Финансовый механизм и его структура. Структура и процесс функционирования системы управления финансовыми ресурсами на предприятии

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Структура финансового механизма включает в себя:

¾ финансовое регулирование;

¾ финансовое стимулирование;

¾ финансовые рычаги;

¾ нормативное и правовое обеспечение;

¾ информационное обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Система управления финансами предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих механизм, позволяющий достичь целей управления финансами на предприятии. Традиционно систему управления финансами на предприятии можно рассматривать как взаимосвязь двух подсистем: управляющая подсистема (субъект управления) и управляемая подсистема (объект управления).

Управляющая подсистема включает в себя следующие элементы:

¾ Организационная структура системы управления финансами, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров компании и вида ее деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. В небольших компаниях роль финансового директора обычно выполняете главный бухгалтер.

¾ Под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной компании и финансовых обязательств другой компании

¾ Методы финансового управления являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система производства амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Элемент приведенных методов – специальные приемы финансового управления : кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др.

¾ Основой информационного обеспечения системы финансового управления служит любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность сообщения финансовых органов информация учреждений банковской системы информация товарных, фондовых и валютных бирж и др.

¾ Техническое обеспечение системы финансового управления – самостоятельный и весьма важный ее элемент. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии ( межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты при помощи кредитных карточек и др.) невозможны без применения персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Любое предприятие регулярно формирует стандартные финансовые отчеты:

1. Форма 1: Бухгалтерский Баланс

2. Форма 2: Отчет о прибылях и убытках

3. Форма 3: Отчет об изменении капитала

4. Форма 4: Отчет о движении денежных средств

Кроме того, финансовая отчетность дополняется следующими документами:

5. Пояснительная записка об основных методах учета (учетная политика).

6. Аудиторское заключение о соответствии финансовых отчетов реальному состоянию предприятия.

Рассмотрим назначение основных финансовых отчетов. Баланс компании представляет информацию о финансовом положении предприятия и необходим:

¾ для оценки финансового положения предприятия;

¾ оценки структуры источников финансовых ресурсов предприятия;

¾ оценки ликвидности активов предприятия и платежеспособности. Отчет о прибылях и убытках компании представляет информацию о результатах деятельности предприятия за определенный период.

Необходим:

¾ для оценки рентабельности и эффективности использования ресурсов предприятия;

¾ оценки деловой активности предприятия.

Отчет о движении денежных средств представляет информацию об изменении в финансовом положении предприятия и необходим:

¾ для оценки операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

¾ оценки способности предприятия создавать денежные средства и их эквиваленты;

¾ оценки потребности предприятия в денежных средствах.

Отчет об изменении капитала показывает общее изменение собственного капитала предприятия за счет чистой прибыли и других поступлений и изъятий, несвязанных с результатами деятельности предприятия. Основная идея этого отчета состоит в последовательной корректировке остатка капитала за предыдущий отчетный период путем вычитания начисленных дивидендов и результата переоценки инвестиций и основных средств и прибавления чистой прибыли за отчетный год и дополнительной эмиссии, что дает в итоге величину капитала предприятия на конец года.

Необходим:

¾ для оценки изменения акционерного капитала;

¾ оценки дивидендной политики предприятия;

¾ оценки изменения капитала за счет добавочного капитала от переоценки основных фондов и эмиссионного дохода;

¾ оценки политики предприятия в распределении прибыли (какие фонды создаются и как выплачиваются дивиденды).

Наши рекомендации