Современное состояние финансового рынка РФ и основные направления развития финансового рынка.
В процессе становления и развития российскому финансовому рынку удалось достигнуть определенных результатов, однако в контексте глобальной конкуренции он находится на недостаточно высоких позициях. Так, в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности ежегодно рассчитываемым Всемирным экономическим форумом в рамках Отчета о глобальной конкурентоспособности за 2015–2016 годы, Россия занимает 45-ю позицию из 140 возможных.
Положительные изменения отмечаются и в отношении благоприятности условий ведения бизнеса в России. В международном рейтинге ведения бизнеса, ежегодно составляемом Всемирным банком, по данным за 2013 год Россия впервые вошла в первую сотню рейтинга, заняв 92-ю позицию из 189 возможных. В 2015 году Россия заняла 51-ю позицию, опередив Китай, Бразилию и Индию.
Характерной чертой российской финансовой системы является существенное доминирование кредитных организаций. Это подтверждается значительным преобладанием активов кредитных организаций над активами некредитных финансовых организаций.
В 2012–2015 годах российский финансовый сектор развивался весьма динамично. Отношение активов банковского сектора к ВВП выросло с 79,6% на конец 2012 года до 102,7% к концу 2015 года, кредитов экономике к ВВП – с 41,6 до 54,4%, капитала к ВВП – с 9,4 до 11,1%. Среди активов некредитных финансовых организаций наибольший прирост показали активы пенсионных фондов, увеличившись с 5,3% ВВП на конец 2012 года до 6,1% ВВП на конец 2015 года.
Банк России разработал проект Основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов. Документ опубликован на официальном сайте регулятора. В частности, выделены три приоритетные цели развития российского финансового рынка на плановый период с учетом текущих экономических и геополитических условий – повышение уровня и качества жизни россиян за счет использования инструментов финансового рынка, содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, а также создание условий для роста финансовой индустрии.
19 Реформа государственных и муниципальных учреждений, оценка изменения финансового механизма бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные учреждения. Все три типа учреждений – государственные или муниципальные, и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от государства.
Казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений несет собственник имущества. Кроме того, для казенного учреждения, как и для бюджетного, не существует ограничений сфер деятельности, в которых возможно создание учреждения.
Бюджетное учреждение, как и автономное, отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (за исключением недвижимого и особо ценного движимого).
Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет субсидии из соответствующего бюджета, аналогичная норма распространяется и на бюджетное учреждение.
Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.
Автономное учреждение, в отличие от казенного и бюджетного учреждений, вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях. Кроме того, учреждениям данного типа разрешено размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами.
Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. Запрет на получение банковских кредитов не определен.
Автономные учреждения, созданные в сферах, непредусмотренных Федеральным законом 83-ФЗ, до дня вступления закона в силу, подлежат реорганизации, ликвидации или изменению типа в течение одного года со дня официального опубликования закона.
Различия между учреждениями новых типов можно представить в виде таблицы.
Критерии сравнения | Типы учреждений | ||
Казенное | Бюджетное | Автономное | |
1. Основные направления деятельности | Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции | Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления | Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления |
2. Сферы, в которых может быть создано | В любых | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами |
3. Способ финансирования | За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы | На основе финансирования государственного или муниципального задания | На основе финансирования государственного или муниципального задания |
4. Способ доведения денежных средств | По бюджетной смете | Через субсидии ("одна строка") | Через субсидии ("одна строка") |
5. Учет иных доходов в процессе финансирования | Иные доходы учитываются при определении объема финансирования | Размер субсидии не зависит от иных доходов | Размер субсидии не зависит от иных доходов |
6. Право на ведение приносящей доход деятельности | Должно быть предусмотрено учредительными документами | Должно быть предусмотрено учредительными документами | Должно быть предусмотрено учредительными документами |
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности | Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ | Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения | Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения |
8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности | Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности | Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности | Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности |