Строительный комплекс как объект государственного регулирования: особенности, основные характеристики, состояние, направления и проблемы развития

Строительный комплекс традиционно является важнейшим компонентом реального сектора экономики, выполняющим функцию расширенного воспроизводства посредством создания и обновления основного капитала. Комплекс представляет со­бой межотраслевую систему, включающую совокупность пред­приятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, ремонт и реконструкцию объектов производственного и непроизводственного назначения. Стройкомплекс представлен двумя взаимо­связанными совокупностями видов деятельности —строительство и промышленность строительных материалов и конструкций.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специа­лизированные строительные организации, предприятия про­мышленности строительных материалов и строительной инду­стрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формиро­вания, специализирующиеся в области строительства (незави­симо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также учреждения по подготовке кадров и отраслевые органы управления.

Строительный комплекс Беларуси включает 6853 органи­зации (на конец 2010 г.), в том числе 6344 (92,6 %) частных, входящих в состав или находящихся в подчинении более чем 20 органов государственного управления, концернов и объеди­нений. Наиболее значи­мыми субъектами строительной деятельности республики яв­ляются Министерство архитектуры и строительства, Мини­стерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство энер­гетики.

Координацию и методологическое руководство деятельно­стью всех организаций строительного комплекса осу­ществляет Министерство архитектуры и строительства РБ. Правовой основой функционирования отрасли являются Гражданский кодекс, Инвестиционный кодекс, Жилищный кодекс, Закон «Об архитектурной, градостроительной и строи­тельной деятельности в Республике Беларусь», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановле­ния Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства РБ.

Строительный комплекс составляет основу инвестиционно­го потенциала страны. Строительство рассматривается как вид экономической деятельно­сти по созданию новых, реконструкции и техническому перево­оружению уже действующих основных средств. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сель­скохозяйственное и др.

Сегодня строительство в национальной экономике произво­дит 11,0 % ВВП, приносит 7,8 % прибыли, оказывает 32,2 % бытовых услуг населению; в нем работает 9,5 % от общей чис­ленности занятых, используется 3,2 % основных средств, на долю отрасли приходится 3,9 % инвестиций в основной капи­тал.

Строительные организации осваивают примерно полови­ну объема инвестиций в основной капитал (промышленность строительных материалов и конструкций — 25,5 % , жилищное строительство — 21,6 %).

Жилищное строительство относится к одному из приоритетных направлений социально-экономи­ческого развития. Динамика жилищного строительства в конце периода 1996—2010 гг. характеризуется ростом ввода в действие жи­лых домов как в городах, так и в сельской местности при неко­тором замедлении темпов в 1996 -2005 гг.

Сложной проблемой остается незавершенное строительство.

Промышленность строительных материалов и конструк­ций является важнейшей структурной составляющей строи­тельного комплекса. Ее ядро образуют 525 предприятий по про­изводству строительных материалов, а также стекольной и фарфоро-фаянсовой продукции.

Основными отраслями промышленности строительных ма­териалов являются: цементная промышленность, производство сборных железобетонных конструкций и изделий, промышлен­ность стеновых материалов, производство облицовочных материалов, производство мягких кровельных материалов, про­изводство известковых и гипсовых материалов, производство нерудных строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, производство оборудования и осна­стки для выпуска стройматериалов.

В 2006—2010 гг. на предприятиях отрасли реализовано свыше 100 инвестиционных проектов в 1,5—3,0 раза увеличены объемы выпуска основных строительных материа­лов. Проведена работа по прямому введению международных (ISO) и европейских (EN) стандартов в качестве государствен­ных стандартов Республики Беларусь.

Перспективы развития строительного комплекса. Разви­тие строительной деятельности и промышленности строитель­ных материалов и конструкций осуществляется в соответствии с Концепцией развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011—2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2010 г. № 1589, а также в соответствии с НСУР— 2020 и Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2011—-2015 годы.

Основной целью дальнейшего развития строительного комп­лекса является создание современных энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически безопасных зданий и со­оружений, новых конкурентоспособных на внутреннем и внеш­них рынках строительных материалов, не уступающих по свое­му качеству европейским. Опережающее развитие получит про­изводство строительных материалов и конструкций на основе использования местных сырьевых ресурсов для строительства жилых домов с невысокой стоимостью, отвечающих требовани­ям стандартов и эксплуатируемых на базе возобновляемых ис­точников энергии. К 2015 г. намечено довести объемы строительства энергоэффективного жилья до 60 % общей площади вводимых домов.

Выпуск цемента к 2013 г. планируется увеличить на 5,4 млн т, производственные мощности по выпуску гранитного щебня — на 3 млн т в год; мощности по производству гнутого автомо­бильного и архитектурного стекла — до 1,8, зеркального стек­ла — 3, ламинированного — 3, энергосберегающего — 4 млн м2 в год. Мощности по производству теплоизоляционных изделий из стекловаты (рулоны, маты и иная продукция) в 2012 г. соста­вят 15 тыс. т в год, что должно полностью обеспечить потребность внутреннего рынка в указанных видах продукции и поз­волит нарастить экспортный потенциал.

В сфере международного сотрудничества предполагается осуществить: гармонизацию нормативной и сертификационной баз с законодательством государств — участников СНГ и стран Европейского Союза; заимствование европейского опыта орга­низации строительства и освоение новых перспективных техно­логий; привлечение иностранных инвестиций для создания ин­новационных технологических мощностей.

Прогнозируется поэтапное с учетом выхода на рынки Сред­ней Азии, России и Южной Америки увеличение экспорта строи­тельных услуг с последующим достижением положительного сальдо внешней торговли.

Реализация Концепции—2020 должна обеспечить достиже­ние следующих показателей устойчивого развития строитель­ного комплекса: рост производительности труда в 1,7—1,9 ра­за, снижение материалоемкости на 5 %, ввод в эксплуатацию 1 м2 общей площади жилых домов на одного жителя республики в год, достижение рентабельности реализованной продукции 14—15 %, увеличение экспорта работ (услуг) в 1,8—2,0 раза.

30.Социальная политика и содержание государственного регулирования социального развития Республики Беларусь.

Социальная политика -проводимая госу­дарственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственны­ми коллективами система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни людей и обеспечением социальной стабильности, социального партнерства в обществе.

основные направления социальной политики:

I. Политика доходов населения

П. Политика в сфере труда и трудовых отношений

III. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения

IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы

V. Политика в области современной инфраструктуры

VI. Миграционная политика

VII. Политика в отношении отдельных категорий граждан

Механизм реализации социальной по­литики включает инструменты: законодатель­ные, административные, организационные, экономические, со­циальные нормативы и стандарты.

Законодательные инструменты: Трудовой кодекс; Кодекс о браке и семье; законы «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О занятости населения вРеспублике Беларусь», «О правах ре­бенка», «О социальной защите инвалидов», «О социальной за­щите граждан, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС», «О здра­воохранении», «Об образовании», «О санитарно-эиидемическом благополучии населения», «О пенсионном обеспечении», «О де­мографической безопасности Республики Беларусь» и др.

Правовые, экономические и организационные вопросы жизнедеятельности населения закреплены в указах и декретах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Ми­нистров Республики Беларусь, нормативных актах министерств и других органов республиканского управления, облисполко­мов и Минского горисполкома.

К организационным относятся разработка и осуществление программ: программы соци­ально-экономического развития Республики Беларусь на средне- и долгосрочную перспективы, Национальная стратегия устойчи­вого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Национальная программа демографиче­ской безопасности Республики Беларусь на 2011—2015 годы», Государственная программа «Здоровье нации», Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь», Государственная миграци­онная программа, а также множество отраслевых программ в сфере здравоохранения, образования, культуры и др.

Административные механизмы включают меры разреши­тельного и запретительного характера, например установление квот и выдача лицензий на какой-либо вид деятельности в об­ласти социального обслуживания населения.

Экономические меры предполагают использование таких стоимостных категорий, как цены, тарифы, заработная плата, стипендии, пособия, пенсии, социальные выплаты всех видов.

Инструментами реализации социальной политики являют­ся такие социальные нормы и нормативы, государственные минимальные социальные стандарты, как минимальная зара­ботная плата, минимальные размеры пенсий, пособий и других социальных выплат малообеспеченным категориям граждан, нормы и нормативы бесплатного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения и др.

В качестве субъектов социальной политики выступают раз­личные социальные группы населения, государственные струк­туры и негосударственные организации, общественные объеди­нения граждан, инициативные группы, законодательные, ис­полнительные и судебные органы власти.

В конце 1980-х начале 1990-х гг. финанси­рование по «остаточному принципу. Был провозглашен курс на переход от патерналистской модели к рыночной модели, основанной на со­циальной ответственности членов общества и адресной социаль­ной защите малообеспеченных граждан.

В середине 1990-х гг. социальная политика была нап­равлена на формирование рыночной социальной инфраструкту­ры, увеличение доходов населения и создание системы социальной защиты социаль­но уязвимых категорий граждан.

В период 2001- 2010 гг. стра­тегия государства строилась на сочета­нии государственных и рыночных механизмов регулирования при расширении прав субъектов хозяйствования. К сфере госу­дарственного воздействия отнесены обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Важным направлением социальной политики становится снижение уровня малообеспеченности (бедности).

В области пенсионного обеспечения предусматривалось: последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы; развитие государ­ственного пенсионного страхования; установление более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка; введение системы обязательного пенсионного страхования для лиц, работающих в неблагопри­ятных условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности.

Государственная политика в социально-трудовой сфере бы­ла направлена на повышение эффективности использования ре­сурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно незанятых граждан.

Основными принципами социальной защиты являлись по­вышение ее эффективности, надежности и доступности на осно­ве государственных социальных гарантий и стандартов, а так­же применении дифференцированного и адресного подходов к социальной поддержке различных групп населения. Были поставлены задачи обеспечения государственной поддержки нуждающихся категорий граждан, повышения уровня мини­мальных социальных гарантий, оптимизации программ пре­доставления социальной помощи. В центре особого внимания находились вопросы совершенствования государственной под­держки семей при рождении и воспитании детей.

Реформирование системы социальной защиты ставило целью усиление ее адресности, дальнейшее совершенствование систе­мы социальных пособий, выплат и льгот (большая часть льгот была постепенно заменена адресными формами социальной по­мощи), механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важнейшим условием стали координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой системы государственной социальной помощи (ГАСП).

Дальнейшее развитие получило социальное обслуживание в части создания комплексных территориальных центров, обес­печивающих оказание максимальной и разносторонней помо­щи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям граждан.

Целенаправленная государственная политика по повыше­нию уровня жизнинаселения позволила увеличить егореаль­ные денежные доходы за 2006 - 2010гг. в 1,75раза. Реальная заработная плата возросла на 59 % , реальная пенсия по возрас­ту - на 58 %. Значительно уменьшилась численность мало­обеспеченных лиц — с 12,7 % в 2005 г. до 5,4 % в 2010 г. Реги­стрируемая безработица удерживалась в социально допустимых пределах — 0,8 - 0,9% к экономически активному населению.

В результате проводимой государством политики в области социального развития замедлились темпы снижения числен­ности и увеличилась ожидаемая продолжительность жизнис 68,8 года в 2005 г. до 71 года в 2010 г. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 г. сократился в 1,7 раза и явля­ется самым низким среди стран СНГ.

Главными задачами социальной защиты населения опре­делены усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспече­ние доступности социальной помощи, базирующейся на госу­дарственных социальных гарантиях и стандартах. Предусмат­ривается достижение эффективности социальной поддержки населения путем:

• выработки действенных мер социальной поддержки семей всвязи с рождением и воспитанием детей, в том числе увеличе­ния размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

• усиления адресности оказания социальной помощи;

• внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;

• создания условий для трудовой и социальной реабилита­ции инвалидов и лиц с особенностями психофизического раз­вития;

• улучшения условий проживания граждан в стационар­ных учреяедениях социального обслуживания (создание до­мов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повы­шенной комфортности для оказания социальных услуг на плат­ной основе).

Совершенствование механизма государственной адресной социальной помощи будет нацелено на обеспечение четкости и прозрачности функционирования, дебюрократизации админи­стративных процедур, рационального расходования бюджет­ных средств. Формирование единой системы поддержки мало­обеспеченных категорий граждан, включение в систему ГАСП пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, назначае­мых с учетом доходов семьи, упростит процедуру получения со­циальной помощи, повысит ее доступность и значимость.

Дальнейшее развитие получит система социального обслу­живания населения, предоставляющая широкий спектр соци­альных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, прежде всего тем, кто в повседневной жизни не мо­жет обходиться без посторонней помощи. В целях повышения качества жизни, трудовой и социальной реабилитации инвали­дов предусматривается создание безбарьерной среды их жизне­деятельности. Будет расширен перечень учреждений (специальностей), обеспечивающих получение инвалидами профессионально-технического и высшего образования. Намечены меры по внедрению новых технологий и методик социальной реаби­литации людей с ограниченными возможностями, расширению производства необходимых для них технических средств с ис­пользованием современного оборудования, комплектующих и материалов. Особое внимание будет уделено ветеранам войны, лицам, пострадавшим от последствий боевых действий, а также одиноким и одиноко проживающим людям, которые в силу объективных причин не в состоянии позаботиться о себе само­стоятельно. Акцент будет сделан на усиление их социальной поддержки, дальнейшее развитие стационарных и нестацио­нарных учреждений социального обслуживания. Планируется разработка правового механизма, регламентирующего взаимо­действие государства с негосударственными коммерческими организациями при оказании социальных услуг в рамках госу­дарственного социального заказа.

На современном этапе приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области соци­альной политики и социальной сферы определены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 2015 годы и Национальной стратегии устойчивого раз­вития Республики Беларусь до 2020 года.

Главная цель социальной политики — обеспечение ста­бильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. В соответ­ствии с поставленной целью приоритетными направлениями социальной политики являются:

• укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидае­мой продолжительности жизни населения;

• обеспечение эффективной занятости населения, в том чис­ле путем модернизации существующих и ввода новых высоко­производительных рабочих мест;

• повышение реальной заработной платы как основного ис­точника денежных доходов граждан, обеспечение ее более тесной увязки с конечными результатами производства и ростом производительности труда;

• формирование стабильной, финансовоустойчивой пенси­онной системы, способной противостоять будущим демографи­ческим изменениям;

• совершенствование социальной защиты населения за счет усиления адресности оказания социальной помощи, развития системы поддержки семей с детьми, повышения эффективно­сти и доступности социального обслуживания;

• дальнейшее развитие интеллектуального и культурного потенциала нации.

Наши рекомендации