Программа ознакомительной производственной практики

После 3 курса

Данную практику студенты проходят в одном из финансово-кредитных учреждений: коммерческом банке, налоговой инспекции, финансовом управлении, страховой организации или внебюджетных социальных фондах. Целью практики является ознакомление с организационной структурой конкретного учреждения и специфическими операциями, проводимыми в каждом структурном подразделении (отделе).

Прохождение практики осуществляется в соответствии с программой, учитывающей специфику условий деятельности каждого конкретного финансово-кредитного учреждения.

2.1. Программа ознакомительной производственной практики

в коммерческом банке

Ознакомительная практика в коммерческом банке предполагает изучение студентами общих вопросов организации банковской деятельности и финансов банковских учреждений. Данная программа предполагает прохождение практики в банковском учреждении по следующим разделам.

2.1.1. 0бщая характеристика деятельности коммерческого банка.

Данный раздел практики охватывает основные направления деятельности коммерческого банка. Для того, чтобы дать общую характеристику деятельности коммерческого банка, практикант должен ознакомиться с результатами деятельности банка, как минимум, за весь последний отчетный год, выявить динамику и тенденции развития банковского учреждения. В этих целях при составлении отчета о практике по первому разделу студенту рекомендуется активно использовать аналитические таблицы, схемы, графики, диаграммы, основанные на относительных показателях, коэффициентах и других инструментах экономического анализа.

Данный раздел практики предполагает изучение следующих вопросов. Общие сведения о создании коммерческого банка: порядок создания коммерческого банка (филиала, отделения), формирование уставного капитала, краткая характеристика учредителей и участников банка, процедуры получения и отзыва лицензии Банка России на совершение банковских операций.

Основы управления коммерческим банком: структура управления банковским учреждением, организационная структура банка, функции его основных подразделений, распределение должностных обязанностей между сотрудниками банка.

Количество, состав и структура обслуживаемой банком клиентуры, в том числе по отраслям экономики, формам собственности и т.п.

Состав и структура пассивов и активов коммерческого банка, его собственных средств, депозитной базы и кредитных вложений.

Динамика основных показателей деятельности коммерческого банка (валюта баланса, объемы собственных средств, привлеченных депозитов, кредитных вложений, чистой прибыли, вложений в ценные бумаги, операций с иностранной валютой и т.д.).

Состав и структура доходов банка.

Состав и структура расходов банка.

Размеры процентных ставок по привлеченным и заемным ресурсам, а также по предоставленным кредитам, их экономическая обоснованность.

Виды и размеры комиссионных вознаграждений, взимаемых банком при оказании посреднических услуг.

Порядок формирования и использования прибыли коммерческого банка.

Порядок формирования и использования фондов коммерческого банка.

Налогообложение коммерческого банка: особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, исчисление и уплата налога на прибыль, другие налоги, уплачиваемые банком.

Взаимоотношения коммерческого банка с органами социального и медицинского страхования.

Взаимоотношения коммерческого банка с Центральным Банком РФ: корреспондентские отношения, формирование фонда обязательных резервов, соблюдение экономических нормативов, установленных Центральным Банком РФ, кредитные взаимоотношения коммерческого банка с Банком России.

Характеристика новых форм (видов) кредитных и расчетных операций - факторинг, лизинг, выдача гарантий и поручительств, консультативные, информационные и другие услуги.

Основные источники информации:

1. Годовой отчет коммерческого банка;

2. Бухгалтерский баланс коммерческого банка с приложениями;

3. Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка;

4. Отчет об использовании прибыли

5. Справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения;

6. Справка об остатках средств на корреспондентских счетах и субсчетах, открытых в других банках;

7. Отчет по труду;

8. Отчет о кассовых оборотах (по пятидневкам и за месяц);

9. Отчет о движении иностранных активов и пассивов уполномоченного банка;

10. Бухгалтерские таблицы и записки:

-ссуды;

- резерв под возможные потери по ссудам;

-наращенные суммы;

-анализ ссуд по экономическим секторам;

-анализ активов и пассивов по срокам погашения;

-основные и нематериальные активы;

-движение собственных средств;

-внебалансовые счета;

-анализ валютных позиций;

-анализ кредитного портфеля.

11.Другие отчетные данные и сведения аналитического и синтетического учета в коммерческом банке,

2.1.2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов

Второй раздел предполагает прохождение студентом практики в операционном отделе коммерческого банка. В ходе работы на данном участке практикант должен освоить функции банковского ответственного исполнителя. При подготовке отчета о практике по данному разделу студент должен собрать образцы первичной документации, на основе которой банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов, и кратко изложить технологию проведения соответствующих операций на конкретных примерах.

Во время прохождения практики следует изучить следующие вопросы.

Порядок открытия, ведения и закрытия расчетных, текущих, валютных ссудных и иных банковских счетов клиентов. Содержание договоров по расчетно-кассовому обслуживанию, заключаемых между коммерческим банком и его клиентами.

Организация и проведение безналичных расчетов и платежей между хозяйствующими субъектами в соответствии с действующими формами безналичных расчетов:

- прием расчетных и платежных документов от клиентов, проверка своевременности их сдачи в банк, правильности заполнения реквизитов, наличия подписей и оттиска печати, законности и целевого назначения платежа;

- проведение оплаты принятых и находящихся в картотеках расчетно-платежных документов;

- ведение картотек и лицевых счетов клиентов банка.

Организация и проведение межбанковских расчетов и платежей.

Оформление внутрибанковских переводов денежных средств. Организация и оформление операций по приему наличных денег от клиентов (предприятий и организаций) в кассы банка и выдаче наличных денег клиентам (предприятий и организаций) из касс банка.

Организация и оформление операций по приему и выдачам наличных денег по вкладам населения.

Порядок начисления и взыскания процентов по депозитам и вкладам, по выданным кредитам, комиссионных вознаграждений, штрафов, пени и т.д. Основные источники информации:

1. Документация, представляемая хозяйствующими субъектами в банк для открытия банковского счета;

2. Клиентские документы - платежные поручения, платежные требования, чеки, срочные обязательства по ссудам и другие;

3. Банковские документы - объявления на взнос денег наличными в кассу банка, приходные кассовые ордера, квитанции приема денег, чеки на получение денег, расходные кассовые ордера, распоряжения о выдаче кредита на оплату расчетных документов, авансовые отчеты подотчетных лиц, мемориальные ордера, приходно-расходные и расходные внебалансовые ордера;

4. Другие отчетные данные и сведения аналитического и синтетического учета в коммерческом банке.

2.1.3. Операции с ценными бумагами и валютными ценностями

Третий раздел практики связан с изучением студентом операций, которые коммерческий банк осуществляет с ценными бумагами и иностранной валютой. На данном участке практикант должен ознакомиться с видами сделок, проводимых банком, собрать и отразить в отчете практический материал, отражающий механизм осуществления данного вида операций.

Данный раздел практики предполагает изучение следующих вопросов.

Порядок проведения операций коммерческого банка с собственными ценными бумагами.

Операции коммерческого банка по купле-продаже ценных бумаг (государственных, корпоративных, других эмитентов).

Инвестиционные вложения коммерческого банка в ценные бумаги.

Выпуск, купля, продажа, хранение ценных бумаг коммерческим банком от имени клиентов. Оказание других видов трастовых услуг.

Общий порядок организации и проведения коммерческим банком операций с иностранной валютой.

Обслуживание валютных счетов клиентов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Организация и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты на бирже.

Порядок проведения коммерческим банком операций по купле-продаже наличной иностранной валюты.

Основные источники информации:

1. Отчет о движении иностранных активов и пассивов уполномоченного банка;

2. Заявки клиентов на покупку иностранной валюты, приходные и расходные ордера по иностранным валютам;

3. Выписки из лицевых счетов по учету ценных бумаг и иностранной валюты;

4. Выписки с корреспондентских счетов ММВБ и Банка-Дилера;

5. Другие отчетные данные и сведения аналитического и синтетического учета по движению ценных бумаг и иностранной валюты в коммерческом банке.

2.2. Программа ознакомительной практики в налоговой инспекции.

Ознакомительная производственная практика в налоговой инспекции предполагает изучение студентами общих вопросов контроля за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты взносов в бюджет всех обязательных платежей. Данная программа предполагает прохождение практики по следующим разделам.

2.2.1. Общая характеристика деятельности налоговой инспекции.

Данный раздел практики охватывает основные направления деятельности налоговой инспекции. Практикант должен ознакомиться с особенностями деятельности налоговой инспекции, ее основными отделами, целями и задачами каждого из них, порядком проведения регистрации налогоплательщиков. Практиканту необходимо также ознакомиться с порядком приема и регистрации налоговой отчетности, проведения сверки расчетов с налогоплательщиком, разработки программ выездных налоговых проверок, их содержанием и требованиями к налогоплательщикам, проведением консультаций и т.п. Важно ознакомиться с проведением реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, порядком приостановления операций по счетам в банке и передачи документов в арбитражных суд для открытия дела о банкротстве. С этой информацией можно ознакомиться в отделе взыскания задолженности с юридических лиц.

При прохождении практики по этому разделу следует более подробно ознакомиться с принципом деления налогов на федеральные, региональные и местные налоги, а также с их ролью в формировании бюджетной системы страны. В отчете о практике необходимо также отразить данные о собираемости налогов, с которыми можно познакомиться в отделе анализа и налоговой статистики.

2.2.2. Федеральные налоги.

Этот раздел практики студенты проходят в соответствующих отделах налоговой инспекции с целью выявления плательщиков федеральных налогов (юридических и физических лиц), ознакомления с объектами налогообложения, размерами ставок, предоставляемыми льготами, порядком начисления и уплаты налогов.

Практикант должен выявить какие федеральные налоги уплачивают юридические и физические лица, какие отделы налоговой инспекции обеспечивают контроль за своевременностью, правильностью и полнотой уплаты этих налогов, а также предоставлению финансовых налоговых документов (налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерских документов и т.п.)

Следует ознакомиться с действующим законодательством, порядком подготовки программ и выездных проверок, формированием требований о предоставлении документов. Данный раздел предполагает знакомство с оформлением результатов налоговых выездных проверок, порядком применения санкций за правонарушение налогового законодательства, а также с выявлением нарушений налогового законодательства на основе анализа налоговой отчетности и иных документов о деятельности налогоплательщиков. В отчете о практике следует привести примеры и дать представление о действующей налоговой отчетности по каждому из федеральных налогов:

- налогу на добавленную стоимость;

- налогу на прибыль предприятия;

- акцизы;

- налогу на операции с ценными бумагами;

- налогу на доходы с физических лиц и др.

Практикант должен выявить, какие федеральные налоги относятся к собственным доходам федерального бюджета, какие – к регулирующим, и какая часть регулирующих доходов направляется в бюджеты и других уровней.

Этот раздел практики студент проходит в различных отделах: отделе выездных проверок юридических лиц, отделе камерального контроля юридических лиц, отделе взыскания задолженности с юридических лиц, отделе налогов с физических лиц и др.

2.2.3. Региональные налоги.

Практика по этому разделу охватывает те отделы налоговой инспекции, которые позволяют студенту ознакомиться с налогами субъектов РФ (региональными налогами): налогом на имущество предприятий, транспортным налогом, налогом на игорный бизнес и др.

Практикант должен рассмотреть состав территориальных налогов, уплачиваемых налогоплательщиками, объекты налогообложения, ставки, предоставляемые льготы, сроки уплаты и порядок приема и регистрации налоговой отчетности.

В отчете о практике следует отразить порядок оформления результатов проверок и применения санкций за нарушение налогового законодательства, методику погашения задолженности и порядок взыскания долгов (налогов, пеней, штрафов).

2.2.4. Местные налоги и сборы.

Практика по этому разделу начинается с ознакомления с действующим законодательством и составом налогов, формирующих местный бюджет. Следует выделить и рассмотреть налоги, введенные законодательной властью и действующие на всей территории РФ в обязательном порядке:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- налог на рекламу;

- сбор за право торговли.

Кроме того, необходимо выяснить состав местных налогов, введенных специальным решением органов местного самоуправления (сборы с граждан и юридических лиц на содержание милиции, благоустройство территорий и др.).

2.2.5. Единый социальный налог.

Этот раздел практики студент проходит в отделе единого социального налога, являющемся структурным подразделением налоговой инспекции. Практикант должен ознакомиться с основными задачами и функциями данного отдела, правами и обязанностями налоговой инспекции, действующим налоговым законодательством в этой области, порядком проведения налоговых проверок. Необходимо выяснить порядок исчисления единого социального налога, его структуру, действующие ставки по исчислению и уплате налога в бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

2.3. Программа ознакомительной практики в финансовом управлении администрации субъектов РФ.

Ознакомительная производственная практика в финансово-экономическом управлении администрации субъектов РФ предполагает изучение студентами вопросов разработки и реализации единой финансовой, бюджетной и валютной политики на территории РФ или субъекта РФ.

2.3.1. Общая характеристика деятельности финансового управления.

Данный раздел практики предполагает знакомство с основными направлениями деятельности финансового управления. Практикант должен выяснить особенности операций, выполняемых финансовым управлением. Для того, чтобы дать общую характеристику деятельности финансового управления, следует ознакомиться с целями и задачами финансового управления, его структурных подразделений. Анализ цифрового материала и документов позволит установить функции и задачи каждого структурного подразделения и иметь целостное представление о порядке планирования доходов, экономическом прогнозировании и финансировании государственных расходов.

2.3.2. Экономическое прогнозирование и планирование

доходов и расходов бюджета.

Данный раздел практики студент должен проходить в нескольких отделах: бюджетном, планирования доходов и экономического прогнозирования, бюджетной политики и др. В процессе практики необходимо изучить вопросы, связанные с разработкой целевых социально-экономических программ по территориям. Рассмотреть порядок прогнозирования доходной части бюджета (налоговой и неналоговой). Следует выяснить порядок планирования расходной части в соответствии с направлениями бюджетной политики, ознакомиться с планированием бюджета развития и формированием показателей по направлениям финансирования. В отчете должны быть приведены примеры в виде условных цифр, показывающих структуру планируемых доходов и расходов, а также бюджетного дефицита или профицита.

2.3.3. Бюджетное финансирование.

Данный раздел практики предполагает изучение вопросов, связанных с исполнением бюджета в части финансирования и кредитования.

Практика проходит в соответствующих отделах:

- финансирования госуправления и особых расходов;

- финансирования социально-культурной сферы;

- финансирования народного хозяйства и капитального строительства;

- финансирования государственной поддержки АПК;

- возврата финансовых ресурсов АПК и кредитования;

- координации капитального строительства.

Практиканту необходимо выяснить и другие цели и задачи каждого из структурных подразделений, механизмом финансирования и кредитования организаций. Следует ознакомиться с действующими нормативными документами и особенностями финансовых операций по бюджетному финансированию, льготному кредитованию, выяснить условия, сроки и механизм предоставления бюджетных кредитов. Рассмотреть направления дотирования тех или иных отраслей в соответствии с бюджетной политикой. Привести в отчете конкретные примеры с использованием фактического или условного цифрового материала. Анализ цифрового материала и документов позволит практиканту изложить в отчете вопросы, касающиеся бюджетной классификации и порядка бюджетного финансирования.

2.4. Программа ознакомительной практики в страховой организации,

внебюджетных социальных фондах.

2.4.1. Ознакомительная практика в страховой организации.

2.4.1.1. Общая характеристика деятельности страховой компании

Практика в страховой организации начинается со знакомства студента с правовыми нормами и действующим законодательством, регулирующим страховые отношения. Выявляются функции, назначение и роль страхования в современном мире. Рассматривается уровень развития страхового рынка в стране, его элементы. Формируется представление о страховой компании как первичном звене страхового рынка, ее организационной структуре. Выясняются участники страховых сделок их функции и обязанности (страхового агента, страхового брокера). Рассматриваются содержание и функции государственного страхового надзора.

2.4.1.2. Методика актуарных расчетов в страховании

Студент знакомится с сущностью и задачами построения страховых тарифов. Выясняет назначение тарифных ставок, методику их построения, проводимую тарифную политику, определяет уровень расходов на ведение дела и рассматривает его как элемент тарифной ставки. Необходимо так же проследить динамику выплат страховых возмещений, виды страховых премий. В отчете следует привести статистические данные и конкретные расчеты страховых тарифов по видам страхования.

2.4.1.3. Финансовые основы страховой деятельности

Данный раздел практики предполагает знакомство с общими принципами организации страховщик, изучение порядка формирования уставного капитала (определение его величины и удельного веса в валюте баланса на начало и конец года, расчет коэффициента собственности). Следует провести анализ доходов и расходов предприятия, прибыли от страховых операций (составить таблицы, привести цифровые примеры). Необходимо ознакомиться с порядком выведения финансового результата, налогообложением, формированием запасных, резервных и других фондов страховой организации. Выяснить сущность, назначение, и методику формирования и использования резервных и запасных фондов. Составить таблицу «Анализ страховых резервов» страховой компании.

Ознакомиться с правилами размещения страховых резервов, с действующими ограничениями. Составить таблицу их размещения: в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ и органов местной власти, банковские вклады (депозитов), другие ценные бумаги, права собственности на долю участия в уставном капитале, недвижимое имущество, в т.ч. квартиры; валютные ценности, денежную наличность, ссуды страхователя.

2.4.1.4. Прогнозирование и планирование страховой деятельности

Ознакомиться с основами перспективного прогнозирования деятельности страховой организации, годовым планированием, методикой прогнозирования поступления страховых платежей. Выяснить порядок составления финансового плана страховой организации, его квартальное планирование. Проследить за выполнением плана. Ознакомиться с экономико-математическими основами долгосрочного прогнозирования страховых операций.

2.4.1.5. Экономический анализ как метод изучения страховых операций

Данный раздел практики предполагает знакомство с задачами и методами экономического анализа страховых операций. Студент дает характеристику показателей, используемых при анализе страховых операций, изучает информационную базу, используемую для анализа.

Рассматривает убыточность страховой суммы и ее элементы. Необходимо рассчитать элементы убыточности (частота, кумуляция риска, отношение рисков, показатель убыточности страховой суммы).

Следует сделать анализ финансового состояния страховой компании. Рассчитать следующие коэффициенты:

- абсолютной ликвидности;

- промежуточной ликвидности;

- общей ликвидности;

- финансирования.

Провести анализ финансовой устойчивости страховых операций и страхового фонда. Рассчитать коэффициент О.В. Коньшина и коэффициент финансовой устойчивости страхового фонда.

2.4.1.6. Финансирование предупредительных мероприятий

Студенту необходимо выяснить назначение предупредительной функции страхования и систему мероприятий по уменьшению страхового риска. Дать классификацию предупредительных мероприятий, рассмотреть источники их финансирования. Проследить за ходом контроля использования средств на предупредительные мероприятия.

2.4.2. Ознакомительная практика во внебюджетном социальном

фонде (ПФ, ФСС, ФОМС).

Ознакомительная практика может проходить в одном из представительств региональных социальных внебюджетных фондов: Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования.

Практика включает знакомство:

- с организационной структурой внебюджетного фонда, его целями, задачами, функциями;

- с действующим законодательством в области регулирования финансовых отношений;

- с порядком регистрации налогоплательщиков единого социального налога;

- с организацией персонофицированного учета застрахованных лиц;

- с движением средств соответствующего фонда;

- с механизмом заключения договоров и использования средств и др.


Наши рекомендации