Внебюджетные фонды: понятие, причины существования, классификация, внебюджетные средства

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

· срокам действия – постоянные и временные;

· принадлежности – государственные, местные, межгосударственные;

· направлениям использования – социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.

Классификация внебюджетных фондов, их отличия от целевых бюджетных фондов

Внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Социальные внебюджетные фонды

Социальные внебюджетные фонды представляют собой организации (юридические лица). Они обеспечивают функционирование системы обязательного социального страхования. Данная система действует в соответствии с федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

· Пенсионный фонд РФ;

· Фонд социального страхования РФ;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета. Основной источник формирования доходов ПФ — страховые платежи. При расчете облагаемой взносами в пенсионный фонд доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат.

Социальные внебюджетные фонды являются федеральной собственностью.

Общеэкономические внебюджетные фонды

Общеэкономические внебюджетные фонды создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Так, Федеральный экологический фонд РФ имел целью обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. В качестве доходов в него зачислялись штрафы от загрязнения окружающей среды и за нерациональное использование природных ресурсов, а также компенсационные платежи за причиненный природе ущерб.

Федеральный дорожный фонд должен был обеспечивать денежными ресурсами дорожное строительство. В него зачислялись налоги на пользователей дорог и владельцев автотранспортных средств.

Платежи во внебюджетные фонды носили обязательный характер.

Внебюджетные средства

1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, фонд занятости, государственный страховой фонд). B.C. аккумулируются во внебюджетных целевых фондах',

2) средства, находящиеся в распоряжении учреждений и организаций, выделяемые не из федерального (местного) бюджета, а формируемые за счет других источников.

26.

26. Пенсионный фонд РФ: цели, источники, направления использования средств, распределительная и накопительная пенсионная системы. В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика - в России оно затрагивает жизненно важные интересы около 40 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев. Основными задачами Пенсионного фонда как самостоятельного фи­нансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взно­сов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим зако­нодательством. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют це­левое назначение и направляются на выплату трудовых пенсий в соот­ветствии с законодательством РФ и международными договорами; пен­сий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; ма­териальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в воз­расте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; пострадавшим от аварии на Чер­нобыльской АЭС; социальных пособий на погребение умерших пенсио­неров, не работавших на день смерти; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ; финансовое и матери­ально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов) и т.п.Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета. Доходы пенсионного фонда формируются из следующих источников: - страховых взносов работодателей; - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; - страховых взносов иных граждан; - ассигнований из госбюджета; -добровольных взносов. Расходы пенсионного фонда направляются на следующие цели: -выплату государственных пенсий; -выплату пособий по уходу; -оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным; -финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФ. Основной источник формирования доходов ПФ — страховые платежи. Ставка страховых платежей в пенсионные фонды различна в различных странах. Она определяется национальным законодательством и колеблется от 10 до 30%. При расчете облагаемой взносами в ПФ доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат. Распределительная система основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения. Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что характерно для всех стран. Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы. 27. Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с по­становлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР». Его деятельность осуществляется также в соответствии с ФЗ-165 «Об основах обязательно­го социального страхования» от 16 июля 1999 г. и др. нормативными актами. Создание в 1991 году Фонда социального страхования РФ в качестве автономно функционирующего учреждения, является началом очередного этапа реформирования системы обязательного социального страхования в РФ. Начиная с 2001 г., основным источником денежных средств фонда является еди­ный социальный налог. Система государственного социального страхования в РФ успешно выполняет возложенные на нее функции, обеспечивая осуществление выплат разнообразных со­циальных пособий. Финансовые функции Фонда заключаются в: - регулировании финансовых потоков; - аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы госу­дарственного социального страхования, - обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающих­ся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно ус­тановленных социальных пособий и компенсаций.Характерной особенностью функционирования системы государственного соци­ального страхования в России является то, что основную работу по назначению и выпла­те пособий, прежде всего, пособий по временной нетрудоспособности, осуществляет ра­ботодатель. Средства фонда социального страхования с учетом его назначения и решаемых задач на­правляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учрежде­ниях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возрас­та полутора лет; ритуальные услуги; санаторно-курортное лечение и оздоровление ра­ботников и членов их семей; создание резерва для обеспечения финансовой устойчиво­сти фонда; проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального стра­хования и охраны труда, участие в финансировании программ международного сотруд­ничества по вопросам социального страхования и т.п. Фонд медицинского страхованияС 1993 года внедряется принципиально новая система - система обязательного медицинского страхования (далее ОМС). В настоящее время создана инфраструктура, позволяющая предоставить всем гражданам РФ обязательное медицинское страхование, и, соответственно, медицинскую помощь в его рамках.Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.Основными задачами фонда медицинского страхования являются:

• обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

• обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;

• достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;

• обеспечение всеобщности ОМС граждан;

• обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и др.

• Функции фонда медицинского страхования:

• осуществление выравнивания условий деятельности территориальных фондов

• ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

• проведение финансирования целевых программ в рамках ОМС;

• утверждение Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан;

• организация разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих

• реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

• совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принятие участия в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

• внесение в установленном порядке предложений о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

• осуществление сбора и анализа информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

• организация подготовки специалистов для системы ОМС;

• осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;

• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

• осуществление международного сотрудничества по вопросам ОМС;

• обеспечение организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

• осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, про-водимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;

• осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

• предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

• накапливание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

• разработка правил обязательного медицинского страхования на соответствующей территории и др.

• Источниками поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

• страховые взносы, налоги (единый социальный налог);

• дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов;

• штрафные санкции и пеня;

• денежные средства, возмещаемые страховщиками в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

• доходы от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования;

• добровольные взносы физических и юридических лиц.

28.

Анализ политики общественных расходов: определение влияния программ на справедливость, выбор между соображениями справедливости и эффективности, соответствие целям государственной политики и влияние политического процесса.

Общественные расходы- целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий.

Этапы анализа: 1-определение потребности в программе, 2-соотнесение программ с провалами рынка, 3- выбор способа финансирования программ, 4-всесторонняя оц. Программ(это оц. Программ с точки зрения различных критериев: справедливости, эффективности; анализ сост. Из 2 процедур: 1. выявление групп получающих выгоду и\или несущих издержки;2. оценка выгод и издержек для каждой из выявленных групп.), 5- анализ политического процесса(для его проведения исп. Методы, рассмотренные при изучении общ. Выбора. наличие крупных выигрышей или потерь одной из групп может повлиять на реализацию эффективной программы).

29.

Человечество живёт и трудится в определённых условиях природной и социальной среды. И в процессе своей жизнедеятельности оно постоянно сталкивается с различными стихийными силами природы, со случайными социальными явлениями. В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает знания о природе некоторых рисков и с прочий стороны само создаёт новые виды рисков, т.е. существование рисков постоянно меняется только их количество и степень нанесения им убытков. Поэтому важными задачами общества является своевременное распознавание рисков и проведение соответствующих мероприятий по уменьшению степени опасности. По содержанию и происхождению страхование имеет принципиальные отличия от финансов и кредита, но, при этом, безусловно являясь основным звеном финансов.

Страхование является самостоятельной экономической категорией. Из рассмотренного ранее понятно, что сущность финансов как экономической категории связана с экономическими отношениями в процессе создания и использования финансовых средств. Сущность страхования также связана с созданием и использованием финансовых средств. Но, если для финансов постоянно необходимы финансовые отношения и постоянно характерно формирование фондов финансовых средств, то страхование может быть и натуральным. Исходное звено в трактовке сущности страхования - его замкнутая раскладка убытков между заинтересованными участниками такой раскладки. И, кроме того, страхование постоянно привязано к возможности наступления страхового случая, то есть для страхования присуще как обязательный признак - вероятностный характер отношений. Использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев.

Таким образом, разграничивая понятия финансов и страхования, становится возможным установить, что страхование отнюдь не является придатком финансов, а является одним из самых первостепенных его звеньев.

Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций экономической категории страхования можно выделить следующие.
1. Формирование специализированного страхового фонда финансовых средств.
2. Возмещение убытков и личное материальное обеспечение граждан.
3. Предупреждение и минимизация убытков.

Страховая дело основана на принципах эквивалентности и случайности. Принцип эквивалентности выражает требование равновесия между доходами страховой фирмы и её расходами. Для того, что бы страховая компания не обанкротилась её доходы должны сбалансироваться с расходами.

Принцип случайности, события от которых страхуется, носят случайный и неожиданный характер, в каждом конкретном случае не понятно будет ли вообще иметь место данное событие и когда оно наступит. Не страхуются преднамеренно осуществлённые действия (например - поджог).

30.

Страховой рынок – это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется предложение и спрос на них. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.
Страховой рынок и его развитие являются необходимым условием обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса, который может нарушаться непредвиденными обстоятельствами, влекущими за собой разрушение и уничтожение имущества и потери в семейных бюджетах граждан. Страховой рынок можно рассматривать и как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в распределении страховых услуг и продвижении на рынке страховых продуктов.
Предприятия страхового бизнеса (страховые и перестраховочные компании) представляют собой первичное звено страхового рынка. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы всех участников страхового рынка.
Факторами, ограничивающими в настоящее время возможности развития российского страхового рынка, являются невысокая платежеспособность физических и юридических лиц, выступающих на стороне спроса; недостаточная культура населения и самих страховщиков; а самое главное – недостаточная емкость рынка с точки зрения капитала, которым располагают страховые компании. Стоимость рисков, которые могут страховаться собственными силами отечественных страховщиков, не превышает 5-6 млн. долл. Это соответствует финансовому потенциалу средней западной страховой фирмы. Собственные средства и страховые резервы российских страховщиков недостаточны для предоставления гарантий по крупным рискам.
Субъекты (участники) страхового рынка – страховщики, страхователи, застрахованные и страховые посредники.
Участниками страховых отношений могут быть и другие лица. Так, страхователи имеют право заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц (застрахованных лиц), а также в пользу третьих лиц (выгодоприобретателей). Застрахованные лица и выгодоприобретатели могут либо совпадать, либо не совпадать.
Страховщиками страховое законодательство признает организацию (юридическое лицо), проводящую страхование, принимающее на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающую вопросами создания и расходования страхового фонда. Страховщиком не может быть физическое лицо. В РФ страховщиками выступают хозяйственные товарищества и общества, общества взаимного страхования, государственные муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие страховые организации.
Страхователь – это физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или договору получить денежную сумму при наступлении страхового случая.
Застрахованное лицо – это физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой защиты. Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого заключается договор страхования. На практике застрахованный может быть одновременно и страхователем, если он самостоятельно уплачивает страховые взносы. Например, студенты вузов и колледжей являются застрахованными лицами по обязательному медицинскому страхованию, однако не считаются страхователями, поскольку взносы за них оплачивает учебное заведение.
Выгодоприобретатели – это лица, в пользу которых выплачиваются страховые суммы или страховые возмещения после смерти завещателя, если он, в свою очередь, был страхователем. Выгодоприобретатель назначается страхователем (или застрахованным) на случай его смерти в результате страхового случая. Этот факт обязательно фиксируется в договоре страхования.
Страховым агентом – является физическое или юридическое лицо, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов (заключение договоров страхования), инкассирует страховую премию (взносы), оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение (в пределах установленных лимитов).
Страховым брокером может быть физическое или юридическое лицо, выступающее в роли консультанта страхователя при заключении договора данного вида в той или иной страховой компании, исходя из финансовой устойчивости ее операций, привлекательности условий договора для страхователя и других факторов. Деятельность брокеров обычно подлежит лицензированию в органе государственного страхового надзора.
На рынке страховых услуг действуют и такие участники, как оценщики страхового риска (андеррайтеры и сюрвейеры), разработчики страховых тарифов (актуарии), различные организации страхового сервиса, которые осуществляются услуги в сфере рекламы, консультирования, повышения квалификации, автоматизации и безопасности.
Для понимания специфики обязательств и прав субъектов страхового правоотношения необходимо помимо упомянутых усвоить содержание еще ряда основополагающих страховых понятий:
• страховой риск представляет собой предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Как правило, это опасность, от которой страхуется страхователь. Другими словами, страховой риск - это некое событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю или выгодоприобретателю;
• страховая премия – плата за страхование, которую страхователь (в некоторых случаях – выгодоприобретатель) должен уплатить страховщику в порядке и в сроки, оговоренные в договоре страхования;
• страховой тариф – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются законом, по добровольным - рассчитываются страховщиком самостоятельно с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Нет Семенец

33.

Основные средства

Основные фонды — в бухгалтерском или налоговом учёте основные средства организации в денежном выражении.

Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционногo цикла, если он длится дольше года). Cтоимость основных средств за вычетом накопленной амортизации называется чистыми основными средствами. К бухгалтерскому учёту основные средства принимаются по первоначальной стоимости, однако в дальнейшем, в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости. Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и амортизационными отчислениями.

Для учёта основных средств, определения их состава и структуры необходима их классификация. Существуют следующие группы основных производственных средств (в том числе согласно российскому ПБУ 6/01):

1 Здания (корпуса цехов, складские помещения, производственные лаборатории и т. п.);

2 Сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: эстакады, автомобильные дороги, туннели);

3 Внутрихозяйственные дороги;

4 Передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети);

5 Машины и оборудование,

6 Транспортные средства (вагоны, автомобили, кары, тележки).

7 Инструмент (режущий, давящий, приспособления для крепления, монтажа), кроме специального инструмента.

8Производственный инвентарь и принадлежности (стеллажи, рабочие столы и т. п.).

9Хозяйственный инвентарь.

10Рабочий, продуктивный и племенной скот.

11 Многолетние насаждения.

12 Прочие основные средства (сюда входят библиотечные фонды, музейные ценности).

Для признания объекта основным средством для организации необходимо выполнение следующих условий:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Проблема повышения эффективности использования основных средств и производственных мощностей предприятий занимает центральное место в период перехода России к рыночным отношениям. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

Эффективность использования основных средств измеряется в том числе величиной прибыли на рубль вложений в основные средства.

оборот-е средства

Оборотные средства, также называемые оборотным капиталом — те средства, которые компания использует для осуществления своей повседневной деятельности, целиком потребляемые в течение производственного цикла. Их обычно делят на товарно-материальные ценности и денежные средства.

К ним относятся:

- Запасы (активы)

- сырьё, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, запчасти

- затраты в незавершённом производстве

- готовая продукция и товары

- расходы будущих периодов

- НДС по приобретённым ценностям

- Дебиторская задолженность (<12 мес.)

- Краткосрочные финансовые вложения

- Денежные средства на счетах и в кассе

- Прочие оборотные активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы)

Классификация обор-х фондов:

1 Оборотные производственные фонды (оборотные средства в сфере производства и в процессе производства)

- Производственные запасы: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, вспомогательные материалы, МБП (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы по остаточной стоимости)

- Средства в процессе производства: незавершенное производство, полуфабрикаты собственной выработки

- Расходы будущих периодов

2 Фонды обращения (оборотные средства обращения)

- Нереализованная продукция: готовая продукция на складах предприятия, отгруженная, но ещё не оплаченная продукция, товары для перепродажи

- Денежные средства: касса, расчетный счет, валютный счет, ценные бумаги, прочие денежные средства, расчеты с другими предприятиями и организациями

Пок-ли рентабельности

Рентабельность -относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Показатели рентабельности

- Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %

Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж) (EBIT) компании к ее выручке(Sales).

ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %

Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %

- Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.

BEP = EBIT/Активы * 100 %

Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %

- Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

- Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.

ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)

Наши рекомендации