Ожидаемые изменения законодательства в части финансового оздоровления
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования реабилитационных процедур» предпринимается попытка повысить эффективность финансового оздоровления.
Так, в соответствии с законопроектом право обратиться с заявлением о введении финансового оздоровление в арбитражный суд возникает у кредитора с даты наступления срока исполнения обязательства (при условии соблюдения претензионного порядка – если предусмотрен).
Должник также вправе подать заявление о введении финансового оздоровления в случае предвидения банкротства.
Порядок рассмотрения арбитражным судом заявления о введении финансового оздоровления в целом аналогичен порядку, установленному для заявления о банкротстве с некоторыми особенностями.
Законопроектом предусмотрено, что финансовое оздоровление вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления должника о введении финансового оздоровления либо по окончании наблюдения.
Установленный действующим законодательством срок финансового оздоровления (и внешнего управления), составляющий два года, зачастую, как показывает практика, не достаточен для восстановления платежеспособности предприятия. В этой связи законопроектом предполагается увеличение максимального срока финансового оздоровления до пяти лет.
Кроме того, законопроектом предусмотрена такая новелла как соглашение об урегулировании долгов, которое может быть заключено между должником и его кредиторами до возбуждения производства по делу о банкротстве. Соглашение об урегулировании долгов может содержать:
- порядок погашения каждого из требований кредиторов;
- порядок присоединения кредиторов к соглашению об урегулировании долгов;
- порядок обмена информацией о финансовом состоянии должника;
- порядок начисления процентов и иных санкций;
- соглашением могут быть предусмотрены условия, устанавливающие обязательство должника предварительно согласовывать с кредиторами сделки или иные действия.
По результатам анализа законопроекта можно сделать вывод, что в нем содержится попытка решить многие проблемы, с которыми сталкиваются должники и кредиторы, когда восстановление платежеспособности должника представляется возможным. Однако, будет ли данный законопроект «действующим»? Позволит ли он сделать финансовое оздоровление эффективной процедурой, применяемой в деле о банкротстве?
С нашей точки зрения в данном законопроекте не достаточно полно развит потенциал мер по восстановлению платежеспособности, принимаемых до возбуждения производства по делу о банкротстве, хотя, положение о возможности заключения соглашения об урегулировании долгов уже является большим шагом вперед.
Одним из вариантов разрешение проблемы может являться привлечение к досудебной процедуре некоего независимого арбитра, специалиста по антикризисному управлению. Наиболее целесообразным представляется эти функции возложить на арбитражного управляющего, который, по идее, должен являться профессионалом в вопросах восстановлении платежеспособности.
Сам порядок проведения финансового оздоровления не претерпел кардинальных изменений, так и не решены главные проблемы, которые ранее не позволяли эффективно использовать данную процедуру для восстановления платежеспособности.
Например, проблема чисто психологическая – финансовое оздоровление является процедурой, применяемой в деле о банкротстве. При этом мало кто обращает внимание на то, что предприятие признается банкротом только с даты открытия конкурсного производства, а в процедурах наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления предприятие банкротом не является. Это, по сути, еще один довод в пользу внесудебного характера финансового оздоровления.
При наличии возможности восстановления платежеспособности в ходе дела о банкротстве возникает определенная дилемма выбора между реабилитационными процедурами – внешним управлением, финансовым оздоровлением и мировым соглашением.
При этом внешнее управление, обладающее всеми основными преимуществами финансового оздоровления, и не имеющее некоторых его недостатков, с точки зрения кредитора более приемлемым.
Со стороны должника наиболее приемлемой процедурой банкротства является мировое соглашение как возможность прекращения производства по делу о банкротстве.
Поэтому новая редакция финансового оздоровления должна предусматривать определенные СТИМУЛЫ, как для должника, так и для его кредиторов. Основные интересы должника и кредиторов приведены в нижеследующей таблице.
Заключение
В широком смысле слова финансовое оздоровление предусматривает как ДОбанкротные меры, так и процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
Какие же другие процедуры, применяемые в деле о банкротстве, понимаются под этим термином?
Во-первых, это внешнее управление, которое согласно Закону о банкротстве представляет собой процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Во-вторых, это мировое соглашение, как процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Кроме того, под финансовым оздоровлением можно понимать и прекращение процедуры банкротства по другим основаниям, например, в связи с удовлетворением требований кредиторов, признанием требований необоснованными, отказом кредиторов от своих требований.
Если посмотреть вышеперечисленные определения, то они очень похожи друг на друга и для человека, который непосредственно не сталкивался с процедурами банкротства, отличия будут ясны не сразу. Между тем, их понимание, а также понимание ключевых моментов, целей и специфики проведения «восстановительных» процедур банкротства, бесспорно, поможет пониманию того, что процедура банкротства – это еще не конец…может быть – это ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ бизнеса.