Концепции финансов менеджмента
Концепция альтернативного дохода — доход, неполученный в результате отказа от участия в операции, имеющей минимальный риск и минимальную гарантированную доходность, должен учитываться в качестве альтернативных затрат при принятии любых решений, связанных с использованием финансовых ресурсов предприятия.
Концепция стоимости капитала — величина, отражающая среднюю стоимость капитала компании, используется при оценке будущих денежных потоков и характеризует минимально приемлемый уровень доходности инвестированного капитала, который должна обеспечить компания, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.
Концепция эффективности рынка — финансовый рынок обладает свойством эффективности, если он дает адекватную оценку обращающимся на нем активам.
Концепция агентских отношений — под агентскими отношениями в финансовом менеджменте подразумевают отношения между акционерами (владельцами) компании и менеджерами, а также между акционерами и кредиторами.
Концепция асимметричной информации — смысл данной концепции заключается в том, что менеджеры или владельцы предприятия могут в определенных случаях обладать информацией, недоступной остальным участникам рынка, и использовать ее для получения повышенного, по сравнению со среднерыночным, дохода.
6. Сущность содержание основные задачи финансового анализа предприятия. Основные методы финансового анализа.
Финансовый анализ — изучение основных показателей, параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния организаций и стоимости акций компаний с целью принятия решений о размещении капитала. Финансовый анализ — это часть экономического анализа.
Цель финансового анализа — характеристика финансового состояния предприятия, компании, организации.
Задачи финансового анализа:
1. Анализ активов (имущества).
2. Анализ источников финансирования.
3. Анализ платежеспособности (ликвидности).
4. Анализ финансовой устойчивости.
5. Анализ финансовых результатов и рентабельности.
6. Анализ деловой активности (оборачиваемости).
7. Анализ денежных потоков.
8. Анализ инвестиций и капитальных вложений.
9. Анализ рыночной стоимости.
10. Анализ вероятности банкротства.
11. Комплексная оценка финансового состояния.
12. Подготовка прогнозов финансового положения.
13. Подготовка выводов и рекомендаций.
Методы финансового анализа, можно выделить следующие:
1. Горизонтальный анализ – оценка финансовых коэффициентов с предыдущими значениями, с целью определения динамики и направлений их изменения;
2. Вертикальный анализ – изучение структуры основных финансовых коэффициентов для выделения причин изменения тех или иных коэффициентов;
3. Факторный анализ – анализ и изучение влияния отдельных факторов на финансовое состояние предприятия и на ключевые показатели, как правило, данный анализ используется при осуществлении внутреннего финансового анализа;
4. Сравнительный анализ – сопоставление показателей предприятий, отраслей, холдингов между собой, выделение предприятий лидеров, аутсайдеров. Сложность проведения данного анализа, заключается в отсутствии в России необходимой статистики.
Анализ ликвидности баланса
Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. Основной признак ликвидности – формальное превышение стоимости оборотных активов над краткосрочными пассивами. И чем больше это превышение, тем более благоприятное финансовое состояние имеет предприятие с позиции ликвидности.
Актуальность определения ликвидности баланса приобретает особое значение в условиях экономической нестабильности, а также при ликвидации предприятия вследствие его банкротства. Здесь встает вопрос: достаточно ли у предприятия средств для покрытия его задолженности.
Для проведения анализа ликвидности баланса предприятия статьи активов группируют по степени ликвидности – от наиболее быстро превращаемых в деньги к наименее. Пассивы же группируют по срочности оплаты обязательств.
Активы | Пассивы | ||
Наиболее ликвидные активы | А1 | Наиболее срочные обязательства | П1 |
Быстро реализуемые активы | А2 | Краткосрочные пассивы | П2 |
Медленно реализуемые активы | А3 | Долгосрочные пассивы | П3 |
Трудно реализуемые активы | А4 | Постоянные пассивы | П4 |
Итого активы | ВА | Итого пассивы | ПР |
Для оценки ликвидности баланса с учетом фактора времени необходимо провести сопоставление каждой группы актива с соответствующей группой пассива.
1. Если А1> П1, то о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.
2. Если А2> П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.
3. Если А3 > П3 , то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.
4. Выполнение первых трех условий приводит автоматически к выполнению условия: A4<=П4.