Цели финансового менеджмента на предприятия
Необходимость определения цели финансового менеджмента в организации объясняется тем, что по прогрессу в достижении поставленной цели можно будет судить об эффективности управления финансами. Главная цель финансового менеджмента должна быть согласована со стратегическими и общими целями развития организации.
В общем случае финансовый менеджмент имеет целью создание необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность организации как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Финансовый менеджмент может использовать целую систему целей, выстраивая их по приоритетам. Цели различаются по степени формализации и возможностям количественной оценки. Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса.
1. Максимизация прибыли (при предусматриваемом уровне финансового риска).Впервые эта целевая модель деятельности предприятия была четко сформулирована в 1938 году французским экономистом А. Курно.
Показатель, используемый в качестве критерия достижения цели, может быть задан как абсолютное значение чистой прибыли организации или прибыли до налогообложения. В любом случае, при этом имеют в виду «экономическую прибыль», которая представляет собой разность между суммой доходов предприятия и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек). Бухгалтерская же прибыль представляет собой разность между доходами предприятия и внешними его текущими затратами (издержками). Таким образом, экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей.
Максимизация прибыли нередко подается как наиболее приемлемая цель деятельности фирмы. Однако, руководствуясь ею, менеджер может демонстрировать рост прибылей, например, просто привлекая средства за счет выпуска акций и выводя их на депозиты, особенно если ставка по депозитам выше чистой рентабельности активов. Для большинства фирм это будет означать, в конечном счете, снижение доходов каждого владельца акций, то есть будет падать прибыль на акцию. Поэтому максимизация прибыли на акцию нередко представляется как улучшенная версия максимизации прибыли. Но и эту цель нельзя признать достаточной, так как этот показатель не отражает ни срока достижения, ни продолжительности получения ожидаемой прибыли, учитывает интересы только собственников предприятия и не применим для организаций, не являющихся акционерными обществами. Критика модели максимизации прибыли:
а) отсутствие связи модели максимизации прибыли с характером ее распределения;
б) показатель прибыли сегодня может быть изменен в большую или меньшую сторону при использовании абсолютно законных методов учета: оценки стоимости имущества, учета приобретаемых активов, использования различных способов и методов начисления амортизации;
в) высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне финансового риска, связанного с осуществлением его хозяйственных операций.
2. Максимизация темпов роста предприятия.В состав этой модели в отличие от предыдущей входят и темпы роста прибыли предприятия, и основные пропорции распределения этой прибыли, и важнейшие структурные параметры финансового состояния хозяйствующего субъекта. Критика модели:
а) может использоваться в качестве целевой функции лишь в условиях устойчивого спроса на продукцию;
б) фиксирует в качестве основной предпосылки фактически достигнутый уровень прибыли предприятия, не оценивая степень его достаточности для решения задач перспективного периода.
3. Минимизация трансакционных издержек.Впервыепонятие «трансакционных издержек» ввелР. Коуз. Он определил их как затраты по обслуживанию сделок на рынке. Недостатки модели:
а) не обеспечивает оценку усилий предприятия по комплексной экономии его ресурсов, так как вне поля зрения остаются все другие виды издержек предприятия (не связанные с обслуживанием коммерческих сделок);
б) любая экономия затрат предприятия не может носить характер глобальной цели его функционирования, так как не увязана с его развитием и с конечными экономическими интересами основных групп, заинтересованных в его деятельности;
в) информационное обеспечение процесса формирования «чистых» трансакционных издержек предприятия требует значительного расширения объема учетных работ и вызовет рост «учетных трансакционных издержек» (вместо их экономии).
4. Обеспечение максимальной рентабельности инвестиций.Стремление к достижению этой цели может приводить к неверным решениям. Например, решение относительно нецелесообразности вложения средств в активы с меньшей рентабельностью, чем достигнутый ее уровень по критерию максимизации рентабельности будет неверным, если у предприятия есть собственные средства, и оно не может разместить их более выгодно.
5. Модель максимизации добавленной стоимости как главная целевая функция предприятия была выдвинута японскими экономистами и получила название «японской модели развития фирмы». Достоинства модели:
а) позволяет обеспечивать максимизацию экономических интересов не только рабочих и менеджеров, но и собственников предприятия;
б) учитывает инвестиционные потребности предприятия;
в) данный целевой критерий носит долгосрочный характер, то есть легко моделируется в стратегической перспективе.
Вместе с тем рассматриваемая целевая модель имеет существенный недостаток – она вступает в конфликт с экономическими интересами конечного покупателя продукции.
6. Модель максимизации рыночной стоимости организацииполучила приоритетное развитие в США, Европе и Японии и формулируется следующим образом:главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.
Эта модель гармонизирует экономические интересы основных субъектов, связанных с деятельностью предприятия, а такжетекущие и перспективные цели развития предприятия (такая гармонизация достигается путем приведения рыночной стоимости предприятия на любом из этапов его развития к единой стоимостной оценке на основе ее дисконтирования).Динамика рыночной стоимости является наиболее всеобъемлющим критерием имиджа предприятия, эффективности использования его капитала. Количественным выражением этого критерия выступает соотношение рыночной стоимости предприятия (или одной его акции) к сумме его чистых активов (или чистых активов в расчете на одну акцию).
В качестве основных могут рассматриваться и другие цели финансового менеджмента: минимизация риска при установленном уровне доходности, избежание банкротства и крупных финансовых неудач; выживание фирмы и прочих.
Таким образом, главная цель финансового менеджмента предприятия определяется набором обстоятельств, характеризующих положение предприятия в текущем периоде (ситуационный подход) и должна учитывать интересы всех заинтересованных в деятельности предприятия групп (теория представительства, агентских отношений, теория посредничества). Проблема посредничества – возможность конфликта интересов собственников и руководителей фирмы, так как цели менеджеров (доверенных лиц) могут не совпадать с целями акционеров (доверителей) и будут направлены на максимизацию благосостояния акционеров лишь в том случае, если разработана разумная система стимулирования руководства и если деятельность руководства постоянно контролируется. В хорошо организованной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед компанией, ее владельцами и управленческим персоналом.