Введение. Структура и функции бухгалтерии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Производственной практики
Для специальности 080110
«Экономика и бухгалтерский учет»
(по отраслям)
Пермь 2011
Рассмотрено на заседании кафедры «Утверждаю»
«Бухгалтерского учета, налогообложения зам. директора Пермского филиала и страхового дела» Финуниверситета
Протокол № _________
______________Т.А.Кашина
«_____»________________2011 г.
Зав. кафедрой «____»______________ 2011г.
_________________ Т.В.Черткова
Рассмотрено на заседании кафедры
«Финансы и кредит»
Протокол № _________
«_____»________________2011 г
Зав. кафедрой
_________________ О.В.Князева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная (профессиональная) практика студентов проводится в соответствии с действующим Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет».
Одним из этапов производственной (профессиональной) практики студентов является практика по профилю специальности.
Практика по профилю специальности направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта, исходя из календарно-тематического плана прохождения практики (Приложение 1) и дневника прохождения практики (Приложение 2). Практика проводится в организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организацией и колледжем.
Производственная (профессиональная) практика проводится по следующим дисциплинам: «Бухгалтерский учет» или «Бюджетный учет и отчетность» в зависимости от базы практики, «Налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Студенты при прохождении производственной (профессиональной) практики в организациях обязаны:
· Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
· Соблюдать действующие в организациях правила внутреннего распорядка;
· Изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Практику по профилю специальности (технологическую) проводят руководители практики от учебного заведения.
Руководители практики от учебного заведения:
· Устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практически;
· Разрабатывают тематику заданий;
· Принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
· Осуществляют контроль за правильностью использования студентов в период практики;
· Оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломному проекту (работе);
· Оценивают результаты выполнения практикантами программы практики.
Руководитель организации, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой студентов.
Согласно рабочего учебного плана объем времени на практику по профилю специальности – 4 недели или 20 рабочих дней (при пятидневной рабочей неделе).
Итогом практики по профилю специальности является зачет, который выставляется руководителем практики от колледжа.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований программы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из колледжа как имеющих академическую задолженность.
Для руководства практикой по профилю специальности назначается преподаватель специальных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование тем программы | Количество дней практики |
Дисциплина «Бухгалтерский учет» | ||
1. | Учет основных средств и нематериальных активов | |
2. | Учет материально-производственных запасов | |
3. | Учет труда и заработной платы, расчетов по социальному страхованию и обеспечению | |
4. | Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) | |
5. | Учет готовой продукции и ее продаж | |
6. | Учет денежных средств, текущих операций и расчетов. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам | |
7. | Учет финансовых результатов и использования прибыли | |
Итого | ||
Дисциплина «Налоги и налогообложение» | ||
1. | Федеральные налоги и сборы | |
1.1. | Налог на доходы физических лиц | |
1.2. | Налог на прибыль организаций | |
1.3. | Налог на добавленную стоимость | |
2. | Региональные налоги | |
2.1. | Налог на имущество организаций | |
Итого |
Дисциплина «Бюджетный учет и отчетность» | |||
Организация бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждении | 0,5 | ||
Учет санкционирования расходов бюджета | 0,5 | ||
Учет расчетов по платежам из бюджета | |||
Учет операций с наличными деньгами | |||
Учет расчетов | |||
Учет нефинансовых активов | |||
Учет финансового результата текущей деятельности. Определение финансового результата прошлых отчетных периодов | 0,5 | ||
Особенности учета по приносящей доход деятельности | 0,5 | ||
Порядок составления и предоставления бюджетной (финансовой) отчетности | |||
Итого | |||
Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» | |||
Организация проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения | |||
Итого | |||
Всего | |||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание практики по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Тема 2. Региональные налоги
Знать:
- состав региональных налогов;
- элементы региональных налогов;
- общий порядок исчисления региональных налогов.
2.1. Налог на имущество организаций
Уметь:
- исчислять сумму налога.
Примерные виды работ:
Ознакомиться с порядком представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Содержание практики по дисциплине «Бюджетный учет и отчетность»
Наименование темы | Содержание учебной информации, необходимой для овладения умениями и навыками | Примерные виды работ |
Тема 1. Организация бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждении. | Знать: · нормативные документы по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и бюджетной отчетности; · структуру бухгалтерской службы учреждения, ее функции и взаимодействие с другими структурными подразделениями; · должностные обязанности работников бухгалтерии. | · Составить схему структуры бухгалтерской службы, описать функции ее работников; · ознакомиться с нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в учреждении; · изучить учетную политику учреждения; · ознакомиться с графиком документооборота и организацией работы по автоматизации учета. |
Тема 2. Учет санкционирования расходов бюджета. | Знать: · порядок санкционирования расходов бюджета; · порядок доведения и получения ЛБО (бюджетных ассигнований); · порядок принятия бюджетных обязательств; · порядок завершения операций по санкционированию расходов бюджета на конец финансового года. | · Рассмотреть операции по санкционированию расходов бюджета и их отражение на счетах учета; · составить журнал по прочим операциям по санкционированию расходов бюджета, карточку учета ЛБО, журнал регистрации бюджетных обязательств. |
Тема 3. Учет расчетов по платежам из бюджета. | Знать: · порядок расчетов с финорганами по платежам из бюджета. | · Обработать выписку из лицевого счета по бюджетным средствам; · оформить журнал операций по безналичным расчетам. |
Тема 5. Учет расчетов. | Знать · применяемые в учреждении виды расчетов и причины возникновения дебиторской и кредиторской задолженности; · порядок проведения закупок для государственных или муниципальных нужд; · порядок оформления и ведения документов и регистров учета расчетов по расчетов с подотчетными лицами, расчетов с бюджетом, расчетов с поставщиками и подрядчиками и др. | · Заполнить командировочное удостоверение, сделать расчет суммы аванса на хозяйственные и командировочные расходы, авансовый отчет, журнал операций расчетов с подотчетными лицами; · заполнить договор (контракт) на выполненные работы (оказанные услуги); · заполнить документы на проведение закупочных процедур; · заполнить журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками. |
Тема 6. Учет нефинансовых активов. | Знать: · порядок документального оформления движения основных средств, материальных запасов; · порядок организации учета основных средств и материальных запасов на складе и в бухгалтерии. Уметь: · самостоятельно обработать документы по поступлению, выдаче со склада, списанию с баланса нефинансовых активов; · отражать указанные операции в соответствующих регистрах учета; · начислять амортизацию основных средств. | · Ознакомиться с составом, группировкой, оценкой и размещением основных средств, с порядком присвоения им инвентарных номеров и организацией учета; · ознакомиться с порядком проведения переоценки основных средств и отражением ее результатов в учете и отчетности; · ознакомиться с составом материальных запасов и организацией их учета. |
Тема7. Учет финансового результата текущей деятельности. | Знать: · структуру кода доходов и расходов по бюджетной классификации; · структуру и назначение КОСГУ по доходам и расходам; · порядок отражения в учете сумм начисленных доходов и расходов. | · Обработать документы по учету начисленных доходов и расходов на содержание учреждения; · оформить регистры учета. |
Определение финансового результата прошлых отчетных периодов. | Знать: · порядок годового заключения счетов и определение финансового результата деятельности учреждения. | · Составить бухгалтерские записи по годовому заключению счетов с отражением в регистрах учета. |
Тема 8. Особенности учета по приносящей доход деятельности. | Знать: · порядок образования и использования внебюджетных средств; · порядок составления смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности. | · Ознакомиться со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам; · оформить документы по учету приносящей доход деятельности; · оформить регистры учета. |
Тема 9. Порядок составления и представления бюджетной (финансовой) отчетности. | Знать: · содержание, порядок составления и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждений; · порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете. | · С содержанием и порядком составления, представления и утверждения бухгалтерской (бюджетной) отчетности. · Заполнить формы годовой отчетности исходя из особенностей деятельности учреждения. |
Содержание практики по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» | ||
Тема 1. Организация проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения | Знать: · приемы, способы проведения экономического анализа; · порядок проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения в т.ч.: · себестоимости продукции, работ, услуг; · рентабельности производства; · объема выпуска и реализации продукции (оказания услуг); · производственных показателей деятельности государственных (муниципальных) учреждений; · активов и обязательств предприятия, организации, учреждения; · результатов финансовой деятельности предприятия, организации, учреждения и др. Уметь: · анализировать данные баланса с учетом пояснительной записки к нему; · анализировать данные о результатах финансовой деятельности; · анализировать данные отчета об исполнении бюджета (сметы по внебюджетной деятельности) государственных (муниципальных) учреждений; · составлять заключение (выводы) по результатам экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения; · выявлять резервы эффективного использования материальных и финансовых и других ресурсов; · разрабатывать предложения по устранению выявленных недостатков. | · составить и обосновать порядок проведения анализа форм годового отчета предприятия, организации. государственного (муниципального) учреждения; · рассмотреть рекомендации аудиторских, ревизионных заключений прошлых лет по внедрению мероприятий, повышающих эффективность использования материальных, финансовых и других ресурсов; · изучить предложения по устранению имеющихся и выявленных недостатков; · ознакомиться с заключениями по результатам внешней аудиторской проверки, ревизии, внутреннего анализа и аудита. |
Оформление отчета
Отчет о прохождении производственной (профессиональной) практики составляется по результатам самостоятельной работы студента по изучению документов предприятия, организации, учреждения по показателям их деятельности.
В отчете должна быть отражена конкретная работа студента на предприятии, в организации, в учреждении, где проходила практика, а также дано описание отдельных видов деятельности организации, предприятия, учреждения согласно программе практики.
Приложения к отчету состоят из копий документов, расчетов и описаний совершенных финансово-хозяйственных операций с использованием таблиц, схем, бланков и т.д.
По результатам производственной практики студент обязан предоставить в учебное заведение характеристику.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, часть вторая, Москва- Санкт- Петербург, 2007.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13ноября 2008г. № 128н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2008г. № 148н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти,… государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»
7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»
9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
10. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 21.07.1999 №1991 «Об утверждении Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования».
11. Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Письмо министерства образования Российской Федерации от 16.09.1999 года №16-51-198/16-15.
12. Гражданское право в 2-х томах. Учебник под ред. Е.А. Суханова М, «БЕК», 2006
13. Гражданское право в 2-х томах. Учебник под ред. А.Л. Сергеева, Ю.Н. Толстого. М., «Проспект», 2006
14. Трудовое право. Учебник под ред. О.В. Смирнова. М., Издательская группа «Проспект», 2005
15. Российское трудовое право. Учебник отв. Ред. А.Л. Зайкин. М., Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997
16. Орловский Ю.Л. Трудовое право России. Учебное пособие. М., «Финансы и статистика», 1995
17. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Учебное пособие. М., «Финансы и статистика», 2004
18. Финансы предприятий. Учебное пособие под ред. Е.И. Бородиной., М., «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2004
19. «Анализ финансовой деятельности и промышленности» под общей ред. Стражева В.И. Учебник Минск «Высшая школа», 2006
20. Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. Приложение к журналу «Финансы».
21. Муравицкая Н.К. :Бухгалтерский учет: учебник /Н.К. Муравицкая Н.К., Г.И. Лукьяненко. – М.: КНОРУС, 2007
22. Бочкарева И.И., Левина Г.Г.: Бухгалтерский учет: учеб. – ТК Велби, Изд-во Проспект, - 2007
23. Материалы периодической печати по деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации
«____»_________________20___г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Производственной практики
Для специальности 080110
«Экономика и бухгалтерский учет»
(по отраслям)
Пермь 2011
Рассмотрено на заседании кафедры «Утверждаю»
«Бухгалтерского учета, налогообложения зам. директора Пермского филиала и страхового дела» Финуниверситета
Протокол № _________
______________Т.А.Кашина
«_____»________________2011 г.
Зав. кафедрой «____»______________ 2011г.
_________________ Т.В.Черткова
Рассмотрено на заседании кафедры
«Финансы и кредит»
Протокол № _________
«_____»________________2011 г
Зав. кафедрой
_________________ О.В.Князева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная (профессиональная) практика студентов проводится в соответствии с действующим Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет».
Одним из этапов производственной (профессиональной) практики студентов является практика по профилю специальности.
Практика по профилю специальности направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта, исходя из календарно-тематического плана прохождения практики (Приложение 1) и дневника прохождения практики (Приложение 2). Практика проводится в организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организацией и колледжем.
Производственная (профессиональная) практика проводится по следующим дисциплинам: «Бухгалтерский учет» или «Бюджетный учет и отчетность» в зависимости от базы практики, «Налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Студенты при прохождении производственной (профессиональной) практики в организациях обязаны:
· Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
· Соблюдать действующие в организациях правила внутреннего распорядка;
· Изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Практику по профилю специальности (технологическую) проводят руководители практики от учебного заведения.
Руководители практики от учебного заведения:
· Устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практически;
· Разрабатывают тематику заданий;
· Принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
· Осуществляют контроль за правильностью использования студентов в период практики;
· Оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломному проекту (работе);
· Оценивают результаты выполнения практикантами программы практики.
Руководитель организации, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой студентов.
Согласно рабочего учебного плана объем времени на практику по профилю специальности – 4 недели или 20 рабочих дней (при пятидневной рабочей неделе).
Итогом практики по профилю специальности является зачет, который выставляется руководителем практики от колледжа.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований программы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из колледжа как имеющих академическую задолженность.
Для руководства практикой по профилю специальности назначается преподаватель специальных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование тем программы | Количество дней практики |
Дисциплина «Бухгалтерский учет» | ||
1. | Учет основных средств и нематериальных активов | |
2. | Учет материально-производственных запасов | |
3. | Учет труда и заработной платы, расчетов по социальному страхованию и обеспечению | |
4. | Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) | |
5. | Учет готовой продукции и ее продаж | |
6. | Учет денежных средств, текущих операций и расчетов. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам | |
7. | Учет финансовых результатов и использования прибыли | |
Итого | ||
Дисциплина «Налоги и налогообложение» | ||
1. | Федеральные налоги и сборы | |
1.1. | Налог на доходы физических лиц | |
1.2. | Налог на прибыль организаций | |
1.3. | Налог на добавленную стоимость | |
2. | Региональные налоги | |
2.1. | Налог на имущество организаций | |
Итого |
Дисциплина «Бюджетный учет и отчетность» | |||
Организация бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждении | 0,5 | ||
Учет санкционирования расходов бюджета | 0,5 | ||
Учет расчетов по платежам из бюджета | |||
Учет операций с наличными деньгами | |||
Учет расчетов | |||
Учет нефинансовых активов | |||
Учет финансового результата текущей деятельности. Определение финансового результата прошлых отчетных периодов | 0,5 | ||
Особенности учета по приносящей доход деятельности | 0,5 | ||
Порядок составления и предоставления бюджетной (финансовой) отчетности | |||
Итого | |||
Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» | |||
Организация проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения | |||
Итого | |||
Всего | |||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание практики по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Введение. Структура и функции бухгалтерии
Изучить:
Структуру и функции бухгалтерии; распределение работы между отделами и работниками бухгалтерии; форму учета, применяемую на предприятии. Особенности учетной политики организации. Нормативные документы по организации бухгалтерского и налогового учета.
Примерные виды работ:
Составить схему структуры бухгалтерии, дать характеристику отделов бухгалтерии. Оформить выписку из приказа об учетной политике организации.