Естественный уровень безработицы (полная занятость)

Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как неизбежную, поэтому полная занятость населения имеет место при наличии в стране только этих двух форм безработицы.

Последствия безработицы:

Социальные

1. Она снижает совокупный доход семьи, вынуждая жить на сбережения и на пособие по безработице. Жизненный уровень семьи понижается.

2. Безработный нередко теряет квалификацию, и, если период, в течение которого он остается без работы, затягивается, безработный не может более претендовать на рабочее место, требующее высокой профессиональной подготовки.

3. Кроме того, безработица наносит людям, лишившимся работы, психологическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе.

4. Безработица приводит к нарастанию социальной напряжённости в обществе, недоверия и недовольства властью.

Экономические:

Когда часть людей остается без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с объемом, который мог быть достигнут в условиях полной занятости. Общество как бы теряет определенный объем товаров и услуг.

отставание объема ВВП = потенциальный ВВП – фактический ВВП.

Государственное регулирование занятости

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест

2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

3) программы содействия найму рабочей силы;

4) программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделение средств на пособия безработным.

Поскольку безработица представляет собой серьезную социально-экономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры, как:

1. Выплата пособий по безработице;

2. Создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

3. Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают: усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах), создание специальных служб для этих целей.

4. Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации, помощь частным службам такого типа.

5. Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы; создание дополнительных рабочих мест.

10. Деньги. Виды, причины и последствия инфляции

Деньги – особый товар, общепризнанное средство платежа.

Причина возникновения денег – разделение труда и необходимость обмена продуктами труда

Виды денег (денежная масса)

А) наличные (разменная монета, банкноты)

Б) безналичные деньги (чеки, электронные деньги)

Функции денег

Средство обращения (или средство обмена) Средство измерения (или мера стоимости) Средство сбережения (или средство накопления) Средство платежа (или мера отложенных платежей)
Деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена и выступают в качестве посредника в процессе обмена товарами Эта функция связана со способностью денег измерять стоимость абсолютно всех товаров и услуг. В качестве средства сбережения деньги являются способом перенесения нынешних покупок на будущее, а также способом формирования резервов. Например, при выплате пенсии или зарплаты деньги служат мерой платежа, а не средством обмена.

Важнейшим свойством денег является их абсолютная ликвидность. Под ликвидностью понимается способность какого-либо имущества, т. е. активов, служить в качестве средства платежа или превращаться в средство платежа.

Инфляция

Инфляция –это долговременное, устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, которое приводит к обесцениванию денег (снижению покупательной способности денег)

Покупательная способность денег – способность денежной единицы обмениваться на определённое количество товаров и услуг. Чем больше товаров и услуг можно купить, например, на 1000 р., тем больше покупательная способность денег.

Дефляция. Снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называется дефляцией.

Дезинфляция. Развитие инфляции может сопровождаться и постепенным замедлением роста цен. Например, в течение первых трех месяцев некоторого года цены росли в среднем на 10%, в середине года они повышались на 8%, а в конце года – на 7%. Такое замедление темпа прироста цен называется дезинфляцией.

Причины инфляции. Экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

А) Избыточный спрос. Инфляция спроса.

Главной причиной инфляции спроса является непропорциональный рост денежной массы. Большое количество денег конкурирует за небольшое количество товаров, и в результате при существующих ценах величина спроса превышает величину предложения на всех рынках, что ведет к установлению нового равновесия на более высоком уровне цен.

Источниками избыточного спроса являются:

1) дефицит государственного бюджета, который предполагает, что государство тратит, а следовательно, предъявляет спрос на сумму большую, чем его доходы. Оно "живет не по средствам", покрывая свои чрезмерные расходы за счет печатания (эмиссии) ничем не обеспеченных бумажных денег или за счет доходов от эмиссии государственных облигаций, реализуемых на рынках ценных бумаг, либо за счет зарубежных кредитов;

2) резкое расширение инвестиций, финансируемых за счет не только прибыли, полученной в текущем году, но и накопленных сбережений и банковских кредитов;

3) не соответствующее уровню национального дохода увеличение потребительских расходов населения за счет необоснованного повышения заработной платы и опять-таки накопленных сбережений и расширения потребительского кредита. Это может быть резкий рост пенсий, зарплат бюджетных работников либо снижение ставки по депозитам в Сбербанке – любой случай, когда население вдруг захочет потратить значительно больше денег, чем в предыдущих периодах.

Б) Рост затрат и инфляция предложения

Причиной инфляции может выступать рост денежных затрат, которые несут фирмы, производящие товары и услуги.

Фирмы-монополисты или небольшая группа фирм, занимающих доминирующее положение на рынке (олигополия), способны повышать цены по собственной инициативе, используя преимущества своего монопольного положения.

Необходимость компенсировать повысившиеся издержки вынуждает производителей повышать цены.

В) Инфляционные ожидания

Самостоятельной причиной инфляции могут быть инфляционные ожидания. Инфляция сильно зависит от человеческой психологии. Если покупатели ожидают, что инфляция будет продолжаться, они спешат накупить товары впрок, создать запасы, потратить сбережения. Это еще более увеличивает спрос и разгоняет инфляцию. Продавцы же в ожидании инфляции заранее повышают цены. Если не убедить людей, что рост цен в будущем прекратится, победить инфляцию практически невозможно.

Инфляционные ожидания порождают как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек.

Формы инфляции

В зависимости от интенсивности развития инфляции, т. е. от ее нормы, можно выделить четыре ее формы: нормальная (ее нередко называют "ползучей"), умеренная, галопирующая и гиперинфляция.

1. Нормальная (ползучая) инфляция – медленный и предсказуемый рост цен, при котором темпы инфляции не превышают 5% в год. При такой невысокой норме инфляция, как правило, оказывает благоприятное влияние на экономику.

2. Умеренная инфляция – среднегодовой уровень цен находится в пределах 5 – 10% в год. Несмотря на некоторое ускорение роста цен, стимулы к инвестированию капитала в производство еще сохраняются; это по-прежнему способствует росту занятости, поддержанию достаточно высокого темпа роста ВВП, повышению благосостояния нации. Вместе с тем уже при умеренной инфляции зарождаются предпосылки ее негативного влияния на экономику (напр. замедление роста долгосрочных кредитов)

3. Галопирующая инфляция – среднегодовой темп прироста цен достигает 10% и более. Галопирующая инфляция – предшественник гиперинфляции. Если в условиях нормальной и умеренной инфляции инфляционные ожидания побуждали предпринимателей к новым инвестициям, сулившим высокие доходы, то в условиях галопирующей инфляции инфляционные ожидания заставляют предпринимателей воздерживаться от долговременных вложений капитала. Следовательно, галопирующая инфляция приводит к торможению технического прогресса и к снижению темпа роста ВВП.

4. Гиперинфляция – такой процесс, когда цены повышаются ежемесячно в среднем на 50%, что означает повышение цен в течение года в 129,746 раза, или среднегодовую норму инфляции 12 874%. Деньги в таких условиях перестают выполнять свои функции, экономика использует механизмы бартера и иностранные валюты, создается эффект "бегства от денег".

Последствия инфляции

1) перераспределение доходов и национального богатства

2) обесценивание сбережений

3) снижение реальной заработной платы работников

4) падение жизненного уровня

5) сокращение кредитов, инвестиций

6) сокращение стимулов к производственной деятельности

7) рост социальной напряжённости

8) политическая нестабильность

Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика – система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

Оценивая характер антиинфляционной политики, в ней можно выделить два основных подхода.

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т. е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов, т. е. сокращения объема спроса. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

2. Второй подход – гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента.

11. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.

Валовой внутренний продукт –это стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны как отечественными, так и иностранными фирмами за заданный промежуток времени. Конечные товары и услуги (конечные продукты) – это продукция, покупаемая конечными потребителями, то есть продукция, которая приобретается не с целью ее переработки или перепродажи. В ВВП не входят блага и услуги, произведенные и оказанные в теневой экономике.

Валовой национальный продукт – это общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами данной страны как в пределах ее границ, так и в других странах.

Наши рекомендации