Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента.

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента.

Под финан. менедж-м понимаютсистему управления формированием, распределением и использованием фин. ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным кругооборотом его денеж. средств;систему взаимоотношений между различными субъектами по поводу привлечения и использования финанс. ресурсов;управление активами и пассивами п/п в целях поддержания платежного баланса и обеспечения необходимой ликвидности п/п; управление финанс. потоками предприятия.

Цель фин. менедж-та — максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финанс. политики на основе:

-долгосрочной максимизации прибыли;

-максимизации рыночной стоимости предприятия.

Основными задачами фин. менеджмента, направленными на реализацию его главной цели являются:

-Обеспечение формирования достаточного объема фин. ресурсов в соответствии с задачами развития п/п в предстоящем периоде.

-Обеспечение наиболее эффек-го использования сформированного объема фин. ресурсов в разрезе основных направлений деят-ти п/п.

-Обеспечение максимизации прибыли п/п при предусматриваемом уровне финанс. риска.

Брутто - результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ). Если из добавл. стоимости вычесть расходы на оплату труда и все, связанные с этим начисления (ПФ, обязательное медиц. страхование, соц. страхование), то получается следующий показатель БРЭИ. БРЭИ используется для анализа результатов фин.-хоз. деят-ти организации и является главным показателем достаточности средств на покрытие расходов по амортизации, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. По удельному весу БРЭИ в добавл. стоимости оценивают эффект-ть управления п/п и делают общее представление о его потенц. рентабельности.

Брутто – результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ)

брэи = дс – от,где ОТ – расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды. брэи – это прибыль до вычета амортизации, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. брэи показывает достаточность средств на покрытие этих расходов.

3.Нетто - результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ). характеризует прибыль до уплаты % за кредит и налога на прибыль. В зарубежной практике % за кредит не включ. в себестоимость продукции, а в отечественной практике % за кредит включ. в себестоимость продукта в пределах ставки рефинансирования плюс 3 % пункта. Если из БРЭИ вычесть затраты на восстановление основ. средств (амортизацию), то получается новый показатель - нетто результат эксплуатации инвестиций. НРЭИ - это есть эконом. эффект, представляющий собой прибыль до уплаты % за кредит и налога на прибыль. Анализ динамики НРЭИ свидетельствует о рентабельности организации.

Нетто – результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ)

нрэи = брэи – ам о – зр – ни ,

где Ам о – амортизационные отчисления основ. средств и нематериальных активов;

зр – затраты на ремонт;

Ни – налог на имущество и налог на эксплуатацию дорог;

(ам о – зр – ни ) – затраты на восстановление средств производства.

По существу НРЭИ – это экономический эффект с затрат предприятия.

На практике используют другую формулу

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru (4)

где бп – балансовая прибыль;

%– проценты за кредиты, относимые на себестоимость продукции.

Эконом. рентабельность (ЭР). Эконом. рентабельность - это соотношение финансового результата со средством его достижениями.

ЭР = НРЭИ / Активы х 100 % (3.1)

В качестве финансового результата выступает нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), а в качестве средства его достижения - величина активов в форме оборотного и основного капитала. Достаточный уровень экономической рентабельности свидетельствует об успехах организации и об ее эффективности ее деятельности.

Для расчета эконом. рентабельности в отечественной практике необходимы преобразования исходных показателей:

НРЭИ = балансовая прибыль (БП) + процента за кредиты, относимые на себестоимость (ПК);

Активы = валюта баланса (ВБ) - кредиторская задолженность (КЗ).

Таким образом, формула экономической рентабельности для практического применения после преобразования примет следующий вид:

ЭР = (БП + ПК) / (ВБ - КЗ) х 100 % (3.2.)

Прибыль до уплаты налогов — точка перехода от бухгалтерской прибыли до налогооблагаемой. Бухгалтер. прибыль рассчитывается по данным бух. учета (форма №2). Налогооблагаемая прибыль рассчитывается по данным налогового учета на п/п

Точка безубыточности.

Различают 2 метода расчета денеж. потока: прямой, который заключается в группировке и анализе данных бух. учета, отражающих движение денеж. средств в разрезе указанных видов деятельности; косвенный, который заключается в группировке и анализе данных налогового учета (выручка рассчитывается по отгрузке или по уплате).

На основании приказа № 67н бух. баланс в настоящее время более адаптирован к аналитическому балансу, т.к. из его валюты исключены «больные статьи». Указанные статьи можно разделить на 2 группы: свидетельствующие о неудовлетворительной работе хозяйствующего субъекта и плохом финанс. состоянии; свидетельствующие о некоторых недостатках в работе хозяйствующего субъекта. К «больным статья» можно отнести: непокрытый убыток; кредиты и займы, не погашенные в срок; собственные акции, выкупленные у акционеров; просроченная кредитор. задолженность; векселя выданные просроченные и т.д. При их определении д. б. использована практика расчета показателей по двум формам:общий расчет; уточненный расчет.

Общий расчет предполагает определение показателя без учета корректирующих статей. Уточненный расчет в алгоритм определения показателя включает корректирующие статьи, основываясь на изменениях в нормативно-правовой базе (инструкциях, письмах и приказах).

Основные базовые показатели формы № 1 «Бухгалтерский баланс»:

Основной капитал - средства, используемые в течение длительного периода и инвестированные во внеоборотные активы. На практике его можно отождествить с внеоборотными активами (стр.190), но при этом в этот показатель включается дебитор. задолж-ть, платежи по кот. ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (стр. 230).

Оборотный капитал - средства, используемые в течение одного операционного цикла отчетного периода и инвестированные в оборотные активы. К оборотному капиталу относят оборот. активы (стр.290) за вычетом дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (стр.230).

Собственный капитал - характеризует общую стоимость средств хозяйствующего субъекта, принадлежащих ему на правах собственности. На практике его можно отождествить с капиталом и резервами (стр. 490). Для уточненного расчета собственного капитала к его величине необходимо прибавить такие статьи как:доходы будущих периодов (стр. 640);резервы предстоящих расходов (стр. 650).

Заемный капитал - характеризует привлекаемые для финансир-я деят-ти организации на возвратной основе денеж. средства или др. имущественные ценности. К заемному капиталу относятся долгосрочные и краткосрочные обязательства хозяйствующего субъекта.

Постоянный капитал - если к собственному капиталу прибавить долгосрочный капитал (стр.590), кот. условно м.б. к нему приравнен, то получается постоянный капитал, характеризующий величину источников организации.К наиболее важным показателям, используемым в эконом. анализе и финансовом менеджменте, можно отнести: собственный оборотный капитал и чистый оборотный капитал.

Положит. значение собственного оборотного капитала свидетельствует о возможности организации быстро и своевременно расплатиться со своими кредиторами. Собств. оборот. средства: СОС = СС + ДО - ОА, (1.1)где СОС - собственные оборотные средства;СС - собственные средства;ДО - долгосрочные обязательства;ОА - основные активы.

Вторая формула (WC) в отечественной практике характеризует, как правило, чистый оборотный капитал

Сложные учетные ставки.

Сложные % ставки обычно используются для долгосрочных ссуд сосроком более года. При сложной % ставке % платеж в каждомрасчетном периоде добавляется к капиталу предыдущего периода, а %платеж в последующем периоде начисляется уже на эту наращенную величину первоначального капитала. % платеж мож. начисляться как в началекаждого периода (антисипативное начисление %), так и в его конце(декурсивное начисление процентов). Последний способ наиболеераспространен. Для начисления выплат по постоянной сложной процентной ставкеобычно используется формула

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru Если число Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru не целое, то может использоваться смешанный способ начисления %:

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru

Здесь [.] - целая часть числа. Если % начисляются только за целые

периоды, то Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru

Как и в случае простой процентной ставки, сложная процентная ставка может изменяться в некоторые моменты времени. Для начисления выплат по переменной сложной % ставке используется формула

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru .

При расчете выплат может приниматься во внимание инфляция, т.е. уменьшение покупательной способности денег. В этом случае выплаты рассчитываются либо по точной формуле:

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru ,либо по приближенной:

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru .

Здесь r - реальная % ставка, p - годовой темп инфляции.

 

При начислении сложных процентов m раз в году выплаты рассч. по формуле

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента. - student2.ru .

Ставку r - номинальной годовой % ставкой.

 

Инвестиционный анализ

Инвестиции-долгосрочное вложение капитала в экономику или временный отказ хозяйствующего субъекта от потребления собственных ресурсов (капитала) и их использование в целях увеличения собственного капитала.

Инвестиц. анализ — это комплекс методических и практических приемов и методов разработки, обоснования и оценки целесообразности осуществления инвестиций с целью принятия инвестором эффективного решения.

В экономике принято различать 2 вида инвестиций:реальные инвестиции;финансовые (портфельные) инвестиции.

Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в развитие материально- технической базы хозяйствующего субъекта. в случае реальных инвестиций условием достижения прогнозируемых событий, как правило, оказывается использование внеоборотных средств для производства продукта и его реализации.

Под финансовыми (портфельными) инвестициями понимают, как правило, вложение капитала в финансовые активы (ценные бумаги). К основным видам финансовых активов:облигации, акции, векселя.

«дезинвестиция» предполагает процесс высвобождения денежных средств в результате продажи долгосрочных активов.Задачи: Комплексная оценка потребности и наличия требуемых условий инвестирования; Обоснованный выбор источников финансирования и их цены; Выявление факторов (объективных и субъективных, внутренних и внешних), влияющих на отклонение фактических результатов инвестирования от запланированных ранее; Оптимальные инвестиц. решения, укрепляющие конкурентные преимущества фирмы и согласующиеся с ее тактическими и стратегическими целями; Приемлемые для инвестора параметры риска и доходности; Послеинвестиционный мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению качественных и количественных результатов инвестирования. При всех прочих благоприятных характеристиках инвестиционного проекта он не будет принят к реализации, если при этом не обеспечит:Возмещение вложенных средств; Получение прибыли, которая обеспечивает рентабельность инвестиций не ниже желаемый для инвестора уровень; Окупаемости финансовых инвестиций в пределах определенного срока, приемлемого для инвестора.

Функции: Разработка упорядоченной структуры сбора данных, которая бы обеспечила эффективную координацию мероприятий при выполнении инвестиционных проектов; Оптимизация процесса принятия решений на основе анализа альтернативных вариантов, определения очередности выполнения мероприятий и выбора оптимальных для инвестиций технологий; Четкое определение организационных, финансовых, технологических, социальных и экологических проблем, возникающих на различных стадиях реализации инвестиционных проектов; Содействие принятию компетентных решений о целесообразности использования инвестиционных ресурсов.

Предметом инвестиционного анализа является причинно-следственные связи экономических процессов и явлений в инвестиционной деятельности, а также ее социально-экономическая эффективность. Их исследование позволяет дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать бизнес-планы и инвестиционные решения.

Объектом инвестиционного анализа является финансово-хозяйственная деятельность предприятий в контексте взаимосвязи с технико-организационными, социальными и другими условиями инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционного анализа - это пользователи аналитической информации, прямо или косвенно заинтересованы в результатах и достижениях инвестиционной деятельности: владельцы, руководство, персонал, поставщики, покупатели, кредиторы, государство (в лице налоговых, статистических и других органов, которые анализируют информацию с точки зрения своих интересов для принятия инвестиционных решений).3 типа математических моделей:1).В модель входят только денежные потоки (CF и I). Определяются параметры NV и Окупаемость.2).В модель входят денежные потоки и барьерная ставка (CF, I и Rбар). Определяются параметры IRR, NPV, DPI, NRR, Дюрация, ТС-окупаемость и MIRR(бар). В этой модели добавляется учет изменения стоимости денег во времени (с помощью Rбар).3)В модель входят денежные потоки, барьерная ставка и уровень реинвестиций (CF, I, Rбар и Rреин). Определяются параметры MIRR, MNPV и MNRR. Добавляется, кроме учета изменения стоимости денег во времени, учет нормы доходности реинвестиций (с помощью Rреин).

25.Финансы маркетинга. Основы принятия ценовых решений.

Для принятия ценовых и прочих финанс. решений п/п необходима в 1-ю очередь информация о спросе на его товар (услуги). Убедиться в эффективности этой информации можно, сопоставляя различные варианты предположительной допол. выручки от наращивания производства и сбыта с дополнит. затратами на маркетинг.

Важнейшими инструментами маркетинг. исследований яв-ся кривые спроса и предложения товара. Оптимальный вариант-равенство величин спроса и предложения.

-Равновес. цена рационализирует спрос покупателя, передавая ему информацию о том, на какой объем потребления дан. товара он мож. рассчитывать;

-равновесная цена подсказывает производителю, какое кол-во товара ему следует изготовить и доставить на рынок;

-равновесная цена несетв себе всю информацию, необходимую производителям и потребителям: изменение равновес. цены яв-ся для них сигналом к увеличению (уменьшению) производства, стимулом к поиску новых технологий.

Т.о., равновесная цена вполне успешно служит для автоматического регулирования производства.

Маркетинг. работа, связанная с ценообразованием вкл. 5 этапов:

1. Сбор и обработка информации о текущ. ценах внутрен. и международной торговли.

2. Определение ценовой политики: себестоимости, наценок, цен, скидок

3. Выбор ценовой стратегии

4. Предконтрактный расчет минимальных цен продажи и максимальной цены покупки

5. Определение цены товара на переговорах с партнерами

Понятие финанс. менеджмент. Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента.

Под финан. менедж-м понимаютсистему управления формированием, распределением и использованием фин. ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным кругооборотом его денеж. средств;систему взаимоотношений между различными субъектами по поводу привлечения и использования финанс. ресурсов;управление активами и пассивами п/п в целях поддержания платежного баланса и обеспечения необходимой ликвидности п/п; управление финанс. потоками предприятия.

Цель фин. менедж-та — максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финанс. политики на основе:

-долгосрочной максимизации прибыли;

-максимизации рыночной стоимости предприятия.

Основными задачами фин. менеджмента, направленными на реализацию его главной цели являются:

-Обеспечение формирования достаточного объема фин. ресурсов в соответствии с задачами развития п/п в предстоящем периоде.

-Обеспечение наиболее эффек-го использования сформированного объема фин. ресурсов в разрезе основных направлений деят-ти п/п.

-Обеспечение максимизации прибыли п/п при предусматриваемом уровне финанс. риска.

Наши рекомендации