Сущность системы менеджмента качества. Основные положения концепции Всеобщего менеджмента качества (TQM).Внедрение TQM на российских предприятиях.

СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Ключевая задача менеджмента:

- создание;

- реализация;

- сертификация системы менеджмента.

Принципы системы менеджмента качества:

• качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция менеджмента);

• качество – это то, что определяет потребитель, а не производитель;

• ответственность за качество должна быть адресной;

• для реального повышения качества нужны новые технологии;

• повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

• контроль процесса эффективнее контроля результата;

• политика в области качества – часть общей политики предприятия.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ TQM

TQM – это подход к созданию новой модели управления.

1. Роль руководства.

2. Ориентация на клиента

3. Стратегическое планирование

4. Вовлечение всех сотрудников

5. Подготовка персонала

6. Награды и признание

7. Разработка продукции/услуг

8. Управление процессом

9. Качество поставщиков

10. Системный подход к управлению

11. Постоянное улучшение

12. Информационное обеспечение

13. Позитивный опыт

14. Постоянная оценка эффективности работы системы TQM

Установлена единая последовательность разработки и внедрения TQM:

- Обследование производства и подготовка специального доклада.

- Выбор системы качества и разработка Программы качества.

- Разработка Руководства по реализации Программы.

- Обсуждение задач по выполнению Программы и Руководства на специальном совещании с участием представителей консалтинговой фирмы.

- Включение мероприятий из Программы и Руководства в общий план фирмы/проекта.

- Запуск Программы и Руководства в производство.

- Реализация, при которой специализированная фирма осуществляет поддержку системы и защиту интересов предприятия.

ВНЕДРЕНИЕ TQM НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Проблемы:

1. Необходимость глобальных изменений в оргструктуре, корпоративной культуре.

2. Невыполнение в России правил Джурана: 85 – 15 % и Деминга: 96 – 4 %. За 85% проблем качества отвечает система менеджмента, а за 15% - исполнители. Деминг усилил правило. У нас – всё наоборот.

3. Неадекватность культурных основ отечественной промышленности принципам ИСО.

4. Пропущенные этапы развития менеджмента качества (статистические методы).

С чего же начинать российским предприятиям? Алгоритм:

- Освоить производство товара/услуги, пользующихся спросом.

- Создать дилерскую, торговую сеть продаж и распространения товара и информации о нём.

- Минимизировать издержки производства. Для этого может потребоваться реструктуризация.

- Организовать систему управления финансами. Управленческий учёт.

45. Статистические и логические инструменты качества. Структурирование функции качества.

Инструментами управления качеством называют стандартные приёмы и методики, с помощью которых контролируются, анализируются и оцениваются показатели свойств объекта в целях последующего обоснованного управления этими свойствами и качеством в целом.

1. Контрольный лист: Контрольный лист – это таблица-протокол первичной регистрации данных о контролируемом объекте. Учёт количества несоответствий ведут, отмечая каждое из них штрихом или другими условными значками. Это обеспечивает исключение ошибок при подсчёте данных.

2. Диаграмма корреляции (разброса): Диаграмма корреляции является графическим изображением данных о двух переменных величинах и служит для выявления зависимости между значениями. Диаграмма корреляции строится в декартовых координатах и показывает, во-первых, существует или не существует причинно-следственная связь между контролируемыми параметрами процесса и, во-вторых, наглядно демонстрирует поле разброса данных и указывает на знак коэффициента корреляции.

3. Гистограмма стратификации: Стратификация – процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным. Подобным образом можно классифицировать массив данных в различные группы (категории) с общими характеристиками, называемыми переменными стратификации.

4. Контрольные карты: При построении контрольной карты процесса на вертикальной координатной шкале отмечают значение контролируемого параметра, а на горизонтальной – время или номер контрольной операции. Результат - ломаная линия, характеризующая изменение состояния контролируемого объекта во времени.

5. Диаграмма потока (схема процесса): Диаграмма потока – графическое представление системы всех элементов процесса, соответствующее технологической документации. Составляется для наглядного представления взаимосвязей операций и их временной последовательности для того, чтобы при анализе результатов было легче определить операции, которые дают наибольшее количество несоответствий.

6. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы): Графическое изображение, которое в компактной, логически упорядоченной форме отображает влияние различных факторов на конечный результат процесса.

7. Причинно-количественная диаграмма (диаграмма Парето): Разновидность столбчатой гистограммы с нанесенной на ней кумулятивной кривой в целях наглядного отображения рассматриваемых факторов в порядке уменьшения характеристик их значимости.

Структурирование функции качества:

Название метода QualityFunctionDeployment (QFD) Год появления – 1972 Страна - Япония. Процесс СФК начинается с исследования рынка, направленного на выявление тех вещей, что нравятся потребителю, и это называется Голосом Потребителя (ГП). Воздействуя на многие различные отделы компании, ГП превращается в конкретные требования к разработке. Метод QFD - это экспертный метод, использующий табличный способ представления данных, причем со специфической формой таблиц, которые получили название «домиков качества». Преимущества метода СФК: позволяет установить связь между требованиями потребителей, техническими характеристиками изделия, параметрами его функциональных подсистем и их компонентов на всех этапах разработки - обеспечивает средства перевода потребительских требований в совокупность контролируемых характеристик и требований к методам реализации технологических операций.


Наши рекомендации