Тема 3. Управление финансами

1.Управление финансами

2.Основы финансового регулирования и управления финансами

3.Финансовое планирование и его методы

Рекомендуемая литература:

Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации/Л.Н. Овсянников// Финансы. – 2007. - № 2. – С. 52

Овсянников Л.Н. Экономическая необходимость закона и государственном финансовом контроле/Л.Н. Овсянников// Финансы. – 2007. - № 6. – С. 48

Бурцев В.В. О стандартизации государственного финансового контроля/В.В. Бурцев//Финансовый вестник. – 2007. - № 4. – С. 36 – 45

Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля/Л.А. Симонова// Финансы. – 2006. - № 4. – С. 50

Управление финансами

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление опирается на объективные экономические законы и закономерности. На управление большое влияние оказывает государство в лице управленческих структур.

Управление финансами – комплексное понятие. В него включается, прежде всего, использование финансов в качестве инструмента управления народным хозяйством, то есть воздействие на весь процесс общественного воспроизводства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличивая или уменьшая через финансовый механизм долю предприятия в национальном доходе, можно стимулировать или ограничивать его развитие. Вместе с тем, при помощи финансов можно оказывать влияние на качественные показатели работы предприятия, создавать финансовые стимулы для роста прибыли, повышать рентабельность, улучшать качество продукции и прочее.

В то же время финансы являются объектом управления. Управление финансами означает их организацию на различных уровнях с учетом отраслевых и территориальных особенностей тех или иных подразделений воспроизводства.

Внешнее воздействие финансов (как инструмента управления) и их внутренняя организация (управление самими финансами) взаимосвязаны.

Таким образом, в качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений:

1.Финансы предприятий.

2.Государственные финансы.

3.Финансы домохозяйств.

Им соответствуют субъекты управления: финансовые службы предприятий, финансовые и налоговые органы.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Управление финансами включает ряд функциональных элементов: планирование, оперативное управление и контроль.

Планирование. Благодаря планированию любой субъект хозяйствования комплексно оценивает состояние своих финансов, определяет возможности роста финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. При этом решения в ходе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Полнота, достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, которые направлены на получение максимального эффекта при минимуме затрат. Оперативное управление охватывает весь комплекс мероприятий, начиная от мобилизации финансовых ресурсов и до их распределения и использования.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Таким образом, контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, целевое использование этих средств, своевременное их доведение до получателя.

Выделяют стратегическое (общее) управление финансами и оперативное.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется Государственной Думой, Советом Федераций, аппаратом Президента, Министерством финансов и т.д.

Оперативное управление осуществляет Министерство финансов, финансовые управления регионов, финансовые отделы местных бюджетов, дирекции ВБФ, страховых организаций, финансовые службы предприятий.

При выработке управленческих решений необходимо учитывать требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа итогов прошлого хозяйственного года и перспектив следующих периодов, автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

Управление финансами требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам.


2.Основы финансового регулирования и управления финансами

Финансы используются как инструмент регулирования. Этот процесс прослеживается как на уровне централизованных финансов, так и на уровне финансов хозяйствующих субъектов.

Сущность финансового регулирования заключается в использовании финансовых ресурсов с целью воздействия на социально-экономические процессы.

Необходимость регулирования обусловлена тем, что различные части экономики (отрасли, территории, виды производств и т.п.) развиваются неравномерно. Вместе с тем нормальное функционирование экономики возможно лишь при условии, когда каждое структурное подразделение органично увязано с другими (то же и на уровне предприятий).

Таким образом, с помощью финансов достигается согласованное функционирование разных частей экономики.

Финансовое регулирование – это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества.

Регулирование осуществляется, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных сферах и звеньях финансовой системы, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование основывается на самостоятельности субъектов.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных процессов являются финансы хозяйствующих субъектов. С их помощью происходит регулирование производства, финансирование потребностей производства, осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.

Регулирование осуществляет сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. В организациях финансовое регулирование осуществляется, прежде всего, финансовыми службами.

Однако в некоторых случаях рыночный механизм саморегулирования оказывается бессильным. Этому препятствуют, в том числе, монополии, кризисы и прочее.

Одновременно с саморегулированием осуществляется вмешательство государства в экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества (структурная перестройка экономики, приоритетные направления экономического развития, совершенствование социальной сферы и прочее).

Государственное вмешательство реализуется путем регулирования доходов и расходов бюджетов разных уровней.

Доходы (прежде всего, налоги) нацелены на регулирование собственной финансовой базы предприятий, то есть влияют на величину доходов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Расходы (в разных форма) – увеличивают финансовые возможности организаций за счет общегосударственных ресурсов. Бюджетное финансирование может способствовать ускоренному развитию отраслей, созданию новых производств, ускорению НТП, развивать инфраструктуру и т.п.

Регулирование на общегосударственном уровне осуществляется органами управления финансами.

Основным органом управления является Министерство финансов РФ.

Функции Минфина РФ:

-осуществление единой финансовой политики,

-подготовка проектов законно о бюджете и ВБФ и исполнение бюджета,

-управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния,

-методическое руководство в области финансового и бюджетного планирования,

-эмитирует государственные ценные бумаги,

-осуществляет предоставление бюджетных ссуд и кредитов,

-прочее.

В структуре Минфина функционирует различные органы. Рассмотрим их функции.

Функции ФНС РФ:

-контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,

-регистрация юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью,

-учет налогоплательщиков и прочее.

Функции Федерального казначейства:

-организация исполнения бюджетов (кассир всех бюджетов),

-управление средствами бюджетов,

-перераспределение средств между бюджетами,

-ведение счетов бюджетополучателей,

-прогнозирование и планирование в бюджетной сфере,

-прочие.

Федеральная служба страхового надзора:

-контроль и надзор за страховой деятельностью,

-контроль за соблюдение законодательства в области организации страхового дела,

-прочие.

Федеральная служба финансово- бюджетного надзора (ранее КРУ):

-контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных ВБФ,

-контроль за соблюдением валютного, бюджетного законодательства,

-прочее.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (иногда называют финансовой разведкой):

-контроль и надзор за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

-контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом,

-прочее.

Федеральная служба по финансовым рынкам:

-контроль за организацией работы финансовых рынков,

-лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерская, депозитарная и прочая деятельность)

Финансовое планирование и его методы

Одним из наиболее важных функциональных элементов управления является планирование и регулирование.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов. Любой финансовый план определяет структуру доходов и расходов на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной системы (уплата налогов, платежи за кредит и прочее.)

Основными целями финансового планирования являются:

1.Определение объема денежных средств и их источников.

2.Выявление резервов роста доходов, экономии в расходах.

3.Установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и прочее.

В планировании применяются разнообразные методы. К ним можно отнести:

Метод экстраполяции – определение финансовых показателей на основе выявления их динамики (в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений).

Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов.

Метод математического моделирования – построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических процессов

Балансовый метод – используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой.

Тема 5. Финансовый контроль

1.Сущность финансового контроля

2.Классификация финансового контроля

Наши рекомендации