Приемы и способы экономического анализа
В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных приемов и способов, позволяющих выявить и изучить связи между сторонами и элементами, установить, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности.
Способы и приемы экономического анализа условно подразделяют на две группы:
Ø Традиционные (экономико-статистические);
Ø Экономико-математические;
К традиционным способам и приемам экономического анализа относятся:
· сравнение;
· балансовая увязка различных показателей;
· исчисление средних и относительных величин;
· группировка;
· графическое отображение результатов.
· способы отражения аналитических данных;
· способ корректирования показателей.
Сравнение.
Важной задачей анализа хозяйственной деятельности является, как уже отмечалось выше, всесторонняя оценка выполнения бизнес-плана. Этим и обусловлено значение способа сравнения фактических показателей с планом.
Непременным условиемтакого сравнениядолжны быть сопоставимость, одинаковостьпо содержанию и структуре плановых и отчетных показателей.
В настоящее время, с учетом инфляции, при анализе товарооборота для сравнения производят пересчет его в одинаковые цены (используя индекс цен), при анализе ряда статей издержек обращения также производят пересчет с учетом изменения тарифов и ставок.
Чтобы оценить выполнение плановых заданий, необходимо сравнить фактические показатели с плановыми, с отчетными данными за предыдущие периоды и т.д.
В каждом случае сравнение зависит от цели и стоящих пред ним задач:
Ø Сопоставлениеплановых и фактических показателей используют для оценки степени выполнения плана (за месяц, квартал, полугодие, год ).
Ø Сопоставлениефактических показателей с нормативными дает возможность осуществить контроль за затратами (издержками обращения), за товарными запасами и товарооборачиваемостью и т.д.
Ø Сравнениефактических показателей с показателями прошлых лет дает возможность проследить за тенденцией (динамикой) изменения.
Ø Сопоставлениерезультатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчета резервов.
Ø Сопоставлениеразличныхвариантов управленческих решений применяется, с целью выбора наиболее оптимального из них и т.д.
Для обеспечения сопоставимости допускаются расчетные корректировки как плановых показателей, так и фактических.
Например,при анализе выполнения плана товарооборота необходимо учитывать изменение цен (в настоящее время - инфляцию).
Табл. 1
Группы товаров. | Т/оборот за 1 квартал | % выполнения плана без учета. | Индекс цен. | Т/оборот в сопоставимых ценах. | % выполн. плана с учетом изменения цен. | |
План | Факт | |||||
Трикотаж. | 242,0 | 329,0 | 136,2 | 1,5 | 219,7 | 90,8 |
Галантерея. | 369,0 | 617,7 | 167,4 | 2,0 | 308,85 | 83,7 |
Итого: | 611,0 | 947,3 | 155,04 | 528,55 | 86,5 |
Первоначально, согласно таблицы, оценку работы предприятия можно дать положительную, т.к. товарооборот перевыполнен как в целом по магазину на 55%, так и по группам товаров.
Однако цены увеличились в отчетном квартале по трикотажным изделиям в 1,5 раза (или на 50%), по галантерее в 2 раза. Следовательно, за счет роста цен и увеличился фактический товарооборот. Для сопоставления с планом фактическую сумму корректируют, т.е. определяют его величину в неизменных ценах (ценах планового периода). С этой целью фактическую сумму товарооборота делят на индекс цен.
О в сопоставимых ценах О факт. (где О - товарооборот)
i цен
Индекс 150 % 1,5 (по трикотажным изделиям)
цен 100 %
Товарооборот в сопоставимых ценах:
а) по трикотажным изделиям 329,6 = 219, 7 тыс. руб.
1,5
б) по галантерее 617,7 = 308,85 тыс. руб.
Следовательно % выполнения плана товарооборота в сопоставимых ценах будет иной, т.е.
а) по трикотажным изделиям 219,7 * 100% = 90,8 %
б) по галантерее 308,85 * 100 % = 83,7 %
а в целом по магазину 528,55 * 100 % = 86,5 %
611,0
т.е. положительно оценить работу коллектива магазина нельзя.
2. Балансовая увязка различных показателей,нужнадля изучения сторон хозяйственной деятельности предприятия торговли.
Данный метод широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, товарными запасами и т.д.
В торговле с помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товаров с их использованием и влиянием на товарооборот.
Для расчета влияния факторов на выполнение плана товарооборота составляют товарный баланс по формуле.
Зн + П = О + Зк + В
Зн – начальный запас товаров, переходящий с прошлого периода.
П – поступление товаров.
О – товарооборот.
Зк – конечный остаток товаров, переходящий на следующий период.
В - прочее выбытие товаров (естественная убыль).
При изучении финансового положения предприятияна основе бухгалтерского баланса сопоставляют данные актива (состав и размещение средств) с данными пассива (источники и целевое назначение средств), при этом устанавливают правильность использования средств, банковских кредитов и т.д.