Развитие фонематического восприятия.

4.1. Дидактическая игра «Светофор». Дети выделяю т из звукового ряда гласных заданный звук и поднимают сигнальную «ракетку».

4.2. Дидактическая игра «Радисты».

- Скажите столько раз звук [А], сколько раз я хлопну в ладоши.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

5.1. Дидактическая игра «Губы - художники». Угадать звук по беззвучной артикуляции, произнести этот звук с движением речедвигательной ритмики.

5.2. Анализ и синтез (с использованием схематического изображения) звукосочетаний из двух гласных; их произнесение в сопровождении движений речедвигательной ритмики.

- Звук [А] побежал к звуку [О]. Что получилось?

- Звук [У] побежал к звуку [А]. Что получилось?

- Сколько звуков произнесли?

- Какой первый звук? Второй?

6. Физминутка.Произнесение стихотворения в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок!

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Годосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

- Как поёт Петушок? Давайте споём вместе с ним: «Ку-ка-ре-ку!»

Автоматизация звуков в словах.

-Звук [А] подружился с девочкой Аней. Как вы думаете, почему?

- Однажды Аня пошла в лес и заблудилась.

- Как кричит Аня? (АУ!)

- Какой первый звук в слове «АУ»? Второй? Сколько звуков мы произнесли?

Произнесение звуковой цепочки [А__У__] громко и тихо в сопровождении движений речедвигательной ритмики.

- Летом Аня поехала на автобусе на озеро. Угадайте, что она взяла с собой.

Что это у Анечки?

Ниточка на палочке.

Ниточка в реке,

Палочка в руке. (Удочка)

- Давайте и мы половим рыбок удочкой. (Дети «ловят» рыбку с картинкой и определяют первый звук в словах).

- Отпустим рыбок и поиграем ещё.

Автоматизация звуков в предложениях.

- У вас на столах карточки, положите их перед собой. Выберите только те карточки, на которых предметы начинаются на гласный звук. Составьте с этими словами короткие предложения. Например, у меня О____слик. Ослик что делает? Идёт. (Дети составляют предложения из двух слов.)

Итог занятия.

- Петушку очень понравилось, как вы занимались.

- С какими звуками мы сегодня играли? (Произнесение звуковых цепочек с движениями речедвигательной ритмики).

- Молодцы!

***

Конспект фронтального занятия

По формированию навыка звукового анализа и синтеза

В старшей группе

Для детей с общим недоразвитием речи.

учитель-логопед А.В. Корсунская

Тема занятия.Звук [П]

Цели занятия:

- закрепление правильного произношения звука [П] с использованием речедвигательной ритмики;

- формирование умения выделять заданный звук на фоне слова и определять его местоположение;

- развитие пространственных представлений;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие логического мышления;

- развитие зрительного внимания и памяти;

- развитие ритмической способности детей;

- развитие просодической стороны речи.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Слушай, думай, не ленись, красиво говорить учись. (Хоровое произнесение.)

- Чтобы красиво говорить на нашем занятии, давайте потренируем свой голосок. (Выполнение упражнений речедвигательной ритмики на закрепление гласных звуков).

Развитие логического мышления и пространственных отношений.

- Сегодня мы совершим путешествие в один из наших замков, чтобы узнать, в какой, нам надо выполнить одно задание.

2.1. Оранжевая остановка. Достать из оранжевого конверта части и собрать разрезную картинку, назвать получившийся предмет.

2.2. Отгадать загадки, отгадку называет тот, у кого такая картинка.

Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

А живут в доме том

Книжка, ручка и альбом. (Портфель)

От зелёного причала

Он назад шагнул сначала,

А потом шагнул вперёд.

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход,

И пускал трубой колечки

Белоснежный… пароход.

Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём. (Подсолнух)

На одном дереве живут пять братьев. (Пальцы)

2.3. Вместо разрезной картинки ребёнок получает целую и прикрепляет её к магнитной доске.

2.4. Речедвигательная ритмика.Проговаривание названий картинок в линей ной последовательности с движениями речедвигательной ритмики на звук [П].

Развитие зрительной памяти и внимания.

Дидактическая игра «День - ночь» (Угадать, чего не стало на материале картинок из предыдущего задания.)

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Это пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а это пальчик – Я!

Вот и вся моя семья.

5. Дидактическая игра «4-й лишний».Коричневая остановка. Выбрать из четырёх картинок лишнюю, т.е. ту, в названии которой нет звука [П]. (Картинки достать из коричневого конверта.)

6. Развитие ритмической способности.Синяя остановка. Достать из синего конверта картинки и слоговые схемы слов. Положить под каждой картинкой соответствующую схему. Определить звук, с которого начинаются названия всех картинок.

Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня путешествовали?. (Дать характеристику звука [П].)

- Где прятался звук [П]? (В начале слова.)

***

Конспект

Наши рекомендации