Организация контрольно-аналитической работы
Большое внимание на предприятии должно уделяться контрольно- аналитической работе,так как ее эффективность во многом определяет результат финансовой деятельности. Финансовые службы контролируют выполнение показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного оборотного капитала, за целевым использованием банковского кредита.
Финансовая служба является частью единого механизма управления хозяйственной деятельностью, и поэтому она тесно связана с другими службами предприятия (рис.3).
С недавних пор в практике российских предприятий появились новые функции, широко известные в мировой практике финансового управления, остановимся на них подробнее.
Рис. 3. Функции финансовой службы предприятия
Управление ликвидностью. Предприятие ликвидно, если может платить по текущим обязательствам. Каждый менеджер должен для себя связать управление ликвидностью с навыками управления рабочим капиталом и денежными потоками предприятия.
Управление финансовой устойчивостью. Считается, что предприятие финансово устойчиво, если у него оптимальная структура капитала. Управлять финансовой устойчивостью это управлять структурой капитала предприятия, определять оптимальные размеры собственного капитала, искать пути его увеличения, грамотно пользоваться финансовым левериджем, достигая наибольшего эффекта от привлечения займов и не подвергая при этом предприятие риску банкротства.
Инвестиционная деятельность. Данный сложный вид управленческой деятельности складывается из следующих обязательных элементов: инвестиционного анализа; управления инвестиционным портфелем с учетом финансовых рисков и разработки системы хеджирования финансовых рисков.
Результатом инвестиционной деятельности может стать либо оптимальная структура активов, либо инвестиционный проект, а чаще и то, и другое. Что касается инвестиционного проекта, то речь идет о его разработке, оценке, управлении и финансировании.
Специальные функции.Напомним, что речь идет о функциях финансового управления применительно к корпоративным структурам.
Управление акционерным капиталом. Всем менеджерам полезно знать, что акционерный капитал существует в нескольких формах (объявленный, обращающийся, уставный, оплаченный, выкупной и т.п.), а также имеет сложную структуру, которая охватывает нераспределенную прибыль, эмиссионный доход, уставный капитал и другие элементы.
Подобные знания рождают более грамотную финансовую политику и обоснованный выбор среди множества финансовых стратегий.
Управление корпоративными ценными бумагами. Что необходимо взять на заметку, пытаясь понять значение этой функции? Главное это процесс комплексный, который включает:
Ø принципиальное решение руководства предприятия эмиссии;
Ø выбор акций или облигаций в качестве объекта эмиссии;
Ø разработку эмиссионного проспекта для акций и облигационного соглашения для облигаций;
Ø организацию первичного размещения ценных бумаг, андеррайтинг;
Ø проведение операций с ценными бумагами на вторичном фондовом рынке.
Дивидендная политика. Речь идет в данном случае о выработке позиции руководства корпорации по вопросу о дивидендах (решение о выплате дивидендов, определение уровня дивидендов и форм их выплаты). Но не только.
Вопрос о дивидендах в финансовом управлении тесно связан с проблемой распределения чистой прибыли предприятия на нераспределенную прибыль, т.е. ту которая идет на развитие предприятия, и дивидендную прибыль, т.е. ту, которая распределяется между акционерами в виде дивидендов.
На предприятии финансовым управлением занимаются финансовые менеджеры. Они разделяются по функциям и уровням финансового управления. Возглавляет управление финансами главный финансовый менеджер. На фирме или предприятии это финансовый директор, а в крупной промышленной компании вице-президент по финансам.
Главный финансовый менеджер несет полную ответственность за всю финансовую деятельность предприятия. Перечень его функций достаточно многообразен, но все они носят, безусловно, стратегический характер и нацелены на формирование финансовой устойчивости и стабильности предприятия.
Часть своих функций главный финансовый менеджер делегирует на функциональные уровни финансового управления. Ему подчиняются, если следовать типовой схеме организации финансов, два функциональных менеджера: главный бухгалтер и казначей, а точнее управляющий финансами.
Однако именно казначею принадлежит прерогатива решения вопросов, связанных с организацией инвестиционной деятельности и финансированием предприятия, созданием эффективных отношений с банком и другими финансовыми институтами, работа на фондовых и иных финансовых рынках.
Функции финансового директора и казначея тесно связаны между собой, они стратегические по своему характеру; финансовый директор в большей степени занят политикой в области финансов, а казначей — подготовкой и обоснованием аналитических и управленческих решений.
Финансовый директор.Руководство предприятия полностью полагается на финансового директора в вопросах политики дивидендов, привлечения новых финансовых ресурсов, проведения политики крупных инвестиционных затрат, радикальных преобразований типа слияний и присоединений.
К нему внимательно прислушиваются при подведении итогов финансового анализа, оценки и интерпретации перспектив финансово-экономического развития: он комментирует финансовые аспекты правовых норм деятельности предприятия.
Сферы ответственности финансового директора предопределяют и его основные функции. Он должен заниматься долгосрочным финансовым планированием, участвовать в подготовке долгосрочных бюджетов, контролируя тесную увязку капитальных затрат, долговременной стратегии развития и финансовых ресурсов.
В акционерной компании ему принадлежат функции подготовки решений по политике дивидендов, эмиссии дивидендов, выпуску облигационных займов, он формирует финансовые стратегии для предприятия.
Финансовый директор крупной промышленной корпорации называется вице-президентом по финансам. Это главный финансовый менеджер.
Постараемся суммировать его основные функции, очертив тем самым круг вопросов, за которые он обязан нести ответственность:
Ø участие в формировании стратегии, определение финансовых потребностей для избранной стратегии;
Ø долгосрочное планирование и подготовка (оценка) перспективных бюджетов;
Ø распределение чистого дохода, определение нормы капитализации прибыли и выработка политики дивидендных выплат;
Ø оценка инвестиционных проектов, распределение инвестиций и формирование инвестиционного портфеля;
Ø определение структуры капитала, формирование политики привлечения займов, эмиссионной политики и выбор эффективных финансовых инструментов;
Ø участие в реструктуризации деятельности предприятия, разработка мер по слияниям, присоединениям и поглощениям, реорганизации акционерных обществ.
Казначей (финансовый управляющий).Его основная задача сводится к поддержанию финансовой устойчивости, он обязан обеспечивать свое предприятие финансовыми ресурсами при любых, даже весьма сложных обстоятельствах.
Казначей и отделы, которые находятся под его началом, занимаются прогнозированием финансовых нужд и потребностей компании, в их компетенции управление оборотными средствами, контроль за движением денежных потоков.
Казначей призван поддерживать деловые отношения с банками, поскольку именно он отвечает за финансирование и кредитование экономического развития предприятия.
Он несет полную ответственность за организацию эмиссии и проведение операций с корпоративными ценными бумагами и управление корпоративными долгами, важнейшей частью которых являются облигационные займы.
Казначей — хранитель капитала предприятия, который постоянно наблюдает за его устойчивостью. Поэтому он в ответе за инвестиционные вложения предприятия в ценные бумаги других компаний, государственные ценные бумаги и любые другие инструменты денежных рынков.
Казначей занимается трастовыми операциями по управлению пенсионными фондами работников своей компании. Он управляет валютными активами и пассивами, осуществляя целый ряд мер по хеджированию валютных рисков, тем самым защищая компанию от потерь, связанных с изменениями валютных курсов.
Департамент казначея может также управлять недвижимостью, находящейся в собственности компании, проводить операции на рынках недвижимости, в его функции включена и страховая деятельность. Сотрудники этого департамента оказывают консультационные услуги по вопросам торговых кредитов и взаимоотношений с поставщиками, преследуя политику сбалансированности между кредиторами и дебиторами.
Наконец, департамент казначея часто возглавляет экспертизу по финансовому анализу, выдвигая на его основе предложения по инвестиционным затратам, лизинговому финансированию.
В состав полномочий казначея входят:
· прогноз финансовых потребностей;
· управление денежными средствами;
· взаимоотношения с банками (кратко- и долгосрочные займы);
· управление ценными бумагами;
· управление заемным капиталом;
· управление инвестициями в ценные бумаги и другие денежные инструменты;
· управление валютными активами;
· хеджирование потерь от изменения валютных курсов;
· управление реальными активами;
· управление страхованием;
· управление потребительским кредитом с помощью банков и инвестиционных компаний;
· экспертиза результатов финансового анализа;
· выбор инвестиционных проектов;
· поглощения и слияния;
· арендное финансирование (лизинг).
Главный бухгалтер,как и казначей, подчиняется финансовому директору.
Он устанавливает, поддерживает в рабочем состоянии всю информационную систему предприятия, проводит аудиторскую проверку его структурных подразделений. Вместе со своими сотрудниками он готовит сообщения и отчеты менеджерам, руководству предприятия (совету директоров, акционерам и налоговой инспекции).
Бухгалтерия осуществляет сбор и обработку первичной информации, занимается учетом затрат, рассчитывает плановые цены на производимую продукцию, принимает решения относительно торговых кредитов, контролирует задолженность перед поставщиками.
Вместе со своими сотрудниками он занят краткосрочными прогнозами, разрабатывает сметы затрат, принимает участие в проведении финансового анализа.
Функциями главного бухгалтера являются:
Ø организация бухгалтерского учета;
Ø анализ прибыли;
Ø финансовый анализ;
Ø анализ цен;
Ø анализ и учет затрат;
Ø составление финансовой отчетности и краткосрочных бюджетов;
Ø организация контроля;
Ø налоговые платежи;
Ø внутренний аудит.