Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатель | 200_г. (прошлый) | 200_г. (отчетный) | Отклонение (+,-) | Темп роста, % | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | Абсолютное, тыс. руб. | В удельном весе, % | ||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | х | ||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | |||||||
Валовая прибыль | |||||||
Коммерческие расходы | |||||||
Управленческие расходы | |||||||
Прибыль (убыток) от продаж | |||||||
Прочие доходы и расходы Проценты к получению | |||||||
Проценты к уплате | |||||||
Доходы от участия в других организациях | |||||||
Прочие доходы | |||||||
Прочие расходы | |||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения | |||||||
Отложенные налоговые активы | |||||||
Отложенные налоговые обязательства | |||||||
Текущий налог на прибыль | |||||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
Справочно:
Проведите факторный анализ чистой прибыли способом цепной подстановки, определите негативные факторы, под действием которых произошло снижение чистой прибыли.
ЧП = с.010 – 020 – 030 – 040 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100 + 142 – 150
Прибыль от продаж – основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли, находится под непосредственным влиянием объема и структуры продаж, цены реализации, себестоимости единицы продукции. На прибыль от продаж влияют следующие факторы:
- Количество проданной продукции (объем продаж)
- Цена реализации
- Уровень себестоимости проданной продукции в выручке (затраты в основной деятельности на 1 руб. выручки)
- Уровень коммерческих расходов в выручке (коммерческие расходы на 1 руб. выручки)
- Уровень управленческих расходов в выручке (управленческие расходы на 1 руб. выручки)
Расчеты производятся по следующим этапам:
1. Расчет выручки в сопоставимой оценке и влияния на выручку изменения цен реализации продукции (товаров, работ, услуг) и объемов продаж. Выручка от продаж в отчетном периоде в сопоставимой оценке определяется по формуле:
где V1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде, тыс. руб.
J – индекс роста цен (инфляции) за анализируемый период.
Изменение выручки от продаж за счет цены выражается формулой
Изменение выручки от продаж за счет количества продукции определяют по формуле
2. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена»:
где Rпр0 – рентабельность продаж в отчетном периоде (ПР0 / V0 *100), %
3. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Количество проданной продукции»:
4. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень себестоимости проданной продукции в выручке»:
5. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»:
6. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень управленческих расходов в выручке»:
Задание 2. Определите и оцените влияние факторов на прибыль от продаж. Индекс потребительских цен равен 1,028. Расчеты сведите в таблицу.
Анализ рентабельности
Рентабельность (прибыльность, доходность) является одним из главных показателей эффективности бизнеса. Ее оценивают по целому спектру показателей. При расчете показателей рентабельности используют следующие виды прибыли: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, операционная прибыль.
Операционная прибыль является расчетным показателем и не отражается в форме № 2.Она может быть определена в двух вариантах: до и после налогообложения.
В первом случае – это финансовый результат до уплаты процентов и налогов:
ПО = ПДН + ПУ
Во втором случае – это финансовый результат, равный сумме чистой прибыли и скорректированный на ставку налогообложения прибыли величины процентов за пользование заемными средствами:
ПО = ПЧ + ПУ * (1 – Сн)
Задание 4. Дайте оценку эффективности деятельности предприятия по показателям рентабельности.
Система основных показателей рентабельности предприятия, %
Показатель | Условное обозначение, алгоритм расчета | Прошлый год | Отчетный год | Абсолютное отклонение |
1. Рентабельность текущих затрат в основной деятельности | ПР / С | |||
2. Рентабельность оборота (продаж): | ||||
По прибыли от продаж | ПР / V | |||
Чистой прибыли | ПЧ / V | |||
3. Рентабельность активов | ||||
3.1. Текущих активов: | ||||
По прибыли до налогообложения | ПДН / At | |||
Чистой прибыли | ПЧ / At | |||
3.2. Совокупных активов | ||||
По прибыли до налогообложения | ПДН / Ва | |||
Чистой прибыли | ПЧ / Ва | |||
4. Рентабельность капитала | ||||
4.1. Собственного капитала | ||||
По прибыли до налогообложения | ПДН / Ес | |||
Чистой прибыли | ПЧ / Ес | |||
4.2. Совокупного капитала | ||||
По прибыли до налогообложения | ПДН / Вр | |||
Чистой прибыли | ПЧ / Вр | |||
4.3. Постоянного (перманентного) капитала | ПДН / (Ес + Kd) | |||
4.4. Инвестированного капитала: | ||||
Совокупного капитала | ПО / ИК1 | |||
Капитала без учета кредиторской задолженности | ПО / ИК2 |
ИК1 = Вр ИК2 = Вр – Rp
Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатель | 200_г. (прошлый) | 200_г. (отчетный) | Отклонение (+,-) | Темп роста, % | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | Абсолютное, тыс. руб. | В удельном весе, % | ||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | х | ||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | |||||||
Валовая прибыль | |||||||
Коммерческие расходы | |||||||
Управленческие расходы | |||||||
Прибыль (убыток) от продаж | |||||||
Прочие доходы и расходы Проценты к получению | |||||||
Проценты к уплате | |||||||
Доходы от участия в других организациях | |||||||
Прочие доходы | |||||||
Прочие расходы | |||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения | |||||||
Отложенные налоговые активы | |||||||
Отложенные налоговые обязательства | |||||||
Текущий налог на прибыль | |||||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
Справочно:
Проведите факторный анализ чистой прибыли способом цепной подстановки, определите негативные факторы, под действием которых произошло снижение чистой прибыли.
ЧП = с.010 – 020 – 030 – 040 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100 + 142 – 150
Прибыль от продаж – основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли, находится под непосредственным влиянием объема и структуры продаж, цены реализации, себестоимости единицы продукции. На прибыль от продаж влияют следующие факторы:
- Количество проданной продукции (объем продаж)
- Цена реализации
- Уровень себестоимости проданной продукции в выручке (затраты в основной деятельности на 1 руб. выручки)
- Уровень коммерческих расходов в выручке (коммерческие расходы на 1 руб. выручки)
- Уровень управленческих расходов в выручке (управленческие расходы на 1 руб. выручки)
Расчеты производятся по следующим этапам:
1. Расчет выручки в сопоставимой оценке и влияния на выручку изменения цен реализации продукции (товаров, работ, услуг) и объемов продаж. Выручка от продаж в отчетном периоде в сопоставимой оценке определяется по формуле:
где V1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде, тыс. руб.
J – индекс роста цен (инфляции) за анализируемый период.
Изменение выручки от продаж за счет цены выражается формулой
Изменение выручки от продаж за счет количества продукции определяют по формуле
2. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена»:
где Rпр0 – рентабельность продаж в отчетном периоде (ПР0 / V0 *100), %
3. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Количество проданной продукции»:
4. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень себестоимости проданной продукции в выручке»:
5. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»:
6. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень управленческих расходов в выручке»:
Задание 2. Определите и оцените влияние факторов на прибыль от продаж. Индекс потребительских цен равен 1,028. Расчеты сведите в таблицу.