Собенности содержания производственной практики
4.1. Студентам в период прохождения производственной практики необходимо:
· ознакомиться с деятельностью организации, учреждения, компании и т.д., дать общую оценку её деятельности;
· изучить конкретные виды работ и основные направления деятельности финансовой службы.
4.2. Студенты в течение практики должны овладеть следующими компетенциями:
· уметь пользоваться различными источниками финансовой информации (данными финансовой отчётности, банковской системы, фондовых бирж, информационно-аналитических агентств и пр.);
· знать все формы финансовой отчётности предприятия, уметь их составлять, понимать их экономический смысл;
· знать правила организации финансового документооборота на предприятии;
· владеть специальными программными продуктами по обработке и учёту финансовой информации (1С: Бухгалтерия и пр.);
· знать порядок составления и содержание приказа об учётной политики предприятия, понимать его значение для финансовой деятельности предприятия;
· осуществлять типовые финансово-экономические расчёты (начисление амортизации основных средств, определение суммы расходов сырья и материалов различными способами, составление калькуляций и смет, расчёт заработной платы и пр.);
· рассчитывать показатели оценки эффективности финансово- хозяйственной деятельности предприятия (рентабельности производства, фондоотдачи, материалоотдачи, выработки и пр.);
· составлять аналитические таблицы, характеризующие деятельность организаций (предприятия);
· знать принципы организации налогообложения предприятий, виды налогов, в отношении которых предприятия выступают налогоплательщиками и налоговыми агентами;
· уметь осуществлять налоговые расчёты, заполнять налоговые декларации, знать порядок и сроки их предоставления налоговым органам;
· готовить коллективные решения в области управления финансами, оптимизировать их с учетом экономических последствий и требований деловой этики;
· иметь представления о системе и условиях кредитования предприятий в современных условиях;
· знать механизм реализации различных способов привлечения финансовых ресурсов для деятельности предприятия из внешних источников: кредитов и займов, целевого финансирования, эмиссии и размещение на рынке акций;
· оформлять финансовую документацию в соответствии с принятыми нормами с использованием средств автоматизации и информационных технологий.
4.3. Изучение основных вопросов управления финансами организации осуществляется в несколько последовательных этапов:
1) Получение общего представления о деятельности организации (предприятия) по следующим данным: период существования, организационно-правовая форма, основные виды деятельности, основные экономические характеристики (объемы производства и продаж, стоимость капитала, численность персонала, доля рынка сбыта). Изучение содержание Устава, учредительного договора и нормативных документов по образованию и функционированию организации, уровня специализации, функций отдельных подразделении, условий внешней средой.
3) Знакомство со структурой и особенностями деятельности финансовой службы, её основными целями и задачами, должностными инструкциями её сотрудников.
4) Осуществление практической профессиональной деятельности на предприятии по следующим направлениям (темам):
· Изучение правил организации финансового документооборота на предприятии. Оценка эффективности его организации. Выявление существующих недостатков.
· Изучение приказа об учётной политики предприятия, оценка его основных положений для деятельности предприятия.
· Сбор и обработка финансовой информации из различных внешних источников (банковской системы, фондовых бирж, информационно-аналитических агентств и пр.). Предполагает использование специальных программных продуктов.
· Изучение содержания и составление на практике всех форм финансовой отчётности, которые используются на данном предприятии. Осмысление значения каждой формы для управления финансами организации.
· Осуществление простых финансово-экономических расчётов, используемых на данном предприятии (начисление амортизации основных средств, определение суммы расходов сырья и материалов различными способами, составление калькуляций и смет, расчёт заработной платы различны категориям персонала).
· Изучение системы налогообложения, используемой на данном предприятии, всех видов налогов, в отношении которых оно выступает налогоплательщиком или налоговым агентом; осуществление налоговых расчётов, заполнение налоговых деклараций, изучение порядка и сроков их предоставления налоговым органам.
· Проведение анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в динамике как минимум за последние 4 квартала на основе расчёта специальных экономических показателей (рентабельности производства, фондоотдачи, материалоотдачи, выработки и пр.). Систематизация результатов анализа путём формирования аналитических таблиц, изложение выводов по результатам анализа.
5. Права и обязанности студентов
5.1. Студенты обязаны своевременно и в установленный срок явиться в назначенную для прохождения организацию-базу практики.
5.2. В период прохождения практики студент обязан проявлять высокую организованность, соблюдать трудовую и служебную дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка и охраны труда, установленные в организации.
5.3. Каждый студент ведет дневник (Приложение 2), в котором фиксируется выполняемая им работа.
5.4. Студент обязан:
· в период прохождения практики четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителей практики от Института и организации;
· собрать необходимый материал для написания курсовой работы или дипломной работы.
5.5. После окончания практики студент обязан в течение 10 дней представить руководителю практики от кафедры следующие документы:
· отчет о проделанной работе в соответствии с программой практики (не менее 15 и не более 20 листов машинописного текста, выполненного через 1,5 интервала 14 шрифтом) - (Приложение 4);
· приложения: типовые плановые и отчётные формы документов финансового характера, используемые на предприятии;
· отзыв-характеристику по итогам практики (Приложение 3);
· календарный план практики (Приложение 1);
· дневник прохождения преддипломной практики (Приложение 2).
5.6. Содержание описательной части отчёта должно излагаться по разделам
1)-3) пункта 4.3. настоящих рекомендаций. При этом раздел 3 должен содержать несколько подразделов в соответствии с тематикой выполняемых на практике работ.
5.7. По согласованию с руководителем практики содержание раздела 4 отчёта может быть скорректировано с учётом специфики деятельности организации, которая является базой для прохождения практики.
5.8. Если студент не может в процессе прохождения практики освоить некоторые её темы по объективным, не зависящим от него причинам, то ему следует более глубоко и детально освоить доступные для изучения темы. Однако в этом случае студент должен аргументировать причины неполного выполнения задания.
5.9. Студент обязан в течение 10 дней после окончания практики защитить отчет по практике перед руководителем практики от кафедры института.