Развитие фонематического восприятия. €

Игра «Поймай звук».

— Мы с Ромой будем называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [р], поднимите руку, если услышите звук [р']. Слова дорога, тротуар, деревья, рука, озеро, трактор, троллейбус.

Произношение звуков в словах

(Выставляется картина «Если бы художниками были мы».)

— Это дом, в котором живут Рома и Ирина. Из чего он построен? (Из бревен, дерева.)Какой он? (Бревенчатый, деревянный?)Он покрыт ... (черепицей). Крыша у него ... (черепичная). Рассмотрите все части дома. Назовите те части дома, в которых есть звук [р] и звук [р']. (Дети называют.) Ирина приглашает нас погулять вокруг дома. Какие цветы она вырастила? Что растет на огороде? Какие фруктовые деревья растут в саду? А по двору мы гуляем с ... (Ромой). (Дети называют деревья, животных и предметы с заданным звуком.)

Развитие фонематических представлений. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных

— Каких фруктовых деревьев нет в их саду? (Абрикосовых, персиковых.)Чего еще нет? (Винограда, смородины, крыжовника.)Каких овощей вы не увидели на грядке? (Редиса, редьки, репы, картошки.)

Если дети затрудняются ответить, то выставляются картинки отсутствующих овощей и фруктов.

Развитие функции языкового анализа и синтеза

— Рома предлагает вам игру «Угадай-ка».

Предлагаемые задания:

1) узнавание слов по первому и последнему звуку, например: первый звук [к], последний [о] (крыльцо);

2)узнавание слов с перепутанными слогами;

3) составление слов укроп, груша из «разбросанных» звуков;

4) «разбрасывание» звуков слов астры, конура. Дети сопровождают проговаривание звуков действием руки влево, вправо, вперед;

5) составление схем по указанному количеству кружочков (выкладываются два синих, затем один красный кружок, еще один синий и последний — красный). Какие слова подходят к этой схеме? (Труба, крыша.)Объяснения детей.

Физминутка

— Помогаем Ирине и Роме.

Дети придумывают, какую работу они могут выполнить. Действие сопровождается речью. Например:

Оры-оры-оры, собираем помидоры.

Ец-ец-ец, кладу в корзину огурец.

Ур-ур-ур, мы кормим кур.

Ор-ор-ор, подметаем двор.

Ру-ру-ру, мастерим мы конуру.

Цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо.

Произношение звуков [р], [р'] в предложениях

— Расскажите, что вам понравилось в деревне. В предложении должны звучать слова со звуками [р], [р'].

Анализ словесного состава одного, двух предложений.

Произношение звуков [р], (р'] в стихах. Развитие логического мышления

— Послушайте, какие стихи прочтет нам Ирина.

Приготовим вкусный суп

Из картошки и из круп,

Из моркови и петрушки,

Из деревьев и игрушек.

— Из чего нельзя приготовить суп? (Из деревьев и игрушек.)

Теплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

Рассуждения детей, почему такого не может быть. Повторение стихотворения хором.

Развитие воображения и связной речи

— Давайте пофантазируем, что мы могли бы увидеть в деревне такое, чего на самом деле не бывает. Это будут сны детишек-врунишек.

Итог занятия

Звук [л ]

Подготовительный этап

Занятие 1

Развитие пространственного восприятия. Релаксация

Птицы готовятся к полету. У них сильные крылья (напряжение). Имитация полета (расслабление).

— Посмотри и скажи, какая птица находится перед тобой. Оглянись и посмотри, кто находится за тобой. Кого ты видишь слева, справа?

Развитие моторики пальцев рук

Сорока

Сорока, сорока.

Сорока-белобока.

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости во двор —

Кашу на стол.

Этому — на тарелочке,

Этому — на блюдечке,

Этому — в чашечке,

Этому — в мисочке,

А этому ничего не дала.

— Ты воды не носил,

Ты каши не варил.

— Вот тебе ложечка

Свари себе кашку.

Тут пень,

Тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Массаж или самомассаж

Упражнение на дыхание

Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик — ямочка».

— Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.

Наши рекомендации