Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в системе финансового учёта.
Организация учета затрат на производство определяется ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.
Процесс производства - это совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции определяется ее фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на изготовление продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и сбыт.
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции, называетсякалькуляцией.
Основными задачами учета затрат на производство являются:
· Своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством продукции;
· Выявление непроизводительных расходов и потерь;
· Контроль за рациональным использованием сырья, материалов, топлива, заработной платы и других затрат;
· Проверка выполнения планов по себестоимости и выявление резервов для дальнейшего сокращения затрат;
· Выявлении результатов производственной деятельности.
Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета:
· для определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности предприятия (применяется в финансовом и управленческом учете);
· для принятия управленческих решений (применяется в управленческом учете);
· для осуществления процесса контроля и регулирования (применяется в управленческом учете);
Для определения общей суммы затрат по предприятию в целом применяется группировка затрат на производство по элементам в укрупненном виде:
1.Материальные затраты
2.Расходы на оплату труда
3.Отчисления на социальные нужды
4.Амортизация основных фондов
5. Прочие расходы
По отношению к технологическому процессу | По экономическим элементам | По способу включения в себестоимость | По статьям калькуляции |
Основные: материалы, зарплата рабочих, начисление на зарплату рабочих, расходы по освоению, потери от брака и т.д. | Элементные материалы, зарплата, начисление на зарплату, амортизация основных средств и не материальных активов, износ МБП, прочие расходы | Прямые: материалы, зарплата рабочих, начисление на зарплату рабочих, расходы по освоению, износ специальных инструментов, резервы на гарантийный ремонт. | Материальные, покупные полуфабрикаты, возвратные отходы, (-), транспортно-заготовительные расходы, итого - |
Накладные, условно-постоянные: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы | Комплексные: расходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы | Косвенные общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы | Материалы Зарплата рабочих, начисление на зарплату рабочих, расходы по освоению, резерв на гарантийный ремонт, потери от брака, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, итого- |
- | - | - | Производственная себестоимость коммерческие расходы всего - полная себестоимость |
45. Национальная система бухгалтерского учета как руководство, включающее определение бухгалтерских терминов, правил оценки и образцов форм бухгалтерской отчетности.=билет 43 74
Национальная система бухгалтерского учета представляет собой подробное руководство, которое включает определения бухгалтерских терминов, правила оценки и образцы форм бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет носит общехозяйственный характер и поэтому присущ и необходим любому обществу. В РФ, как и в других странах, разработана и действует своянациональная система бухгалтерского учета, которая более полно и точно учитывает специфику экономических отношений и традиций государства.
Первый план счетов Национальной системы бухгалтерского учета был разработан в 1947 г. Исправленная его версия вступила в силу в 1982 г., восприняв положения Четвертой Директивы Европейского Союза.
Реформированиенациональной системы бухгалтерского учета в направлении устранения разрыва в понимании учетной и отчетной информации российскими и зарубежными партнерами неразрывно связано с созданием национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Происходят процессы регламентациинациональных систем бухгалтерского учета, обусловленные спецификой права, налогообложения и финансов той или иной страны.
С целью приведениянациональной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Данные стандарты заложены в основенациональных систем бухгалтерского учета и отчетности во многих странах. Они являются международным нормативом для стран, которые разрабатывают свои собственные требования к учету и отчетности.
В настоящее время в процессе реформированиянациональной системы бухгалтерского учета окончательно закрепилось разделение его на финансовый и управленческий. Управленческий учет нацелен на систематизацию информации для принятия управленческих решений и координацию проблем будущего развития организации.
МВК (Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности) является координирующим органом Правительства РФ, образованным с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также механизмов их регулирования в соответствие с международными стандартами и требованиями рыночной экономики.
Бухгалтерская отчетность в значительной мере регулируется государством посредством налоговой и правовой систем, а такженациональной системой бухгалтерского учета, формируемой Национальным советом по бухгалтерскому учету. В отсутствие сильного рынка капиталов налогообложение является основной причиной, по которой составляется и публикуется бухгалтерская отчетность. Следует отметить, что в настоящее время происходит постепенное снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. К разработке национальных стандартов, методических рекомендаций и инструкций подключаются общественные профессиональные организации, и прежде всего Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), созданный в 1997 г. и являющийся членом Международной федерации бухгалтеров.
Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.