Внебюджетные фонды и их роль в реализации социально-экономической политики

Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Назначение внебюджетных фондов – расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Внебюджетные фонды:

1)СОЦИАЛЬНЫЕ:

· Пенсионный фонд РФ формируется за счёт:

1)страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2)дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц

3)различные недоимки, пени и штрафы в Пенсионный фонд РФ и т.д.;

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

1)учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

2)назначение и выплата пенсий.

3)назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие 4военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

5)взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов…

· Фонд социального страхования формируется за счет:

1)страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2)различные недоимки, пени и штрафы (по взносам) в Фонд социального страхования РФ и т.д…

Деятельность Фонда социального страхования:

1)Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

2) Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

3) Выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ

-Родовые сертификаты

-Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами , за счет средств федерального бюджета

-Обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета

4) Международная деятельность сотрудничество с аналогичными фондами зарубежом

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования формируется за счёт:

1)страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах …", в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

2)различные недоимки, пени и штрафы (по взносам) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования…и тд

2)ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

· Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)

Цель деятельности: создание условий, обеспечивающих сохранение и развитие отечественного научно-технического потенциала.

Задачи:

1) Содействие развитию прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники,

2)Поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной

деятельности.

· Федеральный и территориальные дорожные фонды

Цель деятельности: образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования.

· Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ

Цель деятельности: финансирование осуществляемых для федеральных нужд мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы и расходов по управлению государственным фондом недр Российской Федерации.

· Фонд инвестирования жилищного строительства

Задачи:

1)Создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы;

2)Эффективное использование средств на формирование рынка жилья;

3) Содействие развитию производственной базы домостроения.

Законодательство: БюджКРФГл 17. Бюджеты гос внебюджетных фондов, Уголовный КРФ Ст 285.2. Нецелевое расходование средств гос внебюджетных фондов, ФЗ-2009 "О страховых взносах в Пенс фонд, Фонд соц страхования, Фед фонд обязат мед страхования".

16.Страхование и страховой рынок в РФ – формирование, современное состояние и тенденции развития.

ФЗ от 27 ноября 1992 года № 4015 – 1 "О страховании" в ред. 2011 года.

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Обязательное страхование регулируется федеральными законами. Его объектами являются жизнь, здоровье, имущество и гражданская ответственность. Страхователем становится гражданин, на которого по закону возложена обязанность заключения договора страхования и уплаты страховых взносов. Обязательным в нашей стране является страхование: пассажиров, нотариусов, лиц, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью.

В нашей стране осуществляется добровольно страхованиевоеннослужащих, сотрудников милиции, налоговой инспекции, налоговой полиции, прокуроров, судей, спасателей, работников ядерных испытаний, космонавтов, депутатов, доноров и некоторых других категорий лиц.

ВИДЫ:

Личное – объект страхования – жизнь, здоровье и трудоспособность граждан.;

Имущественное – объект – имущественные интересы страхователя или выгодоприобретателя;

Страхование ответственности – объект – имущественный интерес страхователя, связанный с обязанностью возмещения ущерба, нанесенного им третьему лицу:

Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворять эти потребности.

Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенса­ционную, накопительную, распределительную, Предупредительную, ин­вестиционную.

В СССР, потребность в страховании была минимальной. Население страховало свое имущество, дома и жизнь, однако не в массовом порядке. Государственные предприятия тем более не испытывали потребности в страховании. Возмещение ущербов происходило за счет государственных средств. При переходе к рыночной экономике потребность в страховании резко возрастает, создавая основу для быстрого развития страхового рынка.

Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:

· укрепление негосударственного сектора экономики;

· рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги.

· сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.

В настоящее время спрос на страховую защиту имеет три главных источника:

1.Негосударственный сектор хозяйства, имеющий естественную потребность в страховании и в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку.

2.Приватизация жилищного фонда, реформа жилищно-коммунального хозяйства, развитие индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния определенной части населения.

3.Широкие массы населения. Гарантии, предоставляемые системой государственного социального страхования, находятся значительно ниже планки жизненного уровня.

Итоги развития страхового рынка в 2011 году по основным сегментам

Общий объем собранной премии в 2011 года составил 1267,9 млрд. руб. (рост на 21,8% по сравнению с 2010 годом), объем выплат – 888,4 млрд. руб. (рост на 15,6%). Выплаты выросли во всех видах, за исключением страхования жизни, имущества и страхования предпринимательских и финансовых рисков.
На рынке продолжается сокращение числа действующих компаний. На 31.12.2011 в России были зарегистрированы 572 страховые организации. Концентрация страхового бизнеса растет. За счет средств населения в 2011 г. было собрано 319,9 млрд. руб. (рост на 18,9%), выплачено – 161,3 млрд. руб. (рост на 1%). Премии за счет юридических лиц выросли на 19,9% по сравнению с 2010 годом и составили 343,7 млрд. руб. Выплаты увеличились на 6,1%, и составили 141,9 млрд. руб. Доля премий за счет средств граждан в общих сборах осталась на прежнем уровне – 48,2%.

( Росгосстрах)

Прогноз развития страхового рынка России до 2050 года

В основу прогноза легли данные о возможных сценариях развитии экономики, а также показатели рынков страхования в различных странах в 2006-2010 годах. Прогноз основывается на зависимости между размерами рынка страхования и развитием экономики – в частности, ростом ВВП. По нашим оценкам, к 2050 г. ВВП на душу населения в России в ценах 2010 г. превысит 45 тыс. долларов – он практически достигнет сегодняшних показателей США. А рынок страхования «нежизни» (включая и обязательное страхование) увеличится более чем в 8 раз и составит около 8 трлн. рублей в ценах 2010 года. В номинальных ценах (без очистки от инфляции) объем премий вырастет более, чем в 65 раз, и превысит 65 трлн. рублей. В результате доля страхования «нежизни» в ВВП России вырастет с 2,3% до 4,2%. Согласно расчетам, сборы премии в этом сегменте к 2050 году могут вырасти до 5,6 трлн. руб. в ценах 2010 г., что обеспечит реальный рост премий почти в 267 раз. В номинальных ценах (без очистки от инфляции) объем рынка к 2050 г. может составить более 45 трлн. рублей. Таким образом, доля страхования жизни в ВВП вырастет с сегодняшних 0,05% до 2,9%.

( Росгосстрах).

­­17.Формы и методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлению Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования.В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества.В России несколько форм государственного регулирования:

Директивное планирование.При директивном планировании план экономического и со­циального развития страны имеет силу закона и становится обя­зательным для всех звеньев народного хозяйства Директивное планирование существенно ограничивало сво­боду экономической деятельности и инициативу в процессе вы­бора решений. Функции государства в это время сводились, главным обра­зом, к планированию материальных пропорций и потоков, рас­пределению материальных ресурсов, административному управ­лению производством и потреблением.

Государственные заказы- результат пере­хода в начале рыночных преобразований от глобального дирек­тивного планирования к ограниченному планированию.

Государственный заказ можно определить как одну из форм исполнения расходной части государственного бюджета и, сле­довательно, как форму регулирования рыночной экономики.

Индикативное (рекомендательное) планирование- фор­ма государственного регулирования рынка преимущественно при рыночных отношениях. Индикативное планирование - механизм координации ин­тересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государствен­ное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулиро­ванием, основанный на разработке системы показателей (инди­каторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов.

Стратегическое планированиекак форма государственного регулирования используется во Франции и других странах. Суть стратегического планирования состоит в выборе глав­ных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.

Программированиепредставляет собой разработку програм­мы социально-экономического развития - комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указан­ных ориентиров.

Методы государственного регулирования

Согласно первой классификации выделяют общие методы, частные и специальные.

К общим методам относятся совокупность ме­тодов познания, системный метод, теория общественного воспро­изводства и др. Макроэкономика исследует экономику в целом, во всех взаи­мосвязях и временных периодах. В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включа­ющие статистические методы, экономико-математические и др.

Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют:

Метод экстраполяции применим главным образом при раз­работке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Метод экономических группировокшироко используется в го­сударственном регулировании. Группировки позволяют сложные по своему составу совокупности распределить на группы, одно­родные по какому-либо существенному признаку.

Бюджетный метод(метод выборочного обследования бюд­жетов домашних хозяйств) представляет собой метод государ­ственного статистического наблюдения за уровнем жизни насе­ления и проводится органами государственной статистики в со­ответствии с федеральной программой статистических работ

К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся: программно-целевой, нормативный и др.

Программно-целевой метод может использоваться при реше­нии конкретной проблемы, которая характеризуется значимос­тью, невозможностью решения ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. Для при­менения программно-целевого метода важно обоснование выбо­ра проблем.

Нормативный метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами (параметрами), при которых мо­жет быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых про­цессов.

Вторая классификация методов государственного регулиро­вания строится, исходя из различных мер воздействия на соци­ально-экономические процессы.

Государство использует методы (меры) прямого и косвенно­го воздействия на экономику.

К методам прямого воздействия относятся: контроль за фи­нансовыми операциями государственных предприятий, их струк­турой и их хозяйственной целесообразностью; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государ­ственного сектора.

Административные методы также относятся к методам пря­мого воздействия. Они основываются на силе и авторитете госу­дарственной власти, включают меры запрета, разрешения, при­нуждения.

Методы косвенного воздействиявлияют на интересы хозяй­ствующих субъектов через налоговую систему, кредит, таможен­ные сборы и т.д Косвенные методы регулирования реализуются экономичес­кими средствами (экономические методы).

Экономические методывключают регулирование: бюджетно-налоговое; денежно-кредитное и др.

Наши рекомендации