Организационный момент
Проводится игра «Подбери по цвету».
Далее занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.
Произнесение слогов
Слоги произносить отрывисто, представив, что от губ отскакивает теннисный мячик.
па
па — па
па — па — па
по па — по — пу — пы
по — по па — па — на — па
по — по — по па — фа — па — фа
Произнесение слов со звуком [п]
1. Повторить слова: «папа», «панама, «папаха», «пыль», «помидор», «пояс», «Полина», «пушка», «лапы», «половик».
2. Отгадать загадки.
♦ Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы.)
♦ Кто пасет овец и коз
Там, где луг травой зарос? (Пастух.)
♦ Наткет, наплетет, сядет и добычу ждет. (Паук.)
Произнесение предложений со звуком [п]
Составить и произнести предложения по картинкам: «На, папа, панаму», «У папы панама», «Мама подметает половик», «Полина моет помидор».
Итог занятия
Тема VIII. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков.
План.
1. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ринолалией.
2. Текущее планирование работы по дифференциации звуков. Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мягкости, глухости-звонкости, по способу и месту образования.
3. Особенности работы по дифференциации звуков на начальном и продвинутом этапах.
4. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков.
5. Разработка фрагментов занятия по дифференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий.
Дифференциация звуков.
Работа по дифференциации звуков направлена на развитие умения отличать определенный звук от акустически близких звуков и звуков, имеющих артикуляторное сходство.
Сначала сравниваются артикуляции смешиваемых звуков. Ребенку предлагаются задания по определению идентичных признаков артикуляционного уклада, затем выделяются отличительные признаки. Далее для дифференциации предлагаются слоги и слова, содержащие отрабатываемые звуки. Ребенку попарно предъявляются на слух слоги и слова, содержащие новый звук, а также звук, который ранее был его заменителем, или слова, содержащие звуки, смешиваемые в произношении. Узнав предъявляемое слово, ребенок должен назвать звук, услышанный в нем, затем воспроизвести этот звук в составе слова.
Вдальнейшем можно использовать упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или иной звук, а также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука.
Примерные конспекты индивидуальных занятий по дифференциации звуков.
1. Звуки Ж —Ш,
2. Повторение звука Ж, слогов, слов, скороговорок.
3. Повторение звука Ш, слогов, слов, скороговорок.
4. Слоговые ряды:
ша-жа-жа жа-жа-ша ша-ша-жа жа-ша.-ша ша-жа-ша жа-ша-жа
5. Игра "Наоборот" — преобразование слогов и слов:
а) ша-ша-ша — жа-жа-жа
шо-шу-ши ---
б) жла-жла-жла — шла-шла-шла
жло жлу жлы
а)
ужи — уши лужа — Луша
жить—шить жалить — шалить
житьё — шитьё жил — шил
жутко -- шутка жило — шило
жаль ~~ шаль наживка— нашивка
6. Отгадывание и заучивание загадки:
Кому нужны иголки для житья? А кону нужны иголки для шитья?
7. Составление предложений с парами слов — см. 5,6.
8. Группировка картинок на Ш, Ж.
9. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов — игра "Эхо":
снег — снежок стог — стожок сапог — сапожок флаг — флажок утюг — утюжок луг – лужок смех — смешок посох — посошок
10. Постановка звука Р.
11. Рассказ В.Бианки "Купание медвежат":
а) выделение слов со звуками Ш, Ж.
б) подбор предметов к признакам:
неуклюжий неуклюжая неуклюжее
смешной смешная смешное
в) пересказ,
г) иллюстрация к нему.
1. Звуки Ж — 3.
2. Повторение звука Ж, слогов, скороговорок.
3. Повторение звука 3, слогов, скороговорок.
4. Игра "Наоборот":
а) за-за-эа — жа-жа-жа
эо зу зы --
зла зло злу злы--
азл озл узл ыэл --
5. Слоговые ряды:
жа-за-за
за-за-жа
жа-жа-за
за-жа-жа
жа-за-жа
за-жа-за
6. Различение звуков Ж — 3 по картинкам ~- игра «Четвёртый лишний":
зайка, замок, жаба, зубы — жаба
жук, ежик, одежда, фазан — фазан
зонт, пижама, гвоздика, незабудки — пижама
ваза, ежевика, ужи, ножи — ваза
7. Звуковой анализ, печатание, чтение пар слов:
ужи-узы кожи-козы кожа - коза
8. Игра "До-между-за" - закрепление названий времен года.
9. Упражнение .в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных — игра "Зхо":
снег-снежок
стог-стожок
сапог-сапожок
флаг-флажок
утюг-утюжок
луг-лужок
10. Постановка звука Р.
Тема IX. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.
План.
1. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.
2. Перспективное и текущее планирование работы.
3. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах.
4. Разработка фрагментов занятий, их проведение и анализ.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений восточных практик, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.