Анализ отчёта о прибылях и убытках

Анализ отчёта о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчёта.

Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы , влияющие на показатели прибыли ( убытка).Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли- источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчёта о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов ,акционеров, участников фондового рынка и других пользователей , принимающих деловые решения на основе выбора вариантов.

При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом является неоднородная совокупность – доходы и расходы , прибыли и убытки, итоговый показатель- будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль- формируется не только за счёт выручки от продажи. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчётном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчёта о прибылях и убытках.

В уплотненном отчёте о прибылях и убытках отражается обобщённая информация о формировании чистой прибыли.(табл.4.17)

Таблица 4.17 –Уплотнённый аналитический отчёт о прибылях и убытках

Показатели В тыс. руб. Темп прироста, % Структура, %
Предыдущий год Отчетный год Отклонение Предыдущий год Отчетный год Отклонение
5(.3 /4)
Прибыль от продаж              
Прибыль до налогообложения         -
Чистая прибыль        

По результатам таблицы делается вывод об изменениях финансовых результатов. Также необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов в таблице 4.18

Таблица 4.18 - Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов организации.

Показатели В тыс. руб. Темп прироста(2\3), % Структура, %
Предыдущий год Отчетный год Отклонение Предыдущий год Отчетный год Отклонение
Доходы по обычным видам деятельности              
Прочие доходы              
Всего доходов         -
Расходы по обычным видам деятельности              
Прочие расходы              
Всего расходы         -

Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж , поэтому особое внимание уделяется анализу её формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты –рентабельность продаж( по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.

Удельный вес расходов по обычным видам деятельности в выручке, выраженный в процентах,- это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках. Доля прибыли от продаж в выручке от продаж, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции , рассчитанную по прибыли от продаж. Увеличение затрат на рубль продаж может указывать на снижение прибыли- в расчёте на один рубль продаж и рентабельности, что может быть объяснено изменением величины коммерческих и управленческих расходов.

Таблица 4.19 – Анализ прибыли от продаж

Показатели В тыс. руб. Темп прироста, % (гр.4 /гр.2Х 100 Структура, %
Предыдущий год Отчетный год Отклонение (гр.3-гр.2) Предыдущий год Отчетный год Отклонение (гр.7-гр.6)
Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг)          
Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)              
Валовая прибыль              
Коммерческие расходы              
Управленческие расходы              
Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг)              

Но главный аспект анализа при изучении этих статей- целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объёма продаж.

Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчёта о прибылях и убытках.

Таблица 4.20 – Коэффициенты рентабельности

Показатели Алгоритм расчета Предыдущий год, % Отчетный год, %
Коэффициент валовой прибыли (валовая рентабельность) Валовая прибыль/Выручка от продаж*100    
Рентабельность текущей деятельности (затратоотдача) Прибыль от продажи/ Расходы по обычным видам деятельности *100    
Рентабельность продаж по прибыли от продажи Прибыль от продажи/ Выручка от продажи *100    
Общая рентабельность (бухгалтерская от обычной деятельности ) Прибыль до налогообложения/ Выручка от продажи *100    
Рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая рентабельность) Чистая прибыль/ Выручка от продажи *100    
Экономическая рентабельность Чистая прибыль/ Средняя стоимость имущества * 100    
Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль/ Средняя стоимость собственного капитала * 100    
Рентабельность перманентного капитала Чистая прибыль/ (Средняя стоимость собственного капитала + Средняя стоимость долгосрочных обязательств) * 100    

Следует помнить, что существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельностью продаж, которая может быть представлена: рентабельность активов равна произведению оборачиваемости активов на рентабельность продаж.

Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля, вложенного в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли прибыли в выручке от продаж. Данное соотношение может быть интерпретировано следующим образом. С одной стороны , высокое значение рентабельности продаж ещё не означает высокой отдачи от используемого совокупного капитала предприятия. С другой стороны, незначительность чистой прибыли по отношению к выручке от продаж необязательно свидетельствуют о низкой рентабельности вложений в активы предприятия. Определяющий момент-скорость оборота активов предприятия.

Это позволяет оценивать стратегию компаний и эффективность управленческих решений её руководства.

Наши рекомендации