Внебюджетные фонды и их роль в реализации социально-экономической политики
Страхование и страховой рынок в Российской Федерации – формирование, современное состояние и тенденции развития
Экономическая сущность и функции страхования. Функции страхования. Принципы организации страхового дела. Организационно-правовые формы страхования. Меры государственного регулирования страховой деятельности. Направления, отрасли, подотрасли и виды страхования. Формы страхования. Понятие страхового рынка, оценка современного состояния.
Формы и современные методы государственного регулирования
Необходимость государственного регулирования. Понятие внешних эффектов – положительные и отрицательные экстерналии. Сущность государственного регулирования. Формы государственного регулирования: прямое и косвенное вмешательство государства в экономику. Инструменты государственной экономической политики. Административные методы государственного регулирования: запрет, разрешение и принуждение. Экономические методы государственного регулирования: фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная политика, внешнеэкономическая и социальная политики, политика регулирования доходов, государственное экономическое программирование и т.д.
Финансовая политика Российской Федерации и ее особенности на современном этапе
Содержание и задачи финансовой политики. Финансовая стратегия и финансовая тактика. Звенья финансовой политики. Элементы финансовой политики: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая и таможенная политики. Финансовый механизм реализации финансовой политики государства: совокупность организационных форм финансовых отношений; порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами и финансовой системой; финансовое законодательство. Директивный и регулирующий финансовый механизм. Типы финансовой политики. Особенности реализации финансовой политики на современном этапе в РФ.
Понятие эффективности бюджетных расходов и направления ее повышения
Понятие эффективности и результативности. Измеримые составляющие деятельности государственных служащих: техническая эффективность, экономическая эффективность, социальная эффективность, управленческая эффективность. Критерии оценки эффективности расходования бюджетных ассигнований. Проблемы в сфере управления бюджетными расходами. Основные направления повышения эффективности расходов. Внедрение бюджетирования по результатам (программно-целевое бюджетирование). Основные компоненты внедрения бюджетирования по результатам. Направления повышения эффективности бюджетных расходов.
Задачи, методы и практика регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Понятие внешнеэкономической деятельности, причины возникновения. Основные принципы внешнеэкономической деятельности: независимость, открытость, равноправие, признание приоритета международных договоров. Направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: цель, задачи, методы. Фритредерство и протекционизм. Протекционистские меры ограничения торговли. Основные направления внешнеэкономической политики России на среднесрочную перспективу.
Государственное регулирование малого предпринимательства
Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства. Признаки отнесения хозяйствующего субъекта к малому предприятию: ограничение по статусу, ограничение по численности работников, ограничение по выручке. Формы и методы государственного регулирования деятельности малых предприятий. Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Внебюджетные фонды и их роль в реализации социально-экономической политики
Понятие, особенности организации внебюджетных фондов. Задачи решаемые внебюджетными фондами: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики; расширение социальных услуг населению. Особенности и преимущества внебюджетных фондов. Источники формирования внебюджетных фондов. Классификации внебюджетных фондов. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд (ПФ РФ), Фонд социального страхования (ФСС РФ), Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ).
Внебюджетные фонды и их роль в реализации социально-экономической политики.Внебюджетные средства — это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды — это способ организации государственных финансовых ресурсов.
Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
- у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
- строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;
- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо.Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.
Классификация фондов:по цели использования:социальные(ПФР,ФСС,ФОМС) и экономические(отраслевые и территориальные внебюджетные фонды); по срокам действияна временные и постоянные фонды; по правовому положениюна фонды обладающие частичной самостоятельностью, самостоятельные специальные фонды и специальные фонды включаемые в бюджет(целевые бюджетные фонды); по принадлежности на межгосударственные, государственные и местные)
Пенс. фонд РФ – образован 1991 году как самост. финансово-кредитн. учреждение. Осн. задачи: целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей; участие на долговременной основе в финансировании различн. программ по соц. поддержке населения. Источники форм. средств ПФ: страх. взносы работодателей: средства из бюд-тов (пенсии военнослуж. и прочие), добровол. взносы граждан, доходы от коммерч. финансово-кредитн.операций. Плательщики: рос. и иностр. юр. лица. Налогообл. база – фонд зар. платы.
Фонд соц. страх. 2-й по значению фонд РФ. Создан в 92 г. задачи: обеспечение гос-вом гарантиров-х пособий; обеспеч. реализации гос программы охраны здоровья работников. Источники: страх. взносы предприятий и организ-й; средства гос. бюд-та; поступления за путевки в санатории и дома отдыха, реализуемые по линии соц. страх.; прочие доходы. Средства гос. соц. страх направляются на выплату пособий по временной нетрудоспос., по беременности и родам, единоврем. пособия при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение.
Фонд обязат. мед. страх. Создан в 91 г. Средства фонда используются для оплаты медицинских услуг, предоставляемых гражданам, на развитие мед.науки, осуществление мед.программ и др.аналогичные цели. Средства формируются за счет: страх.взносов предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно правовых форм собственности; взносов органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих граждан (детей, студентов, пенсионеров …); бюджетных ассигнований