Измерители бухгалтерского учета
Ведение хозяйственного учета предполагает количественное отражение операций. Для этих целей применяется система учетных измерителей.
Для количественного отражения хозяйственных операций и процессов в учете используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
Натуральные измерители используются для выражения объектов учета в единицах веса, объема, длины, площади, счета и т.д.
Трудовой измеритель используется в учете для отражения количества затраченного рабочего времени. Он выражается обычно в единицах времени - днях, часах, минутах. Трудовой измеритель часто сочетается с натуральными измерителями, показывающими количество (объем) выполненной в единицу времени работы, например, сколько единиц продукции сделано работником за один рабочий час или день. Однако, как и натуральные, трудовой измеритель невозможно использовать в качестве обобщающего показателя работы предприятия в целом.
Денежный измеритель используют для обобщения учитываемых объектов в единой оценке, то есть в денежном выражении (в рублях). В бухгалтерском учете денежный измеритель применяется в сочетании с натуральными и трудовыми измерителями. Этот измеритель является обобщающим, универсальным и наиболее важным в учете.
Денежный измеритель часто применяется в сочетании с натуральными и трудовым измерителями. Так, для определения стоимости выпускаемой продукции необходимо знать цены и количество выпущенных натуральных единиц изделий, для начисления суммы заработной платы работнику необходимо знать число отработанных им дней и сумму оплаты за единицу времени (месяц, день).
Метод бухгалтерского учета
Методом бухгалтерского учета называется совокупность приемов и способов отражения хозяйственной деятельности предприятий, в основе которых лежит моделирование фактов хозяйственной жизни.
Отдельные приемы или способы называются его элементами. Различают восемь элементов метода бухгалтерского учета: документация, инвентаризация, бухгалтерские счета, двойная запись, баланс, оценка, калькуляция, бухгалтерская отчетность.
Документация - совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться документами.
Инвентаризация ( от лат. - нахожу, обнаруживаю - способ определения фактического наличия материальных ценностей на предприятии и сверка с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.
Бухгалтерские счета - это способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства, доходов и расходов, на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат. Бухгалтерские счета - важнейший элемент бухгалтерской информационной системы, динамическая составляющая моделирования.
Двойная запись - метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов. Влияние хозяйственных операций на финансовое положение организаций (предприятий) в бухгалтерской информационной модели учитывается дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, другой - по кредиту одного или нескольких счетов. Суммы дебетового и кредитового оборотов по каждой операции всегда равны между собой.
Баланс - способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценке на определенную дату. Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия ( его активы) с источниками его образования (капталом собственника и обязательствами, исчисленными в стоимостном выражении на определенную дату, как правило, на конец отчетного периода или в специально предусмотренных случаях).
Оценка - способ отражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем стоимостном измерителе, единицей которого является рубль. Бухгалтерский учет изучает разнообразные объекты - основные средства, нематериальные активы, денежные средства, капитал, различные обязательства и т.п., происходящие изменения в которых в результате имевших место хозяйственных операций описаны количественными показателями. Для формирования бухгалтерской информационной модели вся совокупность хозяйственных операций оценивается в рублях. Бухгалтерское наблюдение охватывает только те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалтерский учет представляется стоимостным учетом.
Калькуляция - способ определения себестоимости единицы продукции на основе данных бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, представляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий за отчетный период. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам
Баланс
Баланс предприятия представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: актив и пассив. В активе отражаются хозяйственные средства предприятия по составу и размещению, в пассиве - источники хозяйственных средств предприятия. Так как и в активе и в пассиве отражены одни и те же хозяйственные средства, то итоги актива и пассива всегда равны.
Влияние хозяйственных операций на баланс
Многообразие хозяйственных операций, совершаемых на предприятии, не должно вызывать затруднений у работников бухгалтерии с установлении корреспонденции счетов, так как все их можно объединить в четыре группы.