Формы безработицы. Естественный уровень безработицы и полная занятость. Политика государства в области обеспечения полной занятости.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. По определению

Безработный - это человек, который хочет работать, может рабо­тать, но не имеет рабочего места. Безработица существует в трех основных формах:

1) Фрикционная безработица (ФБ) существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно. Когда человеку предоставлена свобода выбора рода и места работы, то в любой момент времени какое-то количество работников может находиться в состоянии между работами. Когда эти люди найдут работу, то другие искатели работы заменят их в общем, фонде безработных.

Фрикционные безработные – это люди, которые ищут работу и рассчитывают ее получить в ближайшем будущем, т.к. их профессия пользуется спросом на рынке труда, т.е. фрикционная безработица – это добровольная безработица. Как правило, фрикционные безработные самостоятельно решают проблему своего трудоустройства.

2) Структурная безработица (СБ) связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее.

Структурная безработица - безработица причиной, которой является несоответствие структуры рабочей силы и структуры рабочих мест.

Структурная безработица – это вынужденная безработица. Проблемы структурных безработных не могут быть решены без участия государства.

3) Циклическая безработица (ЦБ) возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии, экономический кризис и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную, региональную, молодежную и т.д.

Полная занятость: количественно безработицу можно оценить с помощью показателя уровень безработицы (УБ): УБ = (Б (количество безработных)/совокупность рабочей силы (СРС)*100%. Совокупность рабочей силы - трудоспособное население в трудоспособной области: СРС = Все население - лица до 16 лет - лица выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, инвалиды) + подростки, пенсионеры, участвующие в процессе производства.

Сведения о безработных общество получает из двух источников:

1. данные, которые предоставляет биржа труда.

2. опросы населения, которые проводят органы статистики министерства труда.

Полная занятость – занятость, составляющая менее 100% совокупной рабочей силы, т.к. определенный процент безработицы присутствует всегда потому, что ФБ и СБ неизбежны. Естественный или допустимый уровень безработицы (ЕУБ). ЕУБ=ФС+СБ, экономика достигает ЕУБ, если ЦБ-ца=0, Полная занятость = 100%-ЕУБ. Фактический уровень безработицы может быть больше или меньше ЕУБ.

Известный исследователь в области макроэкономики Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1: 2,5, или 2: 5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

Политика занятости призвана повысить эффективность рынков труда таким образом, чтобы любому конкретному уровню совокупного спроса сопутствовал бы минимальный уровень безработицы. Другими словами, цель политики занятости состоит в том, чтобы обеспечить более полное соответствие работников имеющимся рабочим местам и таким образом ликвидировать дисбалансы и узкие места на рынке рабочей силы. Существуют различные типы программ, способствующих достижению этих целей.

Меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на другие специальности и т.д.);

2. Организация общественных работ (благоустройство территориальных, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции);

3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д. Эта разновидность политики нацелена на улучшение обмена информацией между незанятыми работниками и потенциальными нанимателями, а также на обеспечение большей географической мобильности трудовых ресурсов.

7. Антидискриминационные меры. Еще одно направление политики занятости связано с сокращением или даже полным устранением искусственных барьеров для занятости. Предрассудки и дискриминация служат препятствием для доступа работников к рабочим местам (дискриминация по расовому, религиозному, этническому или половому признаку).

Наши рекомендации