Тема 2. Управление централизованными и децентрализованными финансами
Понятие, объекты и субъекты управления централизованными финансами
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и финансовые ресурсы посредством специальных инструментов, приемов и методов при реализации целей, задач и функций органов государственной и муниципальной власти, а также хозяйствующих субъектов.
Целью управления централизованными финансами является рост благосостояния населения на основе достижения стабильных темпов экономического роста страны, сбалансированности бюджета и устойчивости национальных валютной и кредитной систем.
Объектом управления централизованными финансами выступают сферы и звенья финансовой системы страны. Субъектами управления централизованными финансами выступают органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
Управление централизованными финансами может осуществляться по двум основным направлениям: стратегическое управление финансами и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ). В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.
Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов.
Структура управления централизованными финансами в Российской Федерации
Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом,под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами на различных уровнях централизованной сферы финансовой системы. Структура аппарата управления финансами, сложившаясяв Российской Федерации представлена на рисунке 1. Рассмотрим уровни, представленные на рисунке более подробно.
Федеральный уровень аппарата управления финансами представлен:
- Государственной Думой и Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации, а также комитетами и комиссиями в их составе (в Государственной Думе действуют комитеты по бюджету и налогам, по финансовому рынку, а также комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ. В Совете Федерации действуют комитеты по бюджету, по финансовым рынкам и денежному обращению);
- Президентом РФ;
- Правительством РФ и федеральными министерствами, службами и агентствами в его составе (Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам);
- Центральным банком РФ;
- федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными федеральным министерствам (Министерству финансов РФ - Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство и т.д.).
Рисунок 1. Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации
Важнейшее направление деятельности руководящих органов аппарата управления финансами – выработка и осуществление государственной финансовой политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер инаправлений обеспечения стратегических целей развития страны.
Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов Российской Федерации. Тем не менее финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Федерации и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.
В Волгоградской области можно выделить следующие органы аппарата управления финансами:
- Губернатор Волгоградской области (глава Администрации Волгоградской области);
- Волгоградская областная дума;
- Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.
На муниципальном уровне (в г. Волгограде) управление финансами осуществляется:
- Главой администрации г.Волгограда;
- Волгоградской городской Думой;
- Департаментом финансов г.Волгограда;
Финансовые органы муниципальных образований обеспечивают проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее руководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержденными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначенными главами администрации муниципальных образований по согласованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.