Сущность системы менеджмента качества. Основные положения концепции Всеобщего менеджмента качества (TQM).Внедрение TQM на российских предприятиях.
СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Ключевая задача менеджмента:
- создание;
- реализация;
- сертификация системы менеджмента.
Принципы системы менеджмента качества:
• качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция менеджмента);
• качество – это то, что определяет потребитель, а не производитель;
• ответственность за качество должна быть адресной;
• для реального повышения качества нужны новые технологии;
• повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
• контроль процесса эффективнее контроля результата;
• политика в области качества – часть общей политики предприятия.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ TQM
TQM – это подход к созданию новой модели управления.
1. Роль руководства.
2. Ориентация на клиента
3. Стратегическое планирование
4. Вовлечение всех сотрудников
5. Подготовка персонала
6. Награды и признание
7. Разработка продукции/услуг
8. Управление процессом
9. Качество поставщиков
10. Системный подход к управлению
11. Постоянное улучшение
12. Информационное обеспечение
13. Позитивный опыт
14. Постоянная оценка эффективности работы системы TQM
Установлена единая последовательность разработки и внедрения TQM:
- Обследование производства и подготовка специального доклада.
- Выбор системы качества и разработка Программы качества.
- Разработка Руководства по реализации Программы.
- Обсуждение задач по выполнению Программы и Руководства на специальном совещании с участием представителей консалтинговой фирмы.
- Включение мероприятий из Программы и Руководства в общий план фирмы/проекта.
- Запуск Программы и Руководства в производство.
- Реализация, при которой специализированная фирма осуществляет поддержку системы и защиту интересов предприятия.
ВНЕДРЕНИЕ TQM НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Проблемы:
1. Необходимость глобальных изменений в оргструктуре, корпоративной культуре.
2. Невыполнение в России правил Джурана: 85 – 15 % и Деминга: 96 – 4 %. За 85% проблем качества отвечает система менеджмента, а за 15% - исполнители. Деминг усилил правило. У нас – всё наоборот.
3. Неадекватность культурных основ отечественной промышленности принципам ИСО.
4. Пропущенные этапы развития менеджмента качества (статистические методы).
С чего же начинать российским предприятиям? Алгоритм:
- Освоить производство товара/услуги, пользующихся спросом.
- Создать дилерскую, торговую сеть продаж и распространения товара и информации о нём.
- Минимизировать издержки производства. Для этого может потребоваться реструктуризация.
- Организовать систему управления финансами. Управленческий учёт.
45. Статистические и логические инструменты качества. Структурирование функции качества.
Инструментами управления качеством называют стандартные приёмы и методики, с помощью которых контролируются, анализируются и оцениваются показатели свойств объекта в целях последующего обоснованного управления этими свойствами и качеством в целом.
1. Контрольный лист: Контрольный лист – это таблица-протокол первичной регистрации данных о контролируемом объекте. Учёт количества несоответствий ведут, отмечая каждое из них штрихом или другими условными значками. Это обеспечивает исключение ошибок при подсчёте данных.
2. Диаграмма корреляции (разброса): Диаграмма корреляции является графическим изображением данных о двух переменных величинах и служит для выявления зависимости между значениями. Диаграмма корреляции строится в декартовых координатах и показывает, во-первых, существует или не существует причинно-следственная связь между контролируемыми параметрами процесса и, во-вторых, наглядно демонстрирует поле разброса данных и указывает на знак коэффициента корреляции.
3. Гистограмма стратификации: Стратификация – процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным. Подобным образом можно классифицировать массив данных в различные группы (категории) с общими характеристиками, называемыми переменными стратификации.
4. Контрольные карты: При построении контрольной карты процесса на вертикальной координатной шкале отмечают значение контролируемого параметра, а на горизонтальной – время или номер контрольной операции. Результат - ломаная линия, характеризующая изменение состояния контролируемого объекта во времени.
5. Диаграмма потока (схема процесса): Диаграмма потока – графическое представление системы всех элементов процесса, соответствующее технологической документации. Составляется для наглядного представления взаимосвязей операций и их временной последовательности для того, чтобы при анализе результатов было легче определить операции, которые дают наибольшее количество несоответствий.
6. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы): Графическое изображение, которое в компактной, логически упорядоченной форме отображает влияние различных факторов на конечный результат процесса.
7. Причинно-количественная диаграмма (диаграмма Парето): Разновидность столбчатой гистограммы с нанесенной на ней кумулятивной кривой в целях наглядного отображения рассматриваемых факторов в порядке уменьшения характеристик их значимости.
Структурирование функции качества:
Название метода QualityFunctionDeployment (QFD) Год появления – 1972 Страна - Япония. Процесс СФК начинается с исследования рынка, направленного на выявление тех вещей, что нравятся потребителю, и это называется Голосом Потребителя (ГП). Воздействуя на многие различные отделы компании, ГП превращается в конкретные требования к разработке. Метод QFD - это экспертный метод, использующий табличный способ представления данных, причем со специфической формой таблиц, которые получили название «домиков качества». Преимущества метода СФК: позволяет установить связь между требованиями потребителей, техническими характеристиками изделия, параметрами его функциональных подсистем и их компонентов на всех этапах разработки - обеспечивает средства перевода потребительских требований в совокупность контролируемых характеристик и требований к методам реализации технологических операций.