Промышленность Республики Беларусь как объект государственного регулирования: особенности, основные характеристики, состояние развития. Государственная промышленная политика
Промышленность, промышленная деятельность – совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства, связанных с производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также производством потребительских товаров.
Промышленный комплекс – совокупность организаций, функционирующих в горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также технологически связанных с ними отраслевых инновационных и научно-исследовательских организаций. Он является основой развития национальной экономики, обеспечения экономической безопасности страны. Промкомплекс РБ формирует около 30 процентов создаваемого ВВП, более 90 процентов объема экспорта и основную сумму валютных поступлений в республику, обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны.
За 2006 – 2010 годы производство промышленной продукции и валовой добавленной стоимости возросло в 1,5 раза к 2005 году, производство потребительских товаров – в 1,6 раза, объем инвестиций в основной капитал – в 2,2 раза, что позволило снизить уровень износа основных средств с 64 процентов в 2005 году до 51 процента в 2010 году. Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в 2010 году достиг 19,5 процента против 10,5 процента в 2005 году. Экспортировалось около половины произведенной промышленной продукции.
Динамично развивался промышленный сектор малого и среднего бизнеса. За 2006 – 2010 годы производство промышленной продукции в этом секторе возросло в 3 раза к 2005 году, в том числе в 2009 году производство промышленной продукции микро- и малых организаций увеличилось на 3,2 процента к 2008 году при снижении объема промышленного производства в целом по республике на 2 процента.
За последнюю пятилетку в стране проведено техническое переоснащение крупных промышленных организаций, создан ряд новых производств, существенно расширен перечень выпускаемой промышленной продукции (ОАО ”Минский автомобильный завод“, ОАО ”Белорусский автомобильный завод“, РУП ”Минский тракторный завод“, ОАО ”Белшина“.
Реконструированы и расширены мощности по производству сахара в открытых акционерных обществах ”Городейский сахарный комбинат“, ”Скидельский сахарный комбинат“, ”Жабинковский сахарный завод“. Проведено техническое переоснащение ОАО ”Бумажная фабрика ”Спартак“, в г.Шклове построено РПУП ”Завод газетной бумаги“. Продолжается модернизация крупных деревообрабатывающих организаций. В открытых акционерных обществах ”Нафтан“ и ”Мозырский нефтеперерабатывающий завод“ реконструирован ряд установок, а также введены в эксплуатацию новые установки.
Таким образом, проделана масштабная работа по сохранению и улучшению производственного и экспортного потенциала промышленности республики, значительно улучшены позиции на традиционных рынках сбыта, освоены новые рынки, создана база для дальнейшего развития.
Среди 44 государств Объединения экономического сотрудничества (далее – ОЭСР) и Европы отечественная экономика занимает 19-е место по уровню материалоемкости, 7-е – по величине импортоемкости. Согласно Key World Energy Statistics 2011 в 2009 году потребление топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) на 1000 долларов ВВП (по паритету покупательной способности) в Республике Беларусь составило 0,29 тонны нефтяного эквивалента (далее – т н.э.), что в 1,81 раза выше уровня стран ОЭСР (0,16 т н.э.) и 1,53 раза выше среднемирового уровня (0,19 т н.э.).
Дорожной картой промышленной политики является Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 года, концепция которой одобрена Правительством.
Приоритетами программы являются развитие фармацевтического и биотехнологического секторов промышленности. Реализация этих направлений увеличит долю высокотехнологичных производств с 5 % в 2010 году до 15 % в 2020 году, доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции вырастет к 2016 году в 3 раза. Предусматривается глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности традиционных секторовпромышленности, в первую очередь использующих местные сырьевые ресурсы, а также развитие топливно-энергетического комплекса в направлении внедрениявысокоэффективных технологий производства энергии, включая атомную энергетику.
Будут максимально использованы преимущества Беларуси в ЕЭП,связанные с выгодным географическим положением, наличием квалифицированных трудовых ресурсов, развитой транспортной, энергетической и иной инфраструктуры. Прежде всего, это касается долгосрочного сотрудничества с зарубежными транснациональными корпорациями,привлечения их инвестиций в нефтепереработку, автомобилестроение, электротехническую, фармацевтическую и пищевую промышленность.
В Программе определены основные инструменты и механизмы реализации промышленной политикипо следующим направлениям: совершенствование нормативно-правового обеспечения, организационно-структурные и институциональные преобразования в промышленности, развитие малого и среднего предпринимательства, инвестиционная политика, субсидирование, снижение материалоемкости и энергоемкости промышленной продукции. Предусматривается поэтапное реформирование системы государственного управленияпромышленным комплексом. На первом этапе - формирование холдинговс передачей управляющим компаниям функций хозяйственного управления государственными предприятиями, на втором - создание единого государственного органа,отвечающего за выработку и реализацию промышленной политики.
В 2012-2015 годах планируется создание с участием научно-инновационных структур таких холдингов,как «БелАЗ» (карьерная и дорожно-строительная техника), «БелАвтоМаз» (автомобильная техника), «Минский моторный завод» (дизелестроение), «Амкодор» (дорожно-строительная, сельскохозяйственная, лесная и специальная техника), «Станкостроение».
В ходе реализации Программы промышленность страны станет не только более конкурентоспособной и инновационной, но и более экологичной.К 2020 году будет обезвреживаться до 90 % загрязняющих атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сократятся выбросы таких веществ, а также парниковых газов (на 10% к 1990 году), увеличатся объемы оборотного и повторного водоснабжения (на 2 %) и доля использования образующихся отходов (на 10-15 %). Вдвое возрастет число предприятий, сертифицированных на соответствие экологическим стандартам ISO 14001.
В качестве источниковфинансирования Программы предусмотрены собственные средства организаций (до 35 %), иностранные источники, прежде всего прямые иностранные инвестиции (33 %), кредитные ресурсы (25 %), средства республиканского и местных бюджетов, включая инновационные фонды (6 %). Из консолидированного бюджета предполагается ежегодно направлять на реализацию Программы до 4 % его расходной части.
В ходе реализации Программы в промышленности планируется создать более 400 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест. В результате производительность труда отрасли по добавленной стоимости за текущее пятилетие вырастет в 1,7 раза, а к 2020 году по данному показателю отставание от стран Европейского союза (ЕС-27) сократится с 4 до 2 раз. Необходимые условия для этого создадут меры стабилизационной макроэкономической и структурной политики. В них будут встроены экономические стимулы инновационной и инвестиционной деятельности на принципах государственно-частного партнерства.