Внедрение концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в практику управления государственных и муниципальных финансов, анализ зарубежного опыта.

Затратное бюджетирование ориентировано в первую очередь на имеющиеся ресурсы.

В свою очередь, бюджетирование, ориентированное на результат, во главу угла ставит стратегические цели и тактические задачи, ожидаемые социально- экономические результаты деятельности государственных организаций (министерств и ведомств). Это осуществляется посредством мобилизации ресурсов через соответствующие программы. Кроме того, отправной точкой бюджетирования, ориентированного на результат, является определение прямых и конечных результатов расходования бюджетных средств и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей.

США.

История БОР, началась в США и связана с созданием в 1947 г. Первой комиссии Гувера. Целью Комиссии стала разработка мер, которые способствовали бы развитию экономики, повышению эффективности и качества услуг государства.

В рамках реформирования бюджетного процесса в США в 1965 г. было внедрено программное планирование и исполнение бюджета.

Бюджет формируется по ряду функций (в том числе: национальная оборона, международные дела, наука, образование и др.). В рамках категорий выделяются направления расходов, которые в свою очередь распределяются по программам. Каждое ведомство имеет одну программу, которой соответствует одно ассигнование.

Программный бюджет США планируется на десятилетний период. Каждое агентство составляет бюджет, ориентированный на результат, в котором стратегические, долгосрочные и краткосрочные цели увязаны с ожидаемыми расходами на их достижение.

Анализ опыта США по внедрению БОР, позволяет сделать следующие выводы, которые могут оказаться ценными для России:

1. Опыт свидетельствует, что повысить эффективность государственных расходов, совершенствуя только систему управления, не затрагивая при этом бюджетный процесс, невозможно.

2. Опыт США показывает, что решиться на использование программно-целевого бюджетирования легче в периоды финансовых трудностей, когда размеры дефицита государственного бюджета принимают угрожающие масштабы.

3. Все основные приемы программно-целевого бюджетирования основаны на управленческих принципах частного бизнеса.

4. Внедрение инструментов частного бизнеса в деятельность государства, в том числе в бюджетный процесс, сопряжено с большими трудностями, которые связаны с разномасштабностью деятельности государственных министерств и ведомств и даже самых крупных предприятий, с тем, что мотивация чиновников отличается от мотивации менеджеров частных компаний, с тем, что у государственных учреждений до недавнего времени отсутствовали какие-либо индикаторы результатов работы, которые имелись у частных фирм, и др.

Австралия.

Необходимость акцентирования на результатах стала также заметна в результате реформирования в последние 20 лет бюджетного процесса Австралии. В рамках действовавшей в тот период Программы совершенствования финансового управления с середины 1980-х гг. был внедрен программный бюджет, система перспективных оценок с установлением ориентировочных показателей финансирования на 3 года вперед, система оценки результатов программ, централизованно управляемая министерством финансов, делегирование значительных бюджетных полномочий.

Великобритания.

Реформа государственного управления в Великобритании, названная «Инициатива движения вперед» (Next Steps Initiative), началась в 1988 году с проведения анализа эффективности управления государственными финансами и инициатив по его совершенствованию.

Дальний горизонт планирования представлен пятилетним стратегическим планом развития территории. Среднесрочный уровень представлен двухлетним планом-графиком мероприятий по реализации стратегии (обновляется и уточняется по итогам каждого финансового года) и трехлетним финансовым планом (бюджет).

Франция.

Одной из последних решилась на проведение бюджетной реформы. В 2001 г. принят Закон о бюджетном устройстве Франции (LOLF), который в полном объеме вступил в силу с 1 января 2006 г.

Бюджет Франции состоит из 34 задач (миссий), которые разделяются на 131 программу. Каждая программа имеет свои конкретные цели по достижению конкретных результатов. Бюджет 2006 г. содержал 634 цели и 1 295 показателей.

В России сформированы пять направлений госпрограмм.

Россия.

1) новое качество жизни (3 441 млрд. р.) 14 программ;

2) инновационное развитие и модернизация экономики (1 943, 1 млрд. руб.) 18 программ;

3) эффективное государство (1 128,9 млрд. руб.) 4 программы;

4) сбалансированное региональное развитие (734,4 млрд. руб.) 6 программ;

5) обеспечение национальной безопасности.

Наши рекомендации