Программа производственной практики после IV курса
Данную практику студенты проходят в центральной бухгалтерии коммерческой организации (КО) в роли стажера - финансиста или финансового менеджера. Целью практики является освоение оперативной работы, выполняемой финансовыми менеджерами на всех участках организации финансов в течение года (в КО, как правило, эту работу осуществляет работник бухгалтерской или финансовой служб). Производственная практика также может проходить в коммерческом банке. Программа прохождения практики в коммерческом банке имеет определенные особенности и дается отдельно.
3.1. Программа производственной практики в коммерческой
организации
3.1.1. Общая характеристика финансов КО
Изучить все виды финансовых отношений КО и порядок их правового регулирования. Дать схему положительных и отрицательных денежных и финансовых потоков.
Назвать особенности кругооборота капитала в КО, обусловленные ее производственным направлением, и охарактеризовать их влияние на денежные и финансовые потоки, а также на всю организацию финансов данного предприятия.
Ознакомиться со структурой бухгалтерии (финансовой или планово - экономической служб) и должностными обязанностями специалистов по организации финансов.
3.1.2. Денежные средства и организация расчетов
Ознакомиться со схемой притока и оттока наличных денежных средств в кассу КО. Принять участие в составлении кассового плана и кассовой заявки, а также остатка денег в кассе.
Ознакомиться с перечнем счетов, открытых в коммерческих банках и казначействе для КО (знать их номера, назначение, характер совершаемых операций). Изучить порядок открытия счетов КО в банках и казначействе (расчетных, ссудных, валютных, депозитных, бюджетных и т.д.). Принять участие в обработке выписок банка по каждому из этих счетов. Заполнять банковские платежно-расчетные документы и освоить порядок их сдачи в банк. Рассмотреть порядок расчета положительных и отрицательных курсовых разниц по валютным счетам.
Ознакомиться с организацией расчетов КО с поставщиками, подрядчиками и покупателями. Составить список основных дебиторов и кредиторов по производственно - коммерческой деятельности КО. По коммерческим договорам и записям в учетных регистрах выяснить применяемые хозяйством формы безналичных расчетов, а также проанализировать соблюдение правил организации соответствующих платежей между КО и основными поставщиками и покупателями. При наличии просроченной задолженности рассмотреть порядок применения штрафных санкций. Рассмотреть влияние кризиса неплатежей на организацию безналичных расчетов в KO. Дать предложения по реструктуризации долгов. Проанализировать достоинства и недостатки применяемых хозяйством расчетов при бартерных, форвардных и фьючерсных сделках, а также при вексельных и лизинговых операциях.
3.1.3. Доходы коммерческих организаций
Рассмотреть все каналы реализации товаров, работ и услуг в KO, цены реализации и правовое регулирование соответствующих коммерческих отношений. Проанализировать содержание и соблюдение условий коммерческих договоров с основными покупателями.
0знакомится с порядком расчета прибыли от реализации, составом внереализационных и прочих поступлений и расходов, а также определением суммы общей операционной (балансовой) прибыли за месяц (квартал).
Выяснить основные направления использования фактической прибыли КО в течение года.
Проанализировать порядок выплаты дивидендов (в производственном кооперативе - кооперативных выплат) в течение года.
3.1.4. Финансовое обеспечение текущей
(производственно – коммерческой) деятельности
Оборотные активы и текущие пассивы, их организация.
Рассчитать и проанализировать структуру оборотных активов на квартальные даты и на начало текущего года. Определить размер чистых оборотных активов и сумму финансово-эксплуатационных потребностей (на начало года и квартальные даты). Наметить пути улучшения структуры текущих активов в КО.
Рассчитать и проанализировать структуру источников формирования оборотных средств. Выяснить порядок расчета фактического наличия собственного оборотного капитала и произвести необходимые расчеты.
Ознакомиться с основными направлениями оперативной работы в хозяйствах по регулированию собственного оборотного капитала. Выполнить необходимые расчеты по данным хозяйства.
Краткосрочное кредитование КО
Ознакомиться с порядком документального оформления кредитных операций в КО по всем видам заимствования денежных средств для обеспечения текущей деятельности. Освоить механизм выдачи и погашения краткосрочных ссуд и займов, а также начисления и уплаты процентов за кредит.
Проанализировать выполнение условий кредитных договоров.
Рассмотреть выписки со ссудных счетов и документы для совершения записей по ним.
Выявить наличие просроченных и отсроченных ссуд, ознакомиться с документальным оформлением рассрочки и отсрочки платежей по ссудам, а также определить возможности их погашения.
3.1.5. Финансовое обеспечение долгосрочных инвестиций
Ознакомиться со структурой долгосрочных инвестиций и источников их финансового обеспечения.
Рассмотреть механизм финансирования капитальных вложений: строительно-монтажных работ и приобретения основных средств. Выявить основных поставщиков данной КО и изучить документы, необходимые для расчетов по капитальным вложениям (подрядные и коммерческие договора, счета - фактуры, справки о стоимости выполненных работ, акты приемки выполненных работ и т.д.).
Ознакомиться с условиями долгосрочного кредитования капитальных вложений и их документальным оформлением.
Изучить механизм использования финансового лизинга и ипотеки.
3.1.6. Взаимоотношения коммерческих организаций
с финансовыми организациями.
Взаимоотношения коммерческих организаций с государственным и муниципальным бюджетами.
Ознакомиться с порядком исчисления и уплаты налогов в Федеральный, территориальные и муниципальные бюджеты.
Изучить экономическое содержание основных видов налогов (объекты обложения, ставки, порядок расчета, периодичность и источники уплаты, льготы и санкции). Особое внимание обратить на своевременность и правильность составления налоговых деклараций.
Отметить особенности платежей КО во внебюджетные фонды (указать источники платежей, порядок расчета и сроки уплаты).
Заполнить (скопировать) расчеты (налоговые декларации), составляемые КО за отчетный период (за какой - либо один месяц практики по усмотрению студента) и объяснить порядок их заполнения.
Принять участие в составлении расчетов по основным видам налогов, сборов, пошлин, пеней и штрафов.
Ознакомиться со всеми видами бюджетного финансирования и бюджетного кредитования, получаемыми организацией (цели, условия, механизм получения).
Взаимоотношение КО с органами социального и медицинского страхования
Ознакомиться с платежами КО в Пенсионный фонд. Самостоятельно составить расчет единого социального налога в Пенсионный фонд и оформить необходимые документы. Принять участие в составлении отчетности по взносам в Пенсионный фонд.
Изучить порядок начисления и перечисления предприятием единого социального налога в части взносов в Фонд социального страхования (ФСС). Ознакомиться с порядком осуществления расходов за счет ФСС: документальное оформление, расчет суммы персональных выплат. Принять участие в составлении справки - расчета отчислений в ФСС.
Принять участие в начислении единого социального налога в части ФОМС. Ознакомиться с состоянием расчетов и документальным оформлением.
Ознакомиться с порядком начисления и уплаты штрафных санкций за финансовые нарушения на этом участке.
Взаимоотношения коммерческих организаций со специализированными небанковскими кредитно-финансовыми институтами.
Установить перечень небанковских финансово-кредитных институтов, участвующих в финансовой деятельности коммерческих организаций (страховые компании, инвестиционные фонды, финансово-строительные компании и т.д.). Ознакомиться с порядком расчета страховых платежей и получения страховых возмещений.
3.2. Программа производственной практики в коммерческом банке
3.2.1. Организация краткосрочного кредитования
хозяйствующих субъектов
Данный раздел предполагает прохождение практики в кредитном отделе коммерческого банка. На данном участке практикант должен освоить основы организации краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов, изучить порядок оформления и ведения кредитных дел с учетом особенностей организации отдельных видов банковского кредитования, собрать соответствующие образцы кредитной документации.
Данный раздел практики предполагает изучение следующих вопросов.
Ознакомление с внутренними положениями коммерческого банка об организации краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов.
Изучение кредитной заявки и прилагаемого к ней пакета документов для рассмотрения коммерческим банком вопроса о возможности предоставления кредита.
Проведение анализа кредитоспособности потенциального ссудозаемщика и принятие кредитным комитетом банка окончательного решения о возможности предоставления ссуды.
Порядок заключения кредитного договора между банком и клиентом, сущность и содержание кредитного договора, договора о залоге имущества.
Порядок выдачи и погашения кредитов.
Порядок проведения банковского контроля целевого использования и обеспечения возвратности ссуд, в том числе путем проведения проверок с выходом на предприятие.
Рассмотреть случаи и порядок заключения дополнительных соглашений к кредитному договору.
Возникновение просроченной задолженности по ссудам и меры, принимаемые банком по ее недопущению и ликвидации.
Создание резервов на покрытие возможных потерь по ссудам банка.
Особенности организации краткосрочного кредитования предприятий и организаций различных отраслей экономики - промышленных предприятий, сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, торговых и снабженческо-сбытовых организаций.
Особенности организации отдельных видов кредитования клиентов банка (овердрафт, контокоррент, кредит под залог ценных бумаг и других ценностей, факторинговые операции), в том числе особенности кредитования физических лиц и предпринимателей, работающих без образования юридического лица. Основные источники информации:
Кредитные дела клиентов коммерческого банка и другие отчетные данные, указанные в пункте 2.1.
3.2.2. Финансирование и кредитование капитальных вложений
Данный раздел практики охватывает деятельность коммерческого банка по организации финансирования капитальных вложений хозяйствующих субъектов и предоставлению на эти цели долгосрочных кредитов. По этому разделу практики студент также должен собрать для отчета о практике образцы используемой документации.
Данный раздел практики предполагает изучение следующих вопросов.
Ознакомиться с годовыми отчетами строек (заказчиков) и подрядно-строительных организаций по их основной деятельности.
Порядок открытия финансирования капитальных вложений по новому строительству, реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий. Проведение экспертизы пакета документов, предоставляемых инвестором банку, в том числе источников финансирования капитальных вложений.
Порядок организации расчетов между заказчиками и подрядчиками за выполненные строительно-монтажные работы, по завершенным технологическим этапам и комплексам работ.
Порядок организации долгосрочного кредитования капитальных вложений хозяйствующих субъектов по новому строительству и по реконструкции и техническому перевооружению. Анализ технико-экономического обоснования кредитуемых мероприятий, определение срока окупаемости вложений, общего срока пользования кредитом, сроки погашения и источники возврата кредита.
Порядок кредитования подрядно-строительных организаций.
Порядок организации и проведения коммерческим банком лизинговых операций.
Основные источники информации:
1. Годовые отчеты заказчиков и подрядно-строительных организаций;
2. Титульные списки стройки;
3. Внутрипостроечные титульные списки;
4. Договоры подряда;
5. Сводные сметы;
6. Заключения и распоряжения бухгалтерии банка об открытии финансирования строек;
7. Акты приемки выполненных строительно-монтажных работ;
8. Кредитные дела клиентов банка.
3.2.3. Организация денежного обращения
Данный раздел предполагает прохождение студентом практики в отделе денежного обращения. На данном участке практикант должен освоить порядок составления и исполнения коммерческим банком прогнозных расчетов кассовых оборотов, осуществление контроля за проведением операций и расчетов клиентами с использованием наличных денег и подготовить для своего отчета образцы соответствующих документов.
Данный раздел практики предполагает изучение следующих вопросов.
Порядок представления клиентами коммерческому банку кассовых заявок и заявок-расчетов.
Процедуры установления коммерческим банком лимита остатка наличных денег в кассах хозяйствующих субъектов.
Порядок инкассации наличной денежной выручки хозяйствующих субъектов.
Порядок составления и исполнения коммерческим банком прогнозного расчета кассовых оборотов.
Проведение коммерческим банком проверок соблюдения клиентами кассовой дисциплины с выходом на место. Составление справки о кассовых операциях и акта проверки кассовой дисциплины.
Основные источники информации:
1. Кассовые заявки;
2. Заявки-расчеты;
3. Кассовые справки;
4. Акты проверок кассовой дисциплины хозяйствующих субъектов;
5. Прогнозные расчеты кассовых оборотов коммерческого банка;
6. Другие отчетные данные и сведения аналитического и синтетического учета в коммерческом банке.