Стандартные приемы экономического анализа
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности организации (АХД)
Анализ: сущность, виды
Анализ деятельности организации представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.
Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:
· технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
· финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;
· управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;
· маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
и др.
Все определения предмета дисциплины группируют следующим образом:
1) хозяйственная деятельность предприятий;
2) хозяйственные процессы и явления.
При этом отмечается, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Поэтому в последнее время большинство авторов предметом АХД считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности.
Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.
Система показателей анализа
Все экономические показатели делятся по признакам:
I. В зависимости от положенных в основу измерителей:
1.1. Стоимостные показатели (денежное измерение) в настоящее время наиболее распространены. В денежном измерении выражаются продаж, издержки обращения, прибыль.
1.2. Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций.
II. В зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется:
1.1. Количественные показатели– те, которые могут быть получены путем непосредственного учета. Показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Например, объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.
1.2. Качественные показатели– используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений. К качественным показателям относят показатели ритмичности продаж; выполнения плана продаж товаров и др.
В анализе хозяйственной деятельности так же используются абсолютные и относительные величины. Примером относительных величин являются проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Показатель структуры (удельный вес) показывает относительную долю составного элемента в общей сумме (Таблица 1).
Таблица 1
Пример расчета удельного веса
Наименование товара | Объем продаж, тыс.руб. | Удельный вес, % |
А | 100 000 | |
В | 150 000 | |
С | 80 000 | |
Итого | 330 000 |
Относительными показателями также являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения показателя.
Темп роста – это отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста):
Темп прироста показывает, на сколько процентов изменяется данный уровень по сравнению:
а) с предыдущим уровнем ряда при цепном способе,
б) с базисным, начальным уровнем ряда при базисном способе.
Темп прироста обычно выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличился (+) или уменьшился (-) текущий уровень по сравнению с предыдущим (базисным).
Базисным периодом может считаться первый год деятельности организации, предыдущий год и др.
Пример расчета роста, темпа роста, и темпа прироста приведен в таблице 2.
Таблица 2
Пример расчета роста, темпа роста, и темпа прироста
Год | Численность персонала, чел. | Рост, чел. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | |||
Базисные | Цепные | Базисные | Цепные | Базисные | Цепные | ||
- | - | ||||||
Важным относительным показателем также является относительная величина координации - соотношение частей целого между собой. Примером может служить соотношение в пассиве баланса организации собственного и заемного капитала.
Помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины. Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов. Выделяют:
1. Среднеарифметическую;
2. Среднегеометрическую взвешенную: , где Тпр = Тср – 100 .;
Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей. Вполне обоснованно использование таких показателей, как средняя заработная плата, средний запас товаров и т.п. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности средними величинами оперировать нельзя, так как за ними могут скрываться существенные недостатки в работе организации. Поэтому наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.
Методы факторного анализа
В процессе управления финансово–хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.
Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:
1. на первом этапе - выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;
2. на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;
3. на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.
Для оценки влияния факторов на результативный показатель используются методы:
1. цепных подстановок;
2. интегральный;
3. индексный и др.
Метод цепных подстановок
Сущность этого метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.
При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать:
1. абсолютные значения факторов
В этом случае:
1. В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя.
2. Полученный результат сравнивается с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.
3. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.
4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.
5. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.
Существует правило подстановки факторов: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности,а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.
Тесты
1. Горизонтальный метод экономического анализа заключается в :
а) определении структуры итоговых показателей;
б) сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
в) определении основной тенденции изменения динамики показателей.
2. Оценка динамики финансовых показателей осуществляется с помощью:
а) горизонтального анализа;
б) трендового анализа;
в) анализа финансовых коэффициентов.
3. Вертикальный анализ предусматривает расчет:
а) абсолютных изменений;
б) удельного веса;
в) темпов роста)
4. Факторный анализ хозяйственной деятельности осуществляется в целях:
а) оценки финансового состояния;
б) определения величин, вызвавших отклонения в финансовом состоянии;
в) составления перспективных планов развития организации.
5.Оценка структуры имущества организации связана с вычислением:
а) темпов роста;
б) абсолютных отклонений;
в) удельного веса.
6. Структуру имущества и источников финансирования определяют с помощью:
а) горизонтального анализа;
б) вертикального анализа;
в) трендового анализа.
7. Горизонтальный анализ используется для определения:
а) удельного веса;
б) относительных отклонений
в) абсолютных отклонений.
8. Сравнительный анализ позволяет:
а) выявлять резервы повышения эффективности деятельности;
б) выявлять тенденцию изменения финансовых показателей;
в) производить сравнение фактических показателей деятельности организации с показателями деятельности фирм –конкурентов.
9. Метод цепных подстановок относится к:
а) качественным методам экономического анализа;
б) количественным методам экономического анализа.
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности организации (АХД)
Анализ: сущность, виды
Анализ деятельности организации представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.
Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:
· технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
· финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;
· управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;
· маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
и др.
Все определения предмета дисциплины группируют следующим образом:
1) хозяйственная деятельность предприятий;
2) хозяйственные процессы и явления.
При этом отмечается, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Поэтому в последнее время большинство авторов предметом АХД считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности.
Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.
Система показателей анализа
Все экономические показатели делятся по признакам:
I. В зависимости от положенных в основу измерителей:
1.1. Стоимостные показатели (денежное измерение) в настоящее время наиболее распространены. В денежном измерении выражаются продаж, издержки обращения, прибыль.
1.2. Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций.
II. В зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется:
1.1. Количественные показатели– те, которые могут быть получены путем непосредственного учета. Показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Например, объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.
1.2. Качественные показатели– используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений. К качественным показателям относят показатели ритмичности продаж; выполнения плана продаж товаров и др.
В анализе хозяйственной деятельности так же используются абсолютные и относительные величины. Примером относительных величин являются проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Показатель структуры (удельный вес) показывает относительную долю составного элемента в общей сумме (Таблица 1).
Таблица 1
Пример расчета удельного веса
Наименование товара | Объем продаж, тыс.руб. | Удельный вес, % |
А | 100 000 | |
В | 150 000 | |
С | 80 000 | |
Итого | 330 000 |
Относительными показателями также являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения показателя.
Темп роста – это отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста):
Темп прироста показывает, на сколько процентов изменяется данный уровень по сравнению:
а) с предыдущим уровнем ряда при цепном способе,
б) с базисным, начальным уровнем ряда при базисном способе.
Темп прироста обычно выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличился (+) или уменьшился (-) текущий уровень по сравнению с предыдущим (базисным).
Базисным периодом может считаться первый год деятельности организации, предыдущий год и др.
Пример расчета роста, темпа роста, и темпа прироста приведен в таблице 2.
Таблица 2
Пример расчета роста, темпа роста, и темпа прироста
Год | Численность персонала, чел. | Рост, чел. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | |||
Базисные | Цепные | Базисные | Цепные | Базисные | Цепные | ||
- | - | ||||||
Важным относительным показателем также является относительная величина координации - соотношение частей целого между собой. Примером может служить соотношение в пассиве баланса организации собственного и заемного капитала.
Помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины. Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов. Выделяют:
1. Среднеарифметическую;
2. Среднегеометрическую взвешенную: , где Тпр = Тср – 100 .;
Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей. Вполне обоснованно использование таких показателей, как средняя заработная плата, средний запас товаров и т.п. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности средними величинами оперировать нельзя, так как за ними могут скрываться существенные недостатки в работе организации. Поэтому наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.
Стандартные приемы экономического анализа
Практикой анализа выработаны основные правила (методика) анализа отчетов. Условно их можно разделить на четыре типа анализа:
1. горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2. вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей;
3. трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем;
4. анализ коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.
Например:
Смета затрат на производство
Наименование статей | Предыдущий год | Отчетный год |
Объем продукции в действующих ценах | ||
Себестоимость товарной продукции | ||
Затраты на производство и реализацию продукции | ||
В том числе: | ||
Материальные затраты: | ||
-сырье и материалы | ||
-покупные изделия и полуфабрикаты | ||
-услуги промышленного характера | ||
-топливо | ||
-энергия | ||
Затраты на оплату труда | ||
Отчисления на соцстрах | ||
Амортизация основных фондов | ||
Прочие расходы | ||
Изменение остатков незавершенного производства | +33658 | -11341 |
НДС на использование сырья и материалов |
Широкое применение имеют сравнительный и факторный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей фирмы с показателями других подразделений, фирм - конкурентов и т.д.
Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Эти методы могут быть использованы на всех этапах анализа и формирования обобщающих показателей финансово–хозяйственной деятельности организации.
Методы факторного анализа
В процессе управления финансово–хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.
Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:
1. на первом этапе - выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;
2. на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;
3. на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.
Для оценки влияния факторов на результативный показатель используются методы:
1. цепных подстановок;
2. интегральный;
3. индексный и др.
Метод цепных подстановок
Сущность этого метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.
При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать:
1. абсолютные значения факторов
В этом случае:
1. В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя.
2. Полученный результат сравнивается с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.
3. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.
4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.
5. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.
Существует правило подстановки факторов: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности,а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.