Структура общественного производства и направления структурной перестройки экономики Республики Беларусь

Состав компонентов национальной экономической сис­темы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, а отно­шения между ними, их взаимодействие определяются структу­рой национальной экономики.

Макроструктура национальной экономики включает комп­лекс подсистем, компонентов, которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегри­руются в различные структурные образования по классифика­ционным признакам: секторному, воспроизводственному, от­раслевому, институциональному, социальному и др.

Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:

• первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);

• вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);

• третичного (отрасли, производящие транспортные услу­ги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).

В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного периода времени используются понятия реального и денежного (финансового) секторов экономики. Первый опре­деляется размером ВВП, второй — количеством денег, необхо­димых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчи­вые связи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют кругооборот доходов и расходов в эко­номике.

Экономика описывается и такими категориями, как вос­производственная, отраслевая, технологическая, региональ­ная, институциональная, социальная и иные структуры.

Все указанные виды структур формируют целостность на­циональной хозяйственной системы, механизм взаимодействия ее элементов, являющихся по своему характеру природно-естественными, технологическими, экономическими, социальны­ми, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.

Ключевыми макроэкономическими показателями считаются индекс роста (прироста) ВВП, инвестиции в основ­ной капитал — порог безопасности 20—25 % годового объема ВВП, доля услуг в ВВП, соотношение доходов (расходов) консолидированного бюд­жета и ВВП, соотношение экспорта (импорта) товаров и ус­луг и ВВП, сальдо текущего счета, прогрессивная про­порция в отношении высокотехнологичных отраслей

На современном этапе очевидна необходимость формиро­вания новой структуры национальной экономики. При преобразовании структуры экономики важнейшая роль при­надлежит государству. Государственное управление должно быть дополнено рыночными механизмами хозяйствова­ния, методами государственно-частного партнерства, в связи с чем перед ним возникают задачи, во-первых, структурных преобразований и модернизации экономики; во-вторых, полно­ценного включения механизмов рыночной конкуренции и коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской эко­номики.

При определении направлений структурных преобразова­ний необходимо исходить из принципов:

• перехода на инновационный путь развития;

• многоукладности экономики, обеспечения равных усло­вий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

• последовательной трансформации отношений собствен­ности, развития предпринимательства, либерализации всех ви­дов экономической деятельности;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приори­тетных направлений структурной политики;

• социальной ориентации перспективной структуры эконо­мики, ускоренной динамики развития сферы услуг;

• приоритетности наукоемких, высокотехнологичных, кон­курентоспособных, экспортоориентированных и импортозаме­щающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой до­лей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоратив­ные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей сре­ды для нынешнего и будущих поколений;

• рационального сочетания систем государственного регу­лирования и рыночного саморегулирования;

• государственной поддержки наиболее эффективных экс­портоориентированных и импортозамещающих предприятий и производств.

В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований следует использовать уровень обеспечения национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), по­вышение уровня эффективности и конкурентоспособности эко­номики Беларуси в сравнении со странами — торговыми парт­нерами.

Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения следующих стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полу­ченных доходов на развитие других отраслей; стратегии «пре­следования», ориентированной на освоение конкурентоспособ­ной продукции экономически развитых стран, но с более низ­кими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений НТП.

Структурная политика Республики Беларусь должна пре­дусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комп­лексов и отраслей страны с учетом максимального использова­ния их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесооб­разно сгруппировать отрасли по следующей схеме:

1. Базирующиеся на использовании региональных фактор­ных условий и ресурсов, а также ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам. К этой группе относят­ся специализированные отрасли и производства АПК (живот­новодство, льноводство и картофелеводство), лесная, деревооб­рабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, про­мышленность строительных материалов, электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, транспорт. Основное направление структурной перестройки и повышения конкурентоспособности — наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прог­рессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.

Структурная политика в отношении данных отраслей долж­на быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования, что предусматривает построение систе­мы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприя­тий необходимые ресурсы и стимулирующей их эффективное вложение. Предприятия этой группы могут привлекать ино­странные инвестиции на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности.

2. Традиционные отрасли промышленности, которые обла­дают высоким научно-техническим потенциалом, способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкуренто­способности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, отвечающие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но в то же время нуждаются в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, до­рожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станко­строение, черная металлургия и легкая промышленность). Ос­новные направления структурной перестройки — модерниза­ция, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий, закупки нового обо­рудования, выпуск конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

В качестве приоритетов целесообразно выделить технологи­чески взаимосвязанные отрасли, обеспечивающие увеличение производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также выпуск технически совершен­ных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса.

3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и произ­водства, реализующие передовые достижения НТП и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны — высо­коквалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших объемов инвестиций и затрат че­ловеческого капитала группа. Она включает отрасли, разраба­тывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии (прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотем­пературный синтез; основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов); произ­водства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений, а также реализующие технологии тонкого хими­ческого синтеза, нанотехнологии, импортозамещающие; пред­приятия по химическому и биологическому синтезу фармацев­тических средств, биологически активных соединений и пище­вых добавок, биологических средств питания и защиты расте­ний и животных; подотрасли системы образования и научного обслуживания.

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования: снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные ин­вестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для дости­жения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, нетарифное регулирование и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, от­раслевые и территориальные корпоративные объединения в фор­ме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, кластеров, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производ­ства, научно-технические и финансовые структуры. Это обеспе­чит снижение издержек производства, привлечение инвести­ций, в том числе зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повы­шения конкурентоспособности продукции.

Особенности преобразований различных видов структуры экономики (воспроизводственная, отраслевая, технологическая и др.) определяются государственными программами структур­ной перестройки, научно-технического прогресса, отраслевыми программами и потребностями внутреннего и внешних рынков.

Воспроизводственная структура характеризует соотно­шение секторов экономики по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии про­изводства — это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, которое представляет собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, отражающую достигнутый уровень развития производительных сил страны.

Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход сырья, материалов, топлива, энергии и других матери­альных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг. Это обобщающий показатель матери­алоемкости продукции, на который существенно влияют при­меняемые техника и технологии производства, уровень подго­товки кадров, система организации труда и производства.

Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она является основой валового внутреннего продукта. Чем выше уровни технико-технологической базы производства и использования материальных ресурсов при прочих равных условиях, тем ниже доля промежуточного продукта и выше удельный вес ВВП, что свидетельствует об эффективности эко­номики. По объему производства ВВП на душу населения опре­деляется уровень социально-экономического развития страны.

На стадии потребления особую значимость приобретают пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на ко­нечное потребление, охватывающее домашние хозяйства, госу­дарственные учреждения, некоммерческие организации, об­служивающие домашние хозяйства, в перспективе, исходя из поставленных целей модернизации экономики, будет снижать­ся за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом рас­ходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобрете­ние потребительских товаров и услуг, платные услуги учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.) в расчете на душу населения сокращаться не должны, но могут повы­шаться по мере роста ВВП при некотором снижении их доли. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, по мере развития рыночной инфраструктуры будут возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта вы­сокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетиче­ских ресурсов в ближайшие годы может иметь отрицательное значение, т.е. минус 2-- 3 %.

Следует отметить, что интенсивно развивающиеся страны имеют более высокий удельный вес валовых накоплений, что обеспечивает мобилизацию необходимых ресурсов на модерни­зацию экономики. Так, соотношение конечного потребления и валового накопления в структуре используемого ВВП в 2007 г. составляло: в Китае — 49,6 : 42,7; Индии — 66,5 : 36,9; Фран­ции — 79,8 : 22,1; Японии — 74,9 : 23,8; Германии — 74,7 : 18,3; Российской Федерации — 65,8 : 24,5.

К воспроизводственной примыкает так называемая институциональная структура, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности. На 01.01.2011 г. доля государственной собствен­ности по первоначальной стоимости основных средств состав­ляла 54,3 %, частной — 44,2, иностранной — 1,5 % против со­ответственно 73,0, 26,8 и 0,2 % на 01.01.2001 г. Соотноше­ние секторов экономики в зависимости от форм собственности свидетельствует об уровне развития рыночных отношений в стране.

Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких ви­дов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответ­ствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.

Закономерностью развития отраслевой структуры экономи­ки является цикличность обновления технологий и отраслей. На циклический характер научно-технического и социально-экономического развития национальных экономик обращали внимание многие ученые. Основополагающие принципы цик­лического обновления отраслевой структуры были сформули­рованы, как уже отмечалось ранее, в работах И. Шумпетера. Материальную базу этих изменений составляют нововведения, несущие в отрасль технологический прогресс. Переход на но­вые технологии обусловливает структурные сдвиги, поскольку меняется разделение труда внутри предприятия, отрасли, тер­ритории.

Оценка структурных сдвигов производится с использовани­ем различных показателей, таких, например, как удельный вес отрасли в объеме производства продукции комплекса, валовом внутреннем продукте; удельный вес занятых в отрасли (сфере деятельности) в общей численности занятых в экономике; доля отрасли в стоимости основных средств.

Соотношение продукции, произведенной с использованием разных способов производства и поколений техники, в струк­туре валового выпуска товаров и услуг в современной научной литературе получило название технологической структуры экономики. Ее характеризуют удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в научно-производствен­ном потенциале страны, что предопределяет эффективность экономики и уровень конкурентоспособности продукции.

Смена поколений техники и технологических процессов — первичное звено технологического сдвига. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, клас­теров изобретений и происходит с периодичностью в 8—10 лет, что находит отражение в обновлении активной части основных средств. Освоение нового технологического принципа форми­рует научно-техническое направление, которое включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80—100 лет.

Совокупность взаимосвязанных научно-технических нап­равлений, реализующих кластер базисных нововведений, образует технологический уклад. Ключевым фактором первого (I) уклада было изобретение текстильной машины, второго (II) — парового двигателя и станков, третьего (III) --- электродви­гателя и технологии производства стали, четвертого (IV) — двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого (V) — микроэлектронных компонентов, шестого (VI) — генной инженерии, нано- и информационных технологий.

Определение технологической структуры сопряжено с боль­шими трудностями. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к V технологическому укладу начал­ся еще в 1970-е гг. Например, в Японии к началу 1990-х гг. удельный вес V технологического уклада составил 45 %, IV — 35, остальных — 20 %; в России доля первых двух укладов в этот период не превышала соответственно 8 и 46 %.

В Беларуси, по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособнос­ти белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологическо­го уклада, 22—23 % — III и 9—10 % - V и VI. Основные при­чины отставания - разрушение научно-инновационного и про­изводственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низ­кий уровень наукоемкость ВВП (0,7 %) по сравнению с эконо­мически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобла­дал V технологический уклад, слабая инновационная деятель­ность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий.

Региональная структура характеризует территориаль­ные пропорции размещения видов экономической деятельно­сти, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспе­чения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и усло­вий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на этих территориях, и, главное, — углубления территориального разделения труда.

Содержание и организация государственного регулирования научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь

Государственная инновационная политика– комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности. Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности; подготовки и реализации программ инновационного развития; организации прогнозирования технологического развития; осуществления технического нормирования и стандартизации и др.

прогнозирование технологического развития – предвидение тенденций развития и будущего состояния техники и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития техники и технологий и их современного состояния;

национальная инновационная система – совокупность государственных органов, иных государственных организаций, регулирующих в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.

Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, внешних государственных займов, кредитов, собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за счет иных источников. Средства используются на: выполнение мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь; реализацию инновационных проектов; организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в соответствии с законодательством; проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и иных мероприятий)

Финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности при их реализации.

Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах в части рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям "Оснащенность новыми технологиями" и "Инновационный потенциал", индекса экономической свободы по показателю "Права интеллектуальной собственности".

К 2015 году в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:

индустрия информационных технологий;

авиакосмическая промышленность;

фармацевтическая промышленность;

микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;

приборостроение и электронная промышленность;

наноиндустрия;

ядерная энергетика.

В Беларуси подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологическо­го уклада, 22—23 % — III и 9—10 % - V и VI. Основные при­чины отставания - разрушение научно-инновационного и про­изводственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низ­кий уровень наукоемкость ВВП (0,7 %) по сравнению с эконо­мически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобла­дал V технологический уклад, слабая инновационная деятель­ность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий

Система органов гу ГКНТ РБ, НАН Беларуси, ВАК.

Государственно-частное партнерство- законодательно и институционально закрепленная система организационно-экономических отношений между государственным сектором (государственной и муниципальной властью) и частным сектором (бизнесом), возникающих, как правило, с целью привлечения частных ресурсов и/или знаний для того, чтобы способствовать созданию общественных благ и оказанию общественных услуг на основе распределения рисков и доходов.

К настоящему времени в РБ создан фундамент для успешного применения ГЧП: свободные экономические зоны, Торгово-промышленная палата, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Ассоциация промышленников и предпринимателей, технопарковые структуры (ПВТ, Академтехнопарк, технопарк БГУ, Политехник и др.), центры трансферта технологий.

25.Инвестиционная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная политика представляет собой совокуп­ность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации государством стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Инвестиции это финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступа­ют вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бу­маги, интеллектуальные ценности, научно-техническая про­дукция.

Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая вклю­чает: капитальное строительство — деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инноваци­онную сферу, где создаются и реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции в инно­вации); сферу обращения финансового капитала (рынки цен­ных бумаг); сферу реализации имущественных прав собствен­ников — инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматериальных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан Республики Беларусь и зарубежных государств. В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают госу­дарственные средства (бюджет, внебюджетные фонды, заемные), средства государственных предприятий, инвестиции граж­дан, негосударственных предприятий и общественных органи­заций, иностранные и совместные инвестиции.

Характер участия в инвестировании определяют прямые ин­вестиции, непрямые и порт­фельные ин­вестиции.

Основными источниками инвестиций являются: ВВП (ва­ловые накопления); зарубежные займы; инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспре­деляются и выступают в виде собственных финансовых ресур­сов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных финансо­вых ресурсов (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных ресурсов министерств и концернов, бюджетных ассигнований, денежных средств на­селения.

В РБ в 2000- 2010 гг. значительно ухудшились функциональная, отраслевая и техно­логическая структуры — уменьшилась доля инвестиций в про­мышленность, транспорт и связь, сферу обслуживания населе­ния при ее увеличении в сельское и лесное хозяйство. При этом улучшилась структура инвестиций по источникам финансиро­вания за счет увеличения доли кредитов банков и прочих источ­ников. Однако уровень иностранных инвестиций продолжает оставаться низким.

Оценка современного состояния инвестиционной деятель­ности, цели и ориентиры Национальной стратегии (НСУР 2020) и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определяют направления инве­стиционной политики страны на долгосрочный период:

• повышение инвестиционного рейтинга путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестици­онных рисков;

• выделение инвестиционных ресурсов на реализацию прио­ритетных направлений структурной перестройки экономики;

• разработка и внедрение эффективного механизма инвести­рования в экономику посредством дальнейшего совершенство­вания нормативной правовой базы и приведения ее в соответ­ствие с международными стандартами;

• усиление роли амортизационных отчислений в инвести­ционном процессе;

• расширение системы лизинговых операций, которые поз­воляют решать проблемы модернизации и технического перево­оружения производства (особенно в сфере малого предпринима­тельства) без значительного стартового капитала;

• стимулирование роста объемов ПИИ и долгосрочных кре­дитов;

• развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными госу­дарствами.

Решение поставленных задач требует принятия ряда мер: обеспечить стабильность законодатель­ной и нормативной баз, активизировать деятельность по привлечению внеш­него финансирования, улуч­шить инвестиционный климат в стране, снизить инвестицион­ные риски, усилить работу с международными финансовыми организациями.

Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке пред­полагается применить на приоритетных направлениях соци­ально-экономического развития Беларуси: модернизация про­изводств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направлен­ности; повышение качества и конкурентоспособности продук­ции; увеличение объемов производства и расширение ассорти­мента продуктов питания; разработка и внедрение современ­ных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; разви­тие современных транспортных коммуникаций и сетей связи.

26.Состояние развития и содержание государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе.

Предпринимательство является национальным приоритетом, фактором повышения конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнитель­ным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса, активизирует структурную перестройку экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.

Предпринимательство - самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими под свою имущественную ответ­ственность и направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи вещей, произве­денных, переработанных или приобретенных ими для прода­жи, а также от выполнения работ или оказания услуг.

В Республике Беларусь к субъектам малого предпринимательства относятся:

1.индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

2.микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

3.малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Система мер государственного регулирования малого предпринимательства включает: правовое регулирование, ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства, формирование инфраструктуры малого предпринимательства, государственное программирование развития малого предпринимательства, кадровое и информационное обеспечение предпринимательской деятельности, международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства, экономический контроль.

Законодательные ак­ты: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предприниматель­ства», постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего пред­принимательства», Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Инфраструктура: Совет по развитию предпринимательства при Прези­денте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, функциональные и отраслевые министерства, госкомитеты, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, фонды финансовой поддержки предпринимате­лей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы ма­лого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.

Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010—2012 го­ды предусматривается решение ряда важнейших задач, в числе которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление ад­министративных барьеров на пути развития предпринима­тельства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортозамещения, адресной методической, информационной, консуль­тационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.

Приоритетные направления предприниматель­ства - производственная деятельность в промышлен­ности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозаме­щающих производств. Активизация инвестиционной деятель­ности предполагает широкое применение нетрадиционных фи­нансовых источников инвестиций, основанных на залоге не­движимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и оте­чественных инвесторов. Рост негосударственного сектора пре­дусматривается за счет создания новых предприятий, раз­государствления и приватизации государственных предприя­тий в процессе их реструктуризации, путем более эффек­тивного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализа­цию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государ­ством.

Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь являет­ся формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:

• повышение темпов роста МСП,

• рост социальной эффективности

• усиление роли МСП в качестве конкурента предприяти­ям-монополистам

• разработка специ­альных программ защиты потребительского рынка от зарубежной низкокачественной и фальсифици­рованной продукции,

Наши рекомендации