Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках

Показатели Оценка, тыс. руб. Отклонения
Отчетный период Прошлый период Абсолют., тыс. руб. Относит., %
  Гр.1-гр.2 Гр.1 : гр.2 х 100% - 100%
1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (стр. 010)        
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров (работ, услуг) (стр. 020)        
3. Валовая прибыль (п.1 – п.2)        
4. Расходы периода (коммерческие и управленческие) (стр. 030 + 040)        
5. Финансовый результат от реализации товаров (работ, услуг) (прибыль или убыток от продаж) (п.3 - п.4)        
6. Финансовый результат от прочей деятельности        
7. Финансовый результат от всех видов деятельности (прибыль или убыток до налогообложения)(п.5 + п.6)        
8. Налог на прибыль        
9. Чистая прибыль (п.7 – п.8)        
10. Удельные затраты (п.2+п.4):п.1        
11.Рентабельность продаж, % ( п.5 : п.1 х 100%        
12. Рентабельность производства, % - по налогооблагаемой прибыли - по чистой прибыли        
13.Общая рентабельность активов (авансированного капитала),% (п.7: активы х100%)        
14.Рентабельность активов по чистой прибыли,%        
15.Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли,%        

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (РЕНТАБЕЛЬНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЯ

Эффективность деятельности предприятия характеризует рентабельность. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль получает фирма с каждого рубля вложенных средств.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

· уровень организации производства и управления;

· структура капитала и его источников;

· степень использования производственных ресурсов;

· объем, качество и структура продукции;

· затраты на производство и себестоимость изделий;

· прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Рентабельность продаж (норма прибыли) показывает способность менеджеров успешно управлять фирмой, покрывая себестоимость товаров и услуг, общепроизводственные и общехозяйственные затраты, включая амортизацию и издержки на выплату процентов по задолженности.

Рентабельность активов отражает общую картину доходности организации. Зависит от влияния следующих факторов:

· наличие непредвиденных доходов или расходов в анализируемом периоде;

· изменение структуры капитала предприятия;

· изменение структуры самого предприятия;

· изменение ставки налогообложения в течение анализируемого периода;

· приобретение новых фирм и др.

Рентабельность активов выражает общую способность используемого предприятием капитала генерировать прибыль вне зависимости от конкретного источника финансирования, из которого был получен капитал, или от изменений в налоговом законодательстве.

Рентабельность собственного капитала означает уровень доходности, которого добились менеджеры фирмы, используя капитал, инвестированный владельцами.

Инвесторы оценивают влияние финансовых результатов деятельности организации на рыночную стоимость инвестиций, особенно, если они выражены в форме обращающихся на фондовом рынке акций.

Таблица 16

Оценка потенциала прибыльности предприятия в определенный момент времени

Коэффициент Числитель Знаменатель Назначение
Норма прибыли Чистая прибыль Доход (выручка) Определяет полученную чистую прибыль как процент от дохода (выручки). Норма прибыли может использоваться как отправная точка для оценки как возможных ценообразовательных решений (расчет дохода), так и эффективности основной деятельности (на основе прибыли)
Рентабельность Чистая прибыль Средняя сумма активов в течение периода Определяет полученную чистую прибыль как процент от общей суммы активов, находившихся в распоряжении предприятия в течение данного периода. Используется при оценке прошлых инвестиционных решений. Рентабельность активов может быть увеличена путем инвестиций средств в различные категории активов, комбинация которых дает наивысшую отдачу.
Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль Средняя сумма собственного капитала Определяет полученную чистую прибыль как процент от собственного (акционерного) капитала, использованного в течение данного периода. Представляет собой процент от прибыли, получаемый акционерами. Максимальное увеличение коэффициента рентабельности собственного капитала в долгосрочной перспективе является одной из первостепенных задач руководства предприятия.

Таблица 17



Наши рекомендации