И развитие фонематического восприятия

Поднять руку, услышав слово со звуком з (зь), потом — со звуком ж. Жарить, звонить, лежать, лизать, нажимать, вязать, ползать, сажать,

грузить, сказать, кружить, дружить; зелёный, жёлтый, злой, важный, жадный, 1
серьёзный, полезный, капризный, книжный, резвый, музыкальный, нежный" 'I
нужный, кожаный. ' "

.t-Г-рГНЦИЛЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ 1 31, - Ж

Звуки :*. зь и ж в слогах

1. Произнести ряды слогов.

зу-зу-жу зу-жу-жу жу-зу-зу жу-жу-зу зи-жи-зи жи-зы-жи же-зэ-же зо-жо-зо зма-жма змо-жмо зму-жму змы-жмы зра-жра зла-жла зва-жва зба-жба

(так же в сочетании с другими гласными).

2. Произнести ряды слогов.

а) Жо-зо-зо, жо-зо-зо, ...

б) За-за-жа, за-за-жа, ... — с ускорением темпа.

Звуки з, зь иж в словах

1. Назвать картинки. Отобрать те из них, в названиях которых есть звук
з, а потом — звук ж. (Можно провести игру «Кто быстрее?» — см. с. 65,
добавив слова из словаря на с. 129.)

Вожатый, занавеска, сапожник, жёлуди, журнал, гнездо, роза, снежинки, берёза, подснежник, стрекоза.

2. Дополнить стихотворные строки при повторном прослушивании.

Горит на солнышке (флажок), Как будто я огонь (зажёг).

3. Повторить ряд слов в данной последовательности, а затем — в изме­
ненной.

Рыжики, жёлуди, розы, берёзы; жираф, ёжик, зайка, козлик; железо, железный, друзья, дружный.

4. Добавить в предложения пропущенные слова. Определить наличие
в них звука з или ж.


коза или кожа? лизать или лежать? жал или зал? жалей или залей?

Молоко дают корова и ... . Для изготовления обуви нужна

Кошка любит ... на солнышке. Она любит ... свои лапки.

Мы пошли на зарядку в физкультурный ... У Миши правый ботинок сильно .. . ногу

При пожаре воду не ... . А скорей водою огонь ... .

5. Прослушать предложения. Назвать слова со звуком з или ас.

Лена умеет вязать.— Лена вяжетсвитер. Вася режетхлеб.— Вася будет резатьхлеб.

Царапину надо помазатьйодом.— Медсестра мажетцарапину йодом. Вадик покажетнам путь к реке.— Вадик показал нам путь к реке. Люда получит подарок и скажет«спасибо».— Люда получила подарок и сказала «спасибо».

и з. зь и ж в словосочетаниях и в предложениях

1. Повторить предложения за учителем. Назвать слова со звуками з, зь,
а потом —со звуком ж.

Магазин «Одежда» занимает нижние этажи здания. Мы бежим на лужок искать землянику. Зина заложила закладку в книгу. Газовую плиту можно зажигать зажигалкой. В дождливую погоду нужно брать с собой зонт. Идёт дождик, везде стоят лужи.

2. Выучить предложения.

Я знаю «вежливые» слова — спасибо, извините, пожалуйста. Невежливо зевать в гостях. Нельзя обижать маленьких.

3. Игра «Про кого можно так сказать?».Выучить загадку, дать ответ
полным предложением.

Громко, громко он звенит,

На урок бежать велит.

(Так можно сказать про звонок.)

Сторожит, грызёт и лает.

(Так можно сказать про собаку.)

4. Повторить словосочетания с опорой на картинки.

Книжная полка, бумажный змей, зимняя одежда, кожаный ремень, железная лопата, резиновые сапоги.

Ответить на вопросы полным предложением.

Как называют полку для книг? Как называют змея из бумаги? Как называют одежду для зимы? Как называют ремень из кожи? Как называют лопату из железа? Как называют сапоги из резины?

5. Игра «Как правильно сказать?».Подобрать к данным словам по вопросам
слова-признаки.

Берёза — зелёный или зелёная? Крыжовник — свежий или свежая?

Одежда — зимний или зимняя? Лодка — резиновый или резиновая? Ножик — железный или железная? Змей — бумажный или бумажная?

6. Составить предложения из данных слов.

Железный ножик, нашёл, однажды, Андрей. В лужу, зелёная лягушка, прыгнула. Бумажного змея, Женя, в небо, запустил.

7. Повторить предложения за учителем, а потом обратиться с такой же
росьбой к товарищу.

Я завяжу кукле розовый бант. (Завяжи, пожалуйста, кукле розовый ант.)

Я не ужинаю поздно. (Не ужинай, пожалуйста, поздно.) Я развяжу узел на верёвке. (Развяжи, пожалуйста, узел на верёвке.)

вуки з, зь и ж в текстах 1. Выучить загадку и стихотворения.

Сто одёжек, и все без застёжек.

Зажглась зелёная звезда. Запустим звездолёт туда.

Ну, теперь за дело дружно: Убирать игрушки нужно.

Этот знак дорожный Знают все на свете. Он зовёт и просит: «Осторожно, дети!»

Мамы разные нужны, Мамы всякие важны.

(Капуста.)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

играть.

Убирать и не ломать: Завтра будем вновь

Летом в клетке зоопарка Медвежонку стало жарко! Захотел в жару такую Снять одежду меховую.

Куст шуршит — Зайка дрожит.

Зашуршал по листьям дождик. В это время старый ёжик Гриб сорвал и сел на пне: «Гриб заменит зонтик мне».

2. Прослушать тексты. Ответить на вопросы к картинкам. Назвать слова звуком з, а потом — со звуком ж. • Рис. 273—276.

Жабы живут в сырых местах. Они жадно глотают мух и жуков. Жабы яезны. Можно ли их обижать?

Ужи

На столе стояла банка с молоком. Ужи заползли в дом и залезли на >л. Дружок залаял на ужей. Рая услыхала лай собаки. Она взяла палку фогнала ужей. Ужи уползли обратно в сад, где они жили.

Где жили ужи? Куда заползли ужи? На кого лаял Дружок? Как Рая прогнала ужей? Куда уползли ужи?

3. Повторить сказку за учителем. Ответить на вопросы.

Дружба

Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка — серый. Каждый день они дружно играли.

Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.

Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.

Но летом они снова узнают друг друга.

Когда подружились белка и зайка?

Какими они были летом?

Каким бывает зайка зимой?

Какой бывает белка зимой?

Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?

Почему летом они узнают друг друга?

4. Игра-диалог «Зайка». Выучить текст игры и провести игру в форме диалога.

— Зайка, зайка, белый хвост,
Где ты был?

:' Косил овёс.

— Где овёс?

— Журавль склевал.

Где журавль? Медведь прогнал. Где медведь? Сидит в ловушке. Где ловушка? На горушке.

5. Прослушать сказку. Ответить на вопросы. Повторить сказку за учи­телем. • Рис. 277—278.

Лиса и журавль

(по мотивам народной сказки)

Подружились лиса и журавль. Лиса позвала журавля к себе в гости: «Приходи, дружок, обедать!» Пришёл журавль на званый обед. Лиса наварила каши, размазала по тарелке и уговаривает журавля: «Кушай, кушай, милый!» Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке. А лиса съела кашу и говорит: «Не обижайся, другой еды нет!» На другой день пришла лиса к журавлю. А журавль налил молоко в кувшин с узким горлышком и говорит: «Кушай, лисонька!» Вертелась, вертелась лиса вокруг кувшина, а достать молоко не смогла. Ушла "лиса голодная. С тех пор не дружат больше лиса и журавль.

Как лиса обманула журавля?

Как лиса уговаривала журавля покушать кашу?

Как журавль перехитрил лису?

Как журавль уговаривал лису покушать?

6. Прослушать сказку. Ответить на вопросы. Инсценировать сказку.

Коза-дереза.

Жила-была коза-дереза. Жила она в лесу в избушке. Приходит к козе аран: стук-стук. Коза испугалась и говорит:

— Я коза-дереза. Как топну ногами, заколю тебя рогами. А ты кто?

— Я баран. Пусти меня в избушку жить. Будем дружить, будем мирно
ить. Я буду воду возить.

И стали жить в избушке коза да баран. Вот прилетел к ним петух.

— Ку-ка-ре-ку!
Коза и говорит:

— Я коза-дереза. Как топну ногами, заколю тебя рогами.
Баран говорит:

— Я баран. Я тебя забодаю. А ты кто?
Петух говорит:

— Я петух. Пустите меня в избу. Будем дружить, будем мирно жить,
косу несу, я вам сена накошу.

Стали жить в избе коза, баран да петух. Вот подходит к избушке бык.

— Му-у! Кто в избушке живёт?

— Я коза-дереза.

— Я — баран.

— Я — петух.

— Я — бык. Давайте дружить, будем мирно жить, а я буду землю пахать.
И стали жить в избушке коза да баран, петух да бык. Живут все друж-

>. Коза в избе блины печёт, баран воду носит, петух сено косит, бык млю пашет.

Кто жил в избушке?

Как они жили?

Назвать слова со звуком ж (з, зь).Определить место звука в слове.

f !'\.$ЗИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Произвести полный анализ слов магазин, флажок. Составить схемы
гих слов.

2. Как получить из слова ужи слово ужин? Как получить из слова ужин
юво ужинал?

Ополнительный словарь

Железо, жизнь, зажигалки, зажёг, железный.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................. 3

Методическая записка ............................................. 5

Звуки а, у, о, м, п, в, к, н, ф, т, х, а, к — х и (Словарь)...................... 16

Звуки а, у, о............................................ 17

Звуки м, п, в, к, н, ф, т................................... 19

Звук х.................................................. 23

Звук э.................................................. 25

Звуки к — х.............................................. 26

Звук ц.................................................. 28

Звуки ль, нь, кь, пь, вь, мь, фь, хь (Словарь).............................. 30

Звук ль . . ..................................................... 31

Звуки нь, кь, пь, вь, мь, фь, хь перед гласными и, е и в конце слога........... 33

Звуки ф, фь — в, вь........................................ 36

Звуки и, и — ль (Словарь)........................................ 38

Звук и.................................................. —

Звуки ль — и................................................ 40

Звуки с, сь (Словарь).............................................. 43

Звук с.................................................. 44

Звук сь.................................................... 47

Звуки с — сь.................................................. 49

Звуки ы, ы — и (Словарь)............................................ 52

Звук ы................................................. 52

Звуки ы — и.............................................. 55

Звуки з, 36 (Словарь).............................................. 57

Звук з..................................................... 58

Звук 36..................................................... 61

Звуки з — 36.............................................. 62

Звуки с, сь — з, 36.......................................... 64

Звуки б, бб (Словарь)........................................... 67

Звук б.................................................. f

Звук бб ................................................. ™

Звуки б — бе............................................. L.

Звуки б, бб — п, пь..........................................

Звук ть (Словарь).......................................... • •

Звуки д, дь (Словарь)................................................ ^9

Звук д........... '.................................... f

Звук дь.................................................. «"

Звуки д — дь.................................................. 85

Звуки т, ть — д, дь.............................................. 87

Звук л (Словарь).................................................. 90

Звуки л — ль............................................... 95

Звуки г, гь (Словарь)............................................. 98

Звук г..................................................

Звук гь................................................. 101

Звуки г — гь............................................... 102

Звуки к, кь — г, гь............................................. ЮЗ

Звук ш (Словарь)................................................. 107

Звуки с —ш............................................... 111

Звуки р, рь..................................................... 115

Звук р............................................. '. . . 116

Звук рь................................................. 119

Звуки р — рь.................................................. 121

Звуки р, рь — л, ль.......................................... 125

Звук ж (Словарь)................................................. 129

Звуки ш—ж............................................. 133

Звуки з, зь — ж............................................. 135

Учебное издание

КРЫЛОВАНАТАЛЬЯ ЛЬВОВНА ПИСАРЕВАИННА БОРИСОВНА ЕФРЕМОВАЛИДИЯ ГЕОРГИЕВНА

Наши рекомендации