Цель, задачи и основные приемы финансового анализа

Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности организаций привело к существенному повышению роли и значения финансового анализа, т.е. комплексного и системного изучения финансового состояния предприятия и факторов его формирования на основе его бухгалтерской (финансовой) отчетности. Финансовый анализ (ФА) является основным инструментом и основой принятия оптимальных управленческих решений в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

-оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия,

-оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения,

-составить прогноз положения предприятия на рынке капиталов.

Иными словами, целью ФА является: оценка текущего и перспективного финансового состояния предприятия, его темпов развития, выявление и устранение ошибок и недостатков в финансовой деятельности, определение возможностей роста м эффективности использования всех видов финансовых средств.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного

взаимосвязанного набора аналитических задач, которые конкретизируют основную цель анализа. Основными задачами ФА являются следующие:

1 Характеристика и оценка изменения имущества предприятия и источников его формирования.

2 Оценка оборачиваемости средств предприятия и его деловой актив­ности,

3 Оценка финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности;

4 Оценка доходности, рентабельности предприятия,

5 Оценка кредитоспособности, рыночной и инвестиционной активности,

6 Прогнозирование возможных, финансовых результатов, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собствен­ных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разных вариантах использования ресурсов.

7 Экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка его партнеров

Так как основной целью ФА является оценка финансового состояния предприятия остановимся более подробно на этом понятии.

Под финансовым состоянием предприятия понимается его способность финансировать свою деятельность. Финансовое состояние характеризует наличие, размещение и эффективностьиспользования финансовых ресурсов, а также успешность финансовых взаимоотно­шений со всеми участниками производственного процесса.

Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Определение типа финансового состояния помогает отве­тить на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресур­сами в течении данного периода, как оно использовало имущество, ра­циональна ли структура этого имущества, насколько правильно соче­тались собственные и заемные источники, насколько эффективно исполь­зовался заемный капитал, какова отдача производственного потенциала, нормальны ли взаимоотношения с кредиторами, дебиторами, бюджетом и т.д Финансовое положение предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если финансовое состояние предприятия устойчивое, то это означает, что его производственные и финансовые планы успешно выполнялись, финансовые ресурсы использовались эффективно,

Кризисное финансовое состояние предприятия может привести к его банкротству, те, неспособности удовлетворять требованиям кредиторов по оплате товаров, (работ и услуг), обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи недовыполнением плана по произ­водству и реализации продукции, росту ее себестоимости, уменьшения выручки и прибыли.

Финансовый анализ проводится с помощью следующих методов:

1 Горизонтальный (временной) анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, исчисление базисных темпов роста. Этот метод позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей доходов и расходов и их групп по документам бухгалтерской отчетности.

2 Вертикальный (структурный) анализ - это определение структуры итоговых финансовых показателей, т.е. представление бухгалтерской отчетности в виде относительных величин. Этот метод позволяет отслеживать и прогнозиро­вать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источниках их пок­рытия.

3 Трендовый метод - это сравнение каждой позиции отчетности с рядом пред­шествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции ди­намики показателей, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда ведется перспективный, прогнозный анализ.

4 Анализ относительных показателей (коэффициентов) – этот метод предусматривает определение соотношений между различными показателями бухгалтерской отчетности, определение взаимосвязи между ними.

5Сравнительный (пространственный) анализ - этот метод предусматривает сравнительный анализ сводных показателей отчетности по отдельным подразделениям предприятия, между отдельными предприятиями, с средне­отраслевыми показателями.

6 Факторный анализ - предусматривает выявление влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминирован­ных или стохастических приемов анализа.

Наши рекомендации