Определение потребности в персонале организации
Потребность организации в персонале — это установление необходимых количественных и качественных характеристик персонала, соответствующих выбранной стратегии развития организации.
Виды потребности. В теории и практике различают следующие виды потребности в персонале:
1) потребность в обучении персонала, которая определяется различием в уровне квалификации и профессиональных знаний, необходимом для выполнения должностных обязанностей, и тем, которым обладает выполняющий их работник;
2) потребность в персонале качественная — это совокупность работников различной квалификации с точки зрения задач, подлежащих выполнению в конкретный период, и требований, предъявляемых конкретной должностью;
3) потребность в персонале количественная — это численность работников определенной квалификации, необходимых организации для реализации стоящих перед нею задач;
4) потребность отдельного работника — это осознание отсутствия (дефицита) чего-либо, вызывающего у сотрудника побуждение к действию.
Конечная цель определения потребности в персонале состоит в установлении его количества, необходимого для надежного выполнения работниками должностных и профессиональных обязанностей. В этом случае принимаются решения о потребности в них — количестве и качестве, времени и продолжительности, а также месте.
Определение качественной и количественной потребности в персонале на практике неразделимо и поэтому осуществляется одновременно. Однако данные о потребности в персонале бесполезны, если нет данных о времени и продолжительности потребности в них. Временной аспект является критерием, позволяющим определить потребность в персонале. Обучение персонала требует также соответствующих расчетов во времени. В целом потребность в персонале устанавливается на определенное время или к определенному сроку. Кроме того, должно быть запланировано время, необходимое для отбора работников, потребность в которых должна быть спланирована.
Переход от краткосрочного к среднесрочному планированию потребности в персонале осуществляется постоянно. Однако определение среднесрочной и долгосрочной потребности в персонале требует корректировки общего плана. В целом потребность в персонале определяется в соответствии с плановым штатным составом конкретной организации.
Сравнение планового штатного состава с имеющимся наличным персоналом позволяет выявить либо нормальное удовлетворение потребности, либо недостаток или излишек персонала организации.
В случае превышения потребности в персонале по качественным, количественным, временным или локальным показателям принимаются корректирующие меры, которые выражаются в высвобождении персонала.
Целесообразно определить потребность персонала с учетом двух взаимосвязанных фаз: в данное время и на будущее.
Перед определением потребности в персонале целесообразно сначала проанализировать имеющийся в организации кадровый состав с количественной и качественной стороны и на этой основе оценить будущий кадровый состав с помощью имеющихся инструментов - информационной техники и методик оценки персонала в количественном и качественном отношении.
Качественное и количественное определение потребности в персонале создает основу для планирования издержек организации, целью которого является снижение расходов на оплату персонала.
Технология установления потребности в персонале.Исходным пунктом для определения будущей потребности в персонале является установление необходимого кадрового состава в настоящее время. Для этого в организации ведется учет:
— вида работ;
— времени назначения на должность;
— увольнений в связи с достижением определенного возраста;
— намеченных перемещений или повышений по службе;
— краткой характеристики работника;
— должностного оклада;
— компенсаций и др.
Для указанного анализа могут быть учтены и другие данные, необходимые для планирования персонала в организации.
Плановое количество персонала складывается из требуемого количества работников организации и его резерва. При этом требуемое количество задействованных работников соответствует общему расчетному количеству персонала за вычетом того персонала, который отсутствует в связи с отпусками, болезнью, несчастными случаями и др.
Потребность в восполнении персонала возникает в виде разницы между количеством принятых на должность и количеством освобожденных (уволенных) работников за плановый период плюс потребность в покрытии отставания (недобор) за предыдущий период (потребность в восполнении = штатный состав на данный момент) минус фактический состав на данный момент. Она возникает в результате текучести и движения персонала в связи с уходом на пенсию, призывом в армию, инвалидностью, повышением по службе, перемещением, увольнением и др. Кроме того, потребность в персонале возникает в связи с расширением функциональных обязанностей должностных лиц, изменением организационной структуры организации и др.
В целом численность и качество персонала должны быть рассчитаны так, чтобы выполнялись долгосрочные задачи организации, так как нехватка персонала ставит под угрозу решение задач, а переизбыток его вызывает излишние финансовые расходы.
На рис. 26 схематически представлена процедура обеспечения организации персоналом. Исходным моментом, как было отмечено выше, является определение потребности в персонале. При наличии необходимой информации руководство организации предпринимает шаги по установлению контактов с будущими работниками. Сначала рассматриваются возможности привлечения персонала, существующие внутри самой организации. После установления контактов с требуемыми работниками производится отбор соответствующих кандидатов. Предпосылкой для этого является описание требований вакантных должностей и квалификации претендентов, включая возможности повышения квалификации.
При планировании потребности в персонале следует различать:
— общую потребность, представляющую собой всю численность персонала, необходимую организации для выполнения должностных функций;
— дополнительную потребность, представляющую количество работников, которое необходимо в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности базового года, обусловленной текущими нуждами организации.
Планы организации, Информация о персонале,
например: например:
-план развития; -статистика по персоналу;
-производственный план; -оценки;
-инвестиционный план -картотека молодых специалистов
Предварительный расчет будущей Определение сегодняшнего и
потребности в персонале с точки прогнозируемого персонала
зрения количества и качества с точки зрения количества и качества
Определение потребности в персонале: сравнение
будущей потребности в персонале с его наличием
Планирование мер по достижению или поддержанию количественного соответствия
между будущей потребностью в персонале и его наличием
Организационные Меры по покрытию Прочие меры:
меры, потребности в персонале: - структурирование работ;
например изменение: - привлечение персонала; - построение социально-
- оргструктуры; - развитие персонала; функциональных отношений;
- организации труда; - высвобождение персонала; - координация и др.
- должностных инструкций - задействование персонала
Рис. 26. Схема обеспечения организации персоналом
При разработке штата на первом этапе с позиции целесообразности исходят из имеющихся в организации (занятых и вакантных) должностей. С течением времени штат может приблизиться к «должному» благодаря тому, что при любом расширении и изменении штат рассматривается с позиции:
— необходима ли еще данная должность;
— соответствует ли ее организационное включение, прежде всеговотношениивыполнениядолжностных обязанностей, принципам целесообразности и рационализации;
— оптимальным ли образом организована работа и др.
При планировании потребности в персонале следует учитывать также возможности замены и переводов. В этих случаях в штате, наряду с признаками деятельности, следует учитывать также группы должностей, на которых заняты штатные единицы.
В каждом случае в определении потребности в персонале рекомендуется участие руководителей структурных подразделений, а также работников, в отношении которых принимаются решения.
Опыт показывает, что среди методов долгосрочного определения потребности в персонале можно выделить ориентированные на прошлое и на будущее.
Методы, ориентированные на прошлый опыт, базируются на оценке статистических данных и исходят из предположения, что их можно перенести на будущее развитие. К таким методам относятся:
— экстраполяция главных тенденций;
— вывод по аналогии;
— регрессионные и корреляционные методы;
— экономические модели.
Так, при экстраполяции главных тенденций количественная потребность в персонале рассматривается единовременно во временном масштабе, т.е. в рамках единичного прогноза развития потребности ставится в зависимость только от времени.
Регрессионные и корреляционные расчеты являются математическими методами, которые анализируют отношение между переменными величинами. Особое значение при прогнозировании потребности в персонале имеет систематический учет мнения экспертов. При определении потребности в персонале с помощью экономических моделей делается попытка стимулировать будущую количественную потребность на основе простых или более сложных регрессивных анализов и расчетов.
Выводы
Эффективная работа с персоналом в организации, как показывает теория и практика управления, зависит от форм и методов планирования и прогнозирования потребности в персонале. При этом кадровое планирование включает выявление необходимого количественного и качественного состава работников организации, а также применение соответствующих форм их найма, использования и развития. При этом важно определить основные факторы, оказывающие значительное влияние на процессы планирования.
Наряду с планированием персонала в организации следует уделять внимание определению потребности в персонале на ближайшую или долговременную перспективу. Потребность организации в персонале во многом зависит от выбранной стратегии ее развития. Усвоение процессов, связанных с планированием персонала и определением потребности в нем, создает условия и возможности эффективного функционирования организации и дальнейшего развития с учетом ее миссии и целей.
Контрольные вопросы и задания
1. Для каких целей предназначено кадровое планирование?
2. Раскройте содержание оперативного плана работы с персоналом.
3. В чем заключаются стратегические цели планирования персонала?
4. Раскройте содержание количественного и качественного планирования персонала.
5. Дайте определение понятия «определение потребности в персонале» и раскройте его содержание.
6. Изложите виды потребности в персонале и раскройте их содержание.
7. Изложите схематически сущность планирования потребности в персонале.
8. Раскройте содержание методов определения потребности в персонале.
9. Определите разницу между планированием персонала и определением потребности в персонале.
Список литературы
Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. М., 2005.
Теория и практика управления персоналом: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. Киев, 2003.
Шапиров С.А. Управление человеческими ресурсами. М., 2005.
© Троицкая Е.В.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.
Глава 19. ОТБОР ПЕРСОНАЛА