Государственная инновационная политика Республики Беларусь

В условиях современных темпов развития науки и техники инновационные приоритеты экономики страны должны объективно определяться не только по узловым направлениям преодоления технологического отставания в развитии отдельных отраслей, сфер деятельности, в производстве важнейших видов продукции, обеспечении её качественных параметров и конкурентоспособности, но и по критериям прироста социально-экономической эффективности каждого нового воспроизводственного цикла, каждого кругооборота капитала, как определяющей предпосылки достижения долгосрочных целей сбалансированного устойчивого экономического роста нового качества на всех уровнях народного хозяйства страны.

Для реализации этого подхода к инновационным процессам, как показывает опыт развитых стран, необходимо:

- глубоко, всесторонне познать структуру и качественные характеристики технологических укладов реального сектора экономики, его основных фондов и интеллектуальную составляющую производственного потенциала как базы его инновационной модернизации и реконструкции;

- умело интегрировать деятельность структур, участвующих в формировании материальных ресурсов, денежных накоплений, имея в виду эффективное воспроизводство технологического капитала с использованием интегрального эффекта от системного регулирования и управления инновационно - инвестиционным процессом;

обеспечить системное государственное воздействие (государственное регулирование) на структурно - инновационный цикл воспроизводства экономики страны, преодолевая структурные диспропорции вследствие сложившейся отсталой структуры технологических укладов.

Системный подход в современных условиях связан с формированием институционально – правового и социально- финансового регулирования интеллектуальной деятельности физических и юридических лиц в сфере науки и научного обслуживания. На основе этого возможны:

создание устойчивой инновационной среды для самостоятельной новаторской деятельности всех субъектов экономических отношений;

разработка действенных регуляторов ценообразования с учётом доли инвестируемой на инновационное обновление производства прибыли;

оптимизация управления инновационной деятельности на базе органического сочетания государственного регулирования фундаментальных и приоритетных прикладных исследований;

конкретная поддержка организаций инновационного характера;

комплексное создание инфраструктуры инновационного процесса на всех его этапах.

Государственная научно-техническая политика (ГНТП) отражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РБ в сфере науки, техники и технологий, реализации научно-технических достижений. Цели ГНТП в соответствии с законом «Об основах государственной научно-технической политики в Республике Беларусь», принятым ВС РБ 27.11.1997 г.:

Развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

Формирование его структуры;

Увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;

Реализация важнейших структурных преобразований в сфере материального производства; повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

Улучшение экологии;

Укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;

Системное развитие и эффективное использование научно-технического потенциала с особым выделением в нем основного ядра – технологического;

Сохранение и создание новых рыночных ниш наукоемкой продукции и технологий нового типа на мировых рынках.

В последние годы в сфере государственного управления наукой и инновациями усилена целевая ориентация на решение приоритетных для страны проблем. Утверждены приоритетные направления научно-технической деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы, в рамках которых сформированы перечни государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований и государственных научно-технических программ на 2006 – 2010 годы.

Продолжается формирование белорусской модели национальной инновационной системы, в рамках которой создаются необходимые организационные и правовые условия, обеспечивающие взаимосвязь всех этапов инновационного цикла: от организации и проведения научных исследований и разработок до практического освоения в производстве новых видов наукоемкой продукции во всех отраслях народнохозяйственного комплекса страны.

Стратегическая цель – создание инновационной экономики, или экономики основанной на знаниях, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсоэффективной, социально ориентированной, обеспечивающей устойчивое развитие страны. Это требует решения следующих задач:

· построение национальной инновационной системы (НИС) как эффективной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества;

· формирование благоприятной для инноваций экономической и правовой среды рыночного типа;

· модернизация производственно-технологического и интеллектуального потенциалов, обновление основного капитала на основе технологий V и VI укладов и технологических инноваций.

Важными методологическими принципами формирования НИС общесистемного характера являются следующие:

· приверженность эволюционному развитию страны в рамках белорусской модели развития;

· ориентация на последовательную и своевременную замену административных методов управления научно-техническим развитием косвенными методами экономического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций;

· перестройка действующих блоков и сегментов и разработка структуры перспективной НИС с учётом опыта высокоразвитых стран и анализа позитивных и негативных сторон отечественной инновационной практики;

Для достижения этих ориентиров при формировании НИС основными принципами инновационной политики Республики Беларусь должны стать:

· государственное регулирование инновационных процессов преимущественно экономическими методами, стимулирование деловой активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через совершенствование политики заработной платы, системы налоговых, кредитных и других экономических льгот;

· ориентация инновационной деятельности на социально-экономические и научно-технические приоритеты в целях насыщения внутреннего рынка отечественными конкурентоспособными товарами, импортозамещения и выхода с наукоемкой продукцией на мировые рынки;

· развитие и расширение рынка инновационных услуг, поддержка конкуренции в инновационной сфере, поддержка деятельности по внедрению инноваций в производственную и социальную сферы;

· эффективное использование научно-технического потенциала и обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.

Базисными сферами национальной экономики, создающие фундамент национальной инновационной системы (НИС), являются сферы:

· генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах);

· распространения и применения знаний (исследования и разработки - ИР, производство товаров и услуг);

· коммерциализации нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты);

· образования и профессиональной подготовки кадров;

· инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;

· управления и регулирования (правовая база, государственная макроэкономическая и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).

К ведущим технологическим направлениям белорусской науки можно отнести:

1 системы распознавания, автоматизированного проектирования, автоматизации управления производства, экспертные системы;

2 измерительные процессыи методы анализа;

3 полупроводниковые приборы, интегральные схемы;

4 информационные технологии;

5 технологии очистки окружающей среды;

6 технологические процессы с использованием лазеров;

7 новые материалы;

8 медицинская техника и методы диагностики;

9 криптография, интеллектуальные системы, защита операционных систем ПЭВМ, защита от несанкционированного доступа к данным ПЭВМ, неподдельные электронные документы.

В связи с тем, что внутренний спрос на отечественную продукцию ограничен, основным источником доходов для высокотехнологического сектора Республики Беларусь является внешний рынок.

Наши рекомендации