Рынок ценных бумаг, его определение и структура. Регулирование рынка ценных бумаг. Стратегия развития финансового рынка до 2020 года

Фин. р-к – э. сфера эк-ких отнош-й, где происх-т купля-продажа фин. рес-ов. ФР – э. механизм перераспредел-я средств м/у участн-ми эк-х отнош-й, т.е. кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предлож-я.

По структуре ФР сост. из 3 взаимосвяз. и дополняющ. друг друга р-ков.

1Р-к находящихся в обращ-и наличн. $г и выполн-х их функции краткосроч-х платежных ср-тв (векселей, чеков..).

2Р-к ссуд-ного кап-ла – банковских кредитов.

3РЦБ. РЦБ охватывает только часть движения фин. рес-ов. Помимо него имеют место и прямые банков-ские ссуды, а также межфирменные кредиты. РЦБ явл-ся 1им из сегментов ФРка. РЦБ – э. часть фин-го рынка на к-ом в качестве объекта купли-продажи выступает ц.б (как особый вид товара).

Функции РЦБ:

1.Общерыночные:

-коммерческая – функция получения прибыли;

-ценовая – обеспечивает процесс формирования рыночных цен;

-информационная – производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

-регулирующая – создает правила торговли и участия в ней.

2.специфические:

-перераспределительная – перераспределяет денежные средства между отраслями и сферами. Финансирование гос бюджета на инфляционной основе.

-функция страхования ценовых и финансовых рисков.

Структура РЦБ:

1.в зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок различают:

-первичный рынок – это первая стадия процесса реализации ценной бумаги, первое появление ценной бумаги на рынке, где осуществляется продажа их первым владельцам. Основными участниками являются эмитенты и инвесторы. Процесс купли-продажи может осуществляться как с помощью посредников (андеррайтеров), так и без.

-вторичный рынок – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг. Переход ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

2)в зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами:

-организованный рынок – это рынок аукционного типа. Он характеризуется публичными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца. Это обращение ценных бумаг на основе твердо устойчивых правил между лицензированными посредниками-профессионалами.

-неорганизованный рынок – это обращение ценных бумаг без соблюдения для всех участников рынка правил. Торговля происходит стихийно в контакте продавца и покупателя. Информация о совершенных сделках не фиксируется.

-внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами минуя фондовую биржу, сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. Внебиржевой рынок бывает организованный (проводится по телефону, факсу, компьютерным сетям) и неорганизованный.

-биржевой рынок – торговля ценными бумагами на фондовой бирже. Это всегда организованный рынок ценных бумаг. Торговля на нем ведется по строго установленным правилам биржи и только между биржевыми посредниками.

-кассовый рынок – рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1,2 рабочих дней.

-срочный – рынок, где сделки исполняются до 3-х месяцев.

–традиционный (с жестами);

-компьютеризированный – торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих посредников в единый компьютерный рынок, который характеризуется отсутствием физического места, где встречаются продавцы и покупатели, полной автоматизацией процесса торговли.

Регулиров-е РЦБ состоит из гос-го регулиров-я и саморегулиров-я рынка. К органам регулиров-я РЦБ относ-ся все органы гос-й власти: президент, прав-во, мин-ва и иные органы исполнит-й власти.С 1 сентября 2013 года контроль за рынком ценных бумаг осуществляет созданная Служба Банка России по финансовым рынкам (вместо Федеральной службы по финансовым рынкам, федерального органа исполнительной власти, осуществлявший функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков). Данный орган упразднился, а его полномочия перешли Банку России).

Функции Банка на финансовом рынке:

-Регулиров-е выпуска и обращ-я эмис-х ц-х б-г;

-Контроль и надзор в отнош-и эмитентов, профес-х уч-ков РЦБ и их СРО, финансово-кредитных институтов;

-м-т вносить предложения о совершенствовании РЦБ и участвовать в разработке проектов законод-х и иных норматив-х прав-х актов.

ЦБ РФ – контролирует экспорт и импорт капитала, регистрирует выпуски цб, регулирует деятельность клиринговых орг-ций и орг-ций, проводящих безналичные расчеты по сделкам с цб.

Минфин России – федер-е мин-во РФ, обеспечивающее провед-е единой фин-вой пол-ки, а также осуществляющее общее руков-во в области орг-ции фин-ов в РФ. Оно не просто регулирует, но и управляет рынком государственных ценных бумаг, поскольку в его лице совмещаются функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг.

Саморегулирование РЦБ представлено в виде саморегулируемых орг-й. СРО на РЦБ представляют собой некоммерческие орг-ии создан-е проф-ми уч-ками р-ка.

СРО м-т принимать участие в обсужд-и законопроектов, предлагать собствен-е законы для принятия, а также утверждает правила и нормы поведения и порядок соверш-я сделок для уч-ков СРО.

Виды СРО на рос-ком РЦБ:

1.НАУФОР (объединяет брокерские, дилерские и управляющие комп-и).

2.НФА (объедин-т уч-ков фьючерсного и валют-го р-ка).

3.ПАРТАД (объедин-т регистраторов и депозитариев). 4.АУВЕР (объединяет уч-ков вексель-го р-ка) и др-е.

Обычно гос-е регулиров-е отстает от потреб-тей его уч-ков. При этом СРО помогают р-ку быстрее развив-ся посредством защиты и продвиж-я интересов ее членов, а также посредством разработки и утвержд-я локаль-х правил и процедур, к-е впоследствии м-т найти прим-е в зак-х и нормативно-правовых актах.

СРО имеет следующие права:

-получать инф-цию по рез-там проверок деят-ти своих членов;

-разраб-ть правила и стандарты осуществл-я профес-й деят-ти и операций с ц-и б-и своими членами и осущ-ть контроль за их соблюд-м;

-контрол-ть соблюд-е своими членами принятых СРО правил и стандартов;

-разраб-ть учебные программы и планы, осущ-ть подготовку долж-ных лиц и персонала орг-й, осущ-щих профес-ю деят-ть на РЦБ;

-выдавать квалификационные аттестаты.

Требов-я, предъявл-мые к СРО:

-орг-я должна б. учрежд-а не ˂, чем 10ю профес-ми уч-ками РЦБ;

-орг-я приобретает статус СРО на основ-и разреш-я, выданного федер-м органом исполнит-й власти;

-для получ-я разреш-я нужно предоставить завер-е копии док-тов о созд-и СРО, правила и полож-я орг-и, принятые ее членами и обяз-е для испол-я всеми членами СРО.

Стратегия развития финансового рынка до 2020 года: Целью настоящей Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.

До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

-повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

-обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

-формирование благоприятного налогового климата для его участников;

-совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:

-внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

-создание возможности для секьюритизации широкого круга активов (т.е. расширение спектра производ. Фин-ых инструментов);

-повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

-унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка; -создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;(расчеты были вовремя осуществлены).

-создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;

-повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

-повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями; -снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

-обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке; -развитие и совершенствование корпоративного управления;

-принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Помимо решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

Наши рекомендации