Цели финансового менеджмента.

ФМ – с-ма управления фин.ресурсами коммерческой орг-ции, действующей в условиях рын.экономики.

В кач-ве основных целей можно выделить:

- максимизация полезного эк.рез-та деят-ти компании;

- повышение эконом.потенциала фирмы;

- обеспечение конкурентоспособности на рынке;

- наилучшее использование имеющихся ист-ков финансирования и привлечение новых для достижения поставленных задач (соотношение собственных и заемных ист-ков);
- оптимизация стр-ры активов компании;

- обеспечение фин.стабильности компании.

Основная цель ФМ – рыночная капитализация, т.е. максимизация стоимости компании не рынке.

Источники финансирования предприятий.

Финансовые ресурсы – совокупность ден.ср-в строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации или иммобилизации.

Источники фин.ресурсов можно разделить на 3 группы:

1) собственные – амортизация, прибыль, целевые фонды: резервный, ремонтный, страховые резервы);

2) заемные – кредиты, ссуды, займы различных форм: кредиты банков, иных финансовых институтов (страховые компании, инвестиционные фонды, ПИФы), бюджетный кредит, коммерческий кредит;

3) привлеченные – ср-ва от долевого участия в инвестиционном процессе, ср-ва от эмиссии ценных бумаг, паевые и иные взносы учредителей организации, страховые возмещения, платежи по особым формам финансирования (франчайзинг), ассигнования из бюджета (только для учреждений).

Операционный и денежный циклы предприятия.

Операционный цикл – период м/у приобретением материалов и услуг и поступлением наличных ср-в от их реализации.

Если существует несколько операционных циклов, то в качестве базы определения текущих активов используют 1 год.

Денежный цикл (цикл оборота денежных ср-в) – период времени от момента инвестирования денег в предприятие (производство) и закупки товарно-материальных запасов до момента их возвращения в результате погашения дебиторской задолженности покупателями.

Понятие и основные элементы оборотного капитала.

Реальный капитал = основной + оборотный.

Оборотный капитал выполняет функцию по обслуживанию основного капитала.

Оборотные ср-ва – активы, которые в течение одного производственного цикла меняют свою вещественную натуральную форму.

Оборотные ср-ва проходят замкнутый кругооборот.

Движение обор.ср-в включает производственный цикл и производственно-коммерческий.

Д → З → ГП → ДЗ → Д`; З → ГП – производственный цикл; весь период – коммерческий цикл.

С точки зрения ФМ необходимо определение ЧОК – чистый оборотный капитал (собственные оборотные ср-ва).

ЧОК = ТА – КО.

Классификация оборотных ср-в:

1.В зависимости от функциональной роли в деят-ти организации – оборотные фонды (запасы, незавершенное производство), фонды обращения (готовая продукция, ДЗ, ден.ср-ва);

2.В зависимости от учета и отражения в балансе – материальные оборотные ср-ва (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция), ден.ср-ва (касса, р/с, КФВ), деб.задолженность;

3.В зависимости от практики контроля, планирования и управления – нормируемые, ненормируемые (товары отгруженные, ден.ср-ва, расчеты);

4.В зависимости от источников финансирования – собственные, заемные, привлеченные;

5.По степени ликвидности – наиболее ликвидные (ДС + КФВ), быстро реализуемые активы (ДЗ + товары отгруженные), медленно реализуемые активы (товарные запасы).

Концепция цены капитала.

Капитал – значимый фактор пр-ва, который м. определить как самовоспроизводящаяся ст-ть (ст-ть, которая приносит ст-ть).

В общем виде капитал – самовоспроизводящаяся стоимость. Расширение капитала – капитализация.

Стр-ра – соотношение частей одного целого.

Стр-ра кап-ла – определение источников формирования кап-ла компании.

Стр-ра кап-ла учитывает способ финансирования деят-ти фирмы, т.е. разделяет ист-ники на собственные и заемные.

Заемные ист-ники можно разделить на долгосрочные и краткосрочные пассивы. При этом предпочтительнее больший удельный вес долгосрочных ист-ков.

С точки зрения корпорации стр-ра кап-ла основана на соотношении акций (СК) и облигаций (долгосрочное финансирование).

Стоимость кап-ла выражается в относительных показателях и отражает величину доходности кап-ла для его собственника.

Цена капитала в общем виде определяется степенью его капитализации, т.е. способностью генерировать добавленную ст-ть.

Определение цены кап-ла необходимо по след. причинам: 1) необх-ть минимизации затрат на использование всех факторов пр-ва, т.е. бизнес осущ-ся для прибыли. Эф-ть = рез-ты / затраты ≠ рент-ть (относительный пок-ль). Эф-ть = рез-ты – затраты (абсолютный пок-ль). 2) оценка цены капитала – важный фактор при разработке бюджета капитальных вложений.

Наши рекомендации