
1.Неполное использование квалификационных возможностей работника, отсутствие перспектив для должностного продвижения | ||
2.Неудовлетворенность оплатой труда | ||
3.Режим труда не позволяет работать по совместительству, подрабатывать | ||
4.Другин причины | ||
итого |
Средняя списочная численность всех работников – 350 чел.
Постановка задачи.
Рассчитать коэффициенты, характеризующие величину потенциальной и фактической текучести применительно к общей численности уволившихся (желающих уволиться), а также по каждой из причин в отдельности. Расчеты представить в виде следующей таблицы:
Причины текучести | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
итого |
Характеристика текучести кадров.
Задача 1.3
Исходные данные. В процессе анализа фактической и потенциальной текучести были получены следующие данные.
Причины текучести | Потенциальная текучесть | Фактическая текучесть |
1.Неполное использование квалификационных возможностей работника, отсутствие перспектив для должностного продвижения | ||
2.Неудовлетворенность оплатой труда | ||
3.Режим труда не позволяет работать по совместительству, подрабатывать | ||
4.Другин причины | ||
итого |
Средняя списочная численность всех работников – 400 чел.
Постановка задачи.
Рассчитать коэффициенты, характеризующие величину потенциальной и фактической текучести применительно к общей численности уволившихся (желающих уволиться), а также по каждой из причин в отдельности. Расчеты представить в виде следующей таблицы:
Причины текучести | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
итого |
Задача.2.1
Исходные данные.
Категории рабочих | Доля в общей численности рабочих, % | Доля в общей численности рабочих, уволившихся по собственному желанию, % |
Пол: Мужчины Женщины | 64,2 35,8 | 40,4 59,5 |
Станочники В том числе токари | 7,3 | 24,3 6,2 |
Рабочие: 2-ого разряда 5-ого разрада | 11,8 |
Постановка задачи.
Расчитать:
1. Коэффициенты интенсивности текучести;
2. Во сколько раз текучесть у одних категорий рабочих выше (ниже), чем у других.
Методические указания.
Показатель интенсивности текучести ( :
,
Где – доля данной категории работников в общей численности уволившихся по собственному желанию;
– доля данной категории работников в общей численности работников предприятия.
Решение .
:
У мужчин:
У женщин:
Текучесть у женщин в 2,6 раза выше, чем у мужчин.
У рабочих 2-ого разряда: 0,71
У рабочих 5-ого разряда: 1,475
Текучесть у квалифицированных рабочих в 2,1 раза выше, чем у малоквалифицированных.
Задача.2.2
Исходные данные.
Категории рабочих | Доля в общей численности рабочих, % | Доля в общей численности рабочих, уволившихся по собственному желанию, % |
Пол: Мужчины Женщины | 65,2 34,8 | 40,9 |
Станочники В том числе токари | 8,3 | 6,5 |
Рабочие: 2-ого разряда 5-ого разрада |
Постановка задачи.
Расчитать:
3. Коэффициенты интенсивности текучести;
4. Во сколько раз текучесть у одних категорий рабочих выше (ниже), чем у других.
Задача.2.3
Исходные данные.
Категории рабочих | Доля в общей численности рабочих, % | Доля в общей численности рабочих, уволившихся по собственному желанию, % |
Пол: Мужчины Женщины | 41,2 58,7 | |
Станочники В том числе токари | 14,5 7,8 | 24,5 6,4 |
Рабочие: 2-ого разряда 5-ого разрада | 10,8 |
Постановка задачи.
Расчитать:
5. Коэффициенты интенсивности текучести;
6. Во сколько раз текучесть у одних категорий рабочих выше (ниже), чем у других.
Наем персонала
Задача
Составьте свое резюме.